АЛРОСА создаст своим клиентам недискриминационные условия

Москва, 23 сентября 2005, 17:02 — REGNUM  22 сентября АЛРОСА опубликовала на своем сайте выдержки из положения "О порядке и условиях реализации АК АЛРОСА алмазного сырья". Как следует из этого документа, АЛРОСА намерена обеспечить своим клиентам "единые (недискриминационные) условия доступа к алмазному сырью". По мнению компании, это станет возможным благодаря введению "единых процедур сортировки алмазного сырья вне зависимости от конкретного покупателя", единых требований к контрактам на поставку алмазов, а также гибкой ценовой политики. Это положение, согласованное с ФАС еще весной, ляжет в основу новой сбытовой стратегии АЛРОСА, которая в настоящий момент находится в стадии разработки.

Собственно, антимонопольное ведомство и стало инициатором появления этого документа, направив в апреле 2004 года в АЛРОСА предписание с требованием разработать единые условия доступа участников рынка к алмазному сырью. Дело в том, что до недавних пор у якутских гранильных предприятий существовали льготы, ставившие их в преимущественное положение по сравнению с другими участниками этого рынка. Речь, к примеру, идет о существовавшем еще со времен президентства Бориса Ельцина праве якутских властей на 25% добываемых в республике алмазов. Весной 2005 года ФАС возбудила дело в отношении АЛРОСА и правительства Якутии по признакам нарушения антимонопольного законодательства. Однако спустя неделю АЛРОСА с 8-й попытки согласовала с ФАС положение "О порядке и условиях реализации АК АЛРОСА алмазного сырья".

В самой АЛРОСА утверждают, что публикация документа "О порядке и условиях реализации АК АЛРОСА алмазного сырья" не является требованием ФАС. "Это инициатива компании, которая идет в русле решений правительства РФ по либерализации рынка. АЛРОСА продолжает политику открытости, поэтому было принято принципиальное решение опубликовать основные принципы взаимоотношений с клиентами", - заявили в пресс-службе компании. По словам ее руководителя Андрея Гусенкова, в настоящее время идет процесс формирования новой клиентской базы на основании этого положения.

Своих покупателей АЛРОСА решила поделить на 3 группы - госструктуры, закупающие алмазы для пополнения госфондов, постоянные покупатели стандартных боксов и клиенты, приобретающие крупные камни на торгах. Впрочем, клиентами АЛРОСА могут стать далеко не все. В их число, к примеру, не попадут компании, зарегистрированные в странах, не обладающих статусом официального члена Кимберлийского процесса, в рамках которого мировое сообщество ведет борьбу с "кровавыми" алмазами. На сотрудничество с АЛРОСА могут не рассчитывать нарушители принятого в мировой практике порядка о раздельной продаже природных и синтетических алмазов, а также налогового, таможенного и "иного законодательства". И, наконец, АЛРОСА не станет работать с компаниями, находящимися в стадии реорганизации, ликвидации или банкротства, а также с сообщившими ей недостоверные сведения о себе.

Покупатель-претендент должен предоставить в АЛРОСА исчерпывающую информацию о своей производственно-хозяйственной деятельности и документы, подтверждающие "финансовую состоятельность, стабильность и рыночную устойчивость". Более того, компания "может запрашивать у лиц, желающих приобрести алмазное сырье, дополнительные сведения на добровольной основе".

Однако огранщиков все это, похоже, не смущает. "Пока неясно, какую именно информацию АЛРОСА захочет получать. Если она не будет представлять коммерческую тайну, думаю, мы сможем договориться. На мой взгляд, компромисс возможен. Что же касается идеи равного доступа к источникам сырья, то абстрактно эта идея хорошая. Однако в условиях недостатка сырья, который сейчас наблюдается на внутреннем рынке, я не знаю, как эту идею можно осуществить. Сегодня ситуация с сырьем в России хуже, чем была 5 лет назад. И это при том, что объем добычи растет, а поставки в De Beers сокращаются", - считает гендиректор ЗАО "Руиз Даймондс" Валерий Морозов, представляющий интересы израильского диамантера Льва Леваева в Москве.

"Пока идет эксперимент. Надеюсь, что объемы сырья предприятиям-членам ассоциации не будут снижены (последние лет 5 они обеспечивались на 90-95%). Что касается нового порядка, то он больше нужен АЛРОСА для работы с новыми клиентами. С постоянными участниками рынка отношения уже сложились", - заявил вице-президент Ассоциации российских производителей бриллиантов Арарат Эвоян. Об этом сообщает КоммерсантЪ.

Справка ИА REGNUM: АК "Алроса" создана в соответствии с указом президента России "Об образовании акционерной компании "Алмазы России - Саха" от 19 февраля 1992 года №158С. "АЛРОСА" - крупнейшая в Российской Федерации компания, занимающаяся разведкой, добычей, обработкой и реализацией алмазов, и один из крупнейших мировых производителей алмазов. Объем производства "АЛРОСА" составляет почти 100% всех алмазов, добываемых в России, и около 23% мировой добычи. Деятельность компании регулируется Уставом "АЛРОСА", договорами об аренде с республикой Саха (Якутия), законодательствами России и республики Саха (Якутия), а также соответствующими указами президента. Согласно соответствующим статьям Устава компании, "АЛРОСА" является компанией закрытого типа, то есть ее акции не обращаются на фондовом рынке. Хотя компания начала свою деятельность под этим именем с 1 января 1993 года, ее история восходит к 1954 году, когда в России была открыта первая алмазная кимберлитовая трубка. По оценкам геологов, при текущем уровне добычи "АЛРОСА" хватит запасов на 50 лет.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.