"Экстра" берет интервью у одного из немногих в Чите пластических хирургов - Евгения Поликарпова. Врач рассказывает о центре эстетической и пластической хирургии, который организован при областной клинической больнице (ОКБ). Оборудование, по словам Поликарпова, оставляет желать лучшего: "Сейчас вся техника стоит недешево, особенно новые разработки. Больница себе не может позволить всё это, а привлекать спонсоров - дело трудоёмкое и не всегда благодарное". Косметические операции в Чите проводятся с 1987 года, "поначалу это было только лицо, а потом постепенно - с 1993 года - перешли на другие части тела: молочные железы, живот, липосакция и так далее". Большинство пластических хирургов в Чите заканчивали стоматологический факультет местной медакадемии, после чего занимались хирургической стоматологией: "Сейчас критерии другие: чтобы стать челюстно-лицевым хирургом, надо закончить лечебный факультет. После этого - год интернатуры, а потом шесть месяцев специализации по хирургии. Только тогда дается сертификат челюстно-лицевого хирурга. А на косметического хирурга надо учиться уже отдельно, ездить на специальные курсы, имеющие лицензии государственного образца, проходить обучение - не менее ста сорока четырех часов. И обучение, конечно, платное и довольно дорогое". По информации Поликарпова, в Чите работают не больше десяти пластических хирургов - четверо в ОКБ, и еще несколько врачей в стомклинике при медицинской академии. Хирурги в ОКБ проводят порядка двухсот операций в год, в пиковые сезоны до шести-семи операций в неделю. При этом качество операций в столице Забайкалья, по мнению собеседника "Экстры", не хуже, чем в Москве: "Нам бы их оборудование - мы бы тут вообще чудеса творили. В Чите, может, даже и лучше в том плане, что доктора здесь относятся к пациентам более ответственно. Раз ты прооперировал, тем более, на коммерческой основе, значит, тебе надо всё довести до конца и выходить пациента. А там это дело поставлено на поток: прооперировали, выгнали, а результат врачей уже не интересует. Можешь жаловаться - не жаловаться, твои проблемы. Многие операции делаются даже необоснованно, когда человеку это противопоказано, - лишь бы люди платили деньги. К нам даже приезжают из Москвы и других городов - потому что дешевле, а в качестве не уступает. Даже с билетом на самолет туда и обратно - все равно выходит дешевле. Один только нос в Москве сделать - это полторы-две тысячи долларов, а у нас - от семи до четырнадцати тысяч (в рублях, естественно). Здесь человек приезжает, делает операцию, отлеживает, сколько положено - и домой".

"Экстра" утверждает, что "в Чите можно купить диплом любого вуза без особых проблем". Убеждение основано на опыте общения с некими продавцами дипломов по телефону, номер которого изданию удалось обнаружить в одной из местных газет, где "в рубрике "Образование" была помещена всего одна строчка: "Дипломы на заказ", и шестизначный номер телефона": "Оказалось, корочки об окончании университета, института или академии обойдутся покупательскому карману в двадцать тысяч рублей, техникума - в пятнадцать. Местная контора занимается лишь приёмом заказов, всё остальное оформляется в столице". Газету удивила столь низкая стоимость необычного заказа: "Год обучения в вузе стоит никак не меньше 20-30 тыс. Берём средние 25 тыс. и умножаем на 5 лет обучения. К ним прибавляем примерно 3 тыс. в месяц за съём квартиры, и так 9 месяцев с сентября по май. Ещё такая же сумма в год уходит на повседневные расходы. Годовой бюджет в размере 135 тыс. рублей умножаем на 5 лет и прибавляем к стоимости обучения. Получается, образование, если цены не будут расти в ближайшие 5 лет, обойдётся родителям сегодняшних абитуриентов примерно в 395 тыс. рублей, что почти в 20 раз больше, чем "предприниматели" просят за уже готовый диплом". При этом собеседники на другом конце провода утверждают, что с дипломами никаких проблем не будет. Так или иначе, купить диплом изданию так и не удалось - многократные звонки постоянно наталкивались на стандартную фразу: "Вы перезвоните дня через 2, а то Москва на связь не выходит".

"Экстра" рассказывает довольно запутанную историю восьми двухквартирных домов, расположенных в поселке Карымское. В построенные, судя по всему, в первой половине 90-х годов дома тепло и воду подавала расположенная неподалеку исправительно-трудовая колония. "В 1996 году, согласно постановлению президента, тогда еще неприватизированные дома надо было передать на обслуживание ЖКХ. На эти цели Карымскому району из федерального бюджета было выделено 139 млн рублей. Тогда же постановление о передаче домов подписали глава района, председатель районного комитета по имуществу и инспектор по жилью". Сегодняшние власти говорят, что "эти постановления были недействительны, дома на баланс переданы не были". "Несмотря на это жильцы стали платить за коммунальные услуги в ЖКХ, которое, в свою очередь, рассчитывалось с колонией за то, что она обеспечивала жильцов водой и теплом". В 2000 году главный бухгалтер некоей организации, которую издание упорно называет ЖКХ, заявила руководству колонии, что дома с баланса ее структуры снимаются, а топить или не топить - это уже не ее проблема. До апреля 2004 года тепло и вода в дома продолжали поступать - до тех пор, пока вышестоящее начальство колонии не подписало распоряжение об отключении домов от водоснабжения и отопления по причине изношенности сетей: "С сентября 2000 по январь 2005 года жилье не отапливалось, трубы полопались, стены домов были покрыты снегом, старики отмораживали себе ноги, дети жили в теплых квартирах родственников". В 2005 году с жильцов собрали по 3 тыс. рублей для подключения к котельной предприятия "Сельхозводстрой". Но опять что-то пошло не так - трубы были проложены слишком близко к поверхности и едва присыпаны шлаком, в итоге ни тепла, ни воды в дома так и не попало. Газета задается вопросом - а что же будет с неблагополучными домами этой зимой и приводит решение областного суда от 19 июля 2005 года, согласно которому районная администрация в любом случае - даже если квартиры приватизированы - должна отвечать за обеспечение домов теплом и водой. По информации газеты никаких действий в этом плане не предпринимается.

"Эффект" беседует с Сергеем Васильевым - главой администрации Забайкальского района, в административном центре которого - поселке Забайкальск - расположен один из самых крупных автомобильных пунктов пропуска на российско-китайского границе. Васильев сетует, что поступление в районный бюджет средств из-за отмены целевого неналогового сбора на пункте пропуска пока прервалось - "только за первую половину 2005 года потери составили 37,3 млн рублей": "Поэтому, когда формировался бюджет 2005 года, говорить о поддержке каких-то перспективных направлений хозяйства совершенно не приходилось. Чтобы обеспечить доходы бюджета, необходимо развивать экономику, а в это развитие вложить нечего, потому что у бюджета нет доходов". Васильев рассказывает, что когда он пришел в администрацию (выборы он выиграл в конце 2004 года), то обнаружил совершенно громоздкую и неэффективную систему управления, а сотрудники не были способны решать вопросы хозяйственного развития: "До упразднения сбора на границе район номинально был самодостаточен. Эти деньги в свое время не были потрачены на развитие экономики, а просто избаловали чиновников, которые в условиях безденежья не смогли оптимально распределить скромные доходы. Я выстрадал структуру, вместо пяти замов оставил двух, некоторые комитеты и управления вообще упразднил". В разговорах с сельхозтоваропроизводителями Васильев говорит прямо: "Я пришел вас спасти. Люди, вы опомнитесь, мы в рынке. Если вы так и будет сидеть и ждать, когда вам из бюджета подачку кинут... 18 млн рублей - долг сельского хозяйства местному бюджету. А они мне говорят - нам сказали брать, а потом всё спишется". Выводы главы администрации пессимистичны: "те нормативы, которые определил законодатель для отчисления в бюджеты таких отдаленных районов, как наш Забайкальский - это, скорее, инструмент социально-экономической деградации приграничья. Мириться я таким положением, прикрываясь формальным законничеством, - это антигосударственная, безответственная и даже аморальная позиция. Когда у российского государства не было денег, у него был федеральная программа развития приграничного поселка Забайкальск - деньги хоть через пень-колоду, но давали. Сейчас у государства денег, как у дурака махорки, а федеральной программы развития нет. Почему? Может, они Родину не любят?"

"Забайкальский рабочий" размышляет на тему молодежного криминала в Читинской области: "По данным регионального УВД, 80% грабежей совершают молодые люди в возрасте от 14 до 28 лет. Статистика свидетельствует, что в 1005 году наблюдается некоторое снижение уровня правонарушений, совершенных несовершеннолетними. Однако молодые грабители, воры и убийцы становятся более организованными. В криминальных хрониках не редкость - факты задержания небольших молодежных групп, занимающихся кражами сотовых телефонов, уличным "гоп-стопом", "домушничеством". А самое главное - средний возраст юного преступника становится всё меньше. И убивают они все легче, не понимая в полной мере цену жизни и смерти. И умирают всё чаще". Отдельное внимание "Забайкальский рабочий" уделяет деревенскому криминалу, как "результату полного одеревенения мозга, достигнутого в результате беспробудного пьянства. Грязная кровавая бытовуха поглотила села и деревни. А чем еще заняться, если дом культуры уже два года закрыт? Если твои друзья, с которыми ты вырос с детства, ничего не умеют, кроме того, что сивуху поглощать в немереных количествах. Если за хозяйством следить нет ни желания не интереса". У города свои правила - "здесь очень мало теплых мест и много желающих их занять". В качестве примера издание приводит студента спортивного факультета педуниверситета, который "курсе на четвертом понял, что за свои корочки, добытые в пятилетней борьбе с гранитом науки, в школе он будет получать максимум две тысячи рублей. Молодость, амбиции - какая уж тут школа, когда собственная девушка требует всё больших и больших расходов". Кузницей кадров для криминальных кругов газета называет спортивные клубы и общества: "Не новость, что большинство секций карате, бокса, кик-боксинга и других боевых искусств находятся под пристальным вниманием преступных группировок. Если вышколить молодого боксера, натаскать по соревнованиям, добиться ему пары призовых мест, то он на куски порвет любого, кто на его благодетеля косо посмотрит. Десять таких бойцов - вполне серьезный отряд, с которым и на "стрелку" не стыдно поехать. А с сотней таких молодцев можно и целый город в страхе держать".

"Забайкальский рабочий" считает, что Чита совершенно не приспособлена для передвижения инвалидов. Возвращение к наболевшей теме обосновано тем, что в 2005 году вышло "вымученное" распоряжение администрации области о первоочередных мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры. Газета публикует фотографии нескольких примечательных зданий областного центра, которые толком не приспособлены для попадания в них инвалидов. На первом месте администрация области: "Высота пандуса 60 см, длина 1,6 м., а должна быть шесть метров. Ширина удовлетворительная - один метр. Три пролета лестниц, но пандусы сделаны только на двух. Вывод - место для инвалидов недоступное". В печальный список также попадает центральный переговорный пункт, и кафедральный собор имени Казанской иконы Божьей Матери, где пандусов нет вообще, областной комитет социального обеспечения, где длина пандуса вместо 9 составляет 1,5 метра. Принятие распоряжения администрации области должно, по мнению разработчиков документа, сдвинуть ситуацию с мертвой точки - раньше перед строительством нового объекта необходимо было согласовывать, насколько это здание будет социально значимым, нужны ли пандусы и так далее, но после принятия ФЗ №122 эта норма утратила силу. В "родах" столь необходимого распоряжения помогали, прежде всего, те, кому "больше всех надо" - всероссийское общество инвалидов, комитет социального обеспечения, всё, что могли, делали соцработники и студенты забайкальского государственного педагогического университета. Все вопросы, касающиеся безбарьерной среды, выносились на различные заседания, межведомственные комиссии, проводилась огромная работа по анализу социальных объектов не предмет доступности для инвалидов. Студенты педуниверситета обошли весь город - записывали, где есть пандусы, а где их нет, замеряли их высоту, длину, ширину, высоту бордюров. В результате они предложили 200 объектов, где пандусы необходимы. В перечень объектов, "подлежащих приспособлению для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и других маломобильных групп населения" по Чите попало только 38 - это администрации районов, поликлиники, аптеки, бани и ряд других учреждений.