Сибирь на ярмарке в Урумчи выглядела жалко: горно-алтайская пресса обсуждает итоги ярмарки

Весь мир, 22 Сентября 2005, 20:27 — REGNUM  

На ярмарке в Урумчи (Синьдзян-Уйгурский автономный район, СУАР - прим. ИА REGNUM), которая проходила в самом начале сентября 2005 года, Сибирь выглядела жалко. Об этом 22 сентября в горно-алтайском еженедельнике "Постскриптум" пишет побывавший на ярмарке журналист Николай Витовцев.

"Интересуют ли ответственных товарищей из Сибирского федерального округа более важные вещи в сравнении с центнерами грузов, которые они везут с ярмарки себе домой? - задается вопросом автор. - Пока что окружные начальники мало чем отличаются в аэропорту Урумчи от "челноков", загруженных под завязку китайским ширпотребом. И, может, поэтому отношение к ним со стороны китайских чиновников - соответствующее. Окружное начальство только на словах выступает за расширение приграничного сотрудничества, за удвоение ВВП, создание совместных предприятий, рост товарооборота с Синьцзяном и прочее, - продолжает "Постскриптум". - На самом же деле контора генерала Анатолия Квашнина будет и дальше прилагать все силы к тому, чтобы не допустить укрепления самостоятельности не только отдельно взятой Республики Алтай, но и любого сибирского региона. Их задача - душить все, что будет идти вразрез с идеями злосчастного "укрупнения". И это значит, что падение в яму продолжится. Об этом мне говорили во время Урумчинской ярмарки люди из всех делегаций нашего округа, из всех без исключения. Хотят того федералы или нет, но объективно округ превращается в такой тормоз для развития приграничных связей, что единственным выходом из нынешнего тупика может стать только ликвидация округа, ставшего в телеге пятым колесом. Какая польза от окружного начальства, если оно не в состоянии определиться даже с кандидатурой на пост губернатора Алтайского края?

Строительная фирма из Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая "ЕМА" во главе с генеральным директором Чен Чжифуном готова прийти в Республику Алтай хоть сейчас. Ее годовой оборот - 6 миллиардов долларов. В этом году фирма возвела в Урумчи две "свечки" по 36 этажей за два месяца, попутно благоустроив прилегающий к ним парк площадью 7 тысяч кв. метров, причем парковые ручейки и фонтаны естественным образом продолжаются в подвальных помещениях, расположенных под двумя небоскребами. Фирма "ЕМА" зарождалась в 1989 году, ее основали три брата, жившие в то время в городе Алтай. Начинали с торговли сувенирами, не имели даже своего автомобиля. Примерно так же начинали у нас в Горном Алтае первые кооперативы. Встав на ноги, братья перебрались в Урумчи, и старший из них по сути дела живет теперь в своем офисе - иначе ему не справиться с головокружительными объемами работ. Август, как считает Чен Чжифун, был для его фирмы неудачным: оборот едва достиг 360 миллионов долларов. С момента своего появления фирма "ЕМА" была нацелена на сотрудничество с Сибирью и, в частности, с Горным Алтаем. Они продолжают надеяться на то, что получат в скором времени работу в Республике Алтай. Но, к сожалению, нынешняя "вертикаль власти" позволяет им заниматься только вывозом металлолома из Западной Сибири - на радость таким губернаторам, как Аман Тулеев. Больше им ничего не разрешают делать на уровне СФО.

Возвращаясь из Урумчи, барнаульцы получили большие проблемы в новосибирском аэропорту Толмачево. Люди из полпредства убедительно попросили таможенников перетрясти багаж барнаульцев "по полной программе". За что же им выпала такая немилость? А за то, что они посмели выйти на Урумчинскую ярмарку самостоятельно, в обход Новосибирска. Фирма "ЭКСПО-Новосибирск", выступая правопреемником "Сибирской ярмарки", пытается сохранить монополию на участие сибиряков в международных ярмарках. В июле этого года, "содействуя" нашему участию в Харбинской ярмарке, монополисты слупили с каждого человека по 7.900 "рваных" только за банкет. И в этот раз новосибирцы тоже не стали мелочиться: за проезд одного участника в Урумчи и обратно с проживанием в гостинице они запросили в пределах 36 тысяч рублей, тогда как в Барнауле фирма "Грандис" назвала 24.500. Выставочное место площадью 9 кв. метров через барнаульскую фирму обходилось в $700, а в "ЭКСПО-Новосибирск" предлагали такое же место за 39.000 рублей, курс доллара известен. Много ли будет желающих ехать за такие деньги на ярмарку в Урумчи? Кроме представителей Алтайского края услугами ООО "Грандис" в последний момент воспользовались в Кызыле и Горно-Алтайске. Представителям СФО не понравилось еще и то, что делегация Алтайского края не стала делиться на VIP-персоны и, скажем так, всех "остальных". Руководители делегации края поселились вместе с "народом" в гостинице "Куньлунь", тогда как "випы" чисто по-московски облюбовали себе фешенебельный отель "Иньду". Барнаульцы откровенно недоумевали: зачем делиться, если каждый час, а то и каждую минуту возникают вопросы, которые надо решать сообща? Окружное начальство зачислило себя в VIP-персоны. Но считать себя таковыми и быть ими на самом деле - вещи совершенно разные. Китайцы ненавязчиво дали понять, кто есть "ху" в табели о рангах на ярмарке в Урумчи, и когда встал вопрос, на чем ехать нашим "випам" на экскурсию в славный город Турфан - на сверкающих джипах или париться вместе с "народом" на автобусе - китайцы, как учит их родная Коммунистическая партия, определили сослуживцев генерала Квашнина в автобус, хотя другие "випы" дружно сели в джипы. Сибирякам отвели место далеко на задворках ярмарки, после Казахстана, через загородку от торгово-закупочных фирм, представлявших Пакистан. Когда стоишь там, на самых задворках ярмарки, и понимаешь, что настоящая жизнь кипит не здесь, а где-то дальше, есть повод задуматься.

Конечно, министр экономики Республики Алтай Михаил Зотов прав, когда говорит, что это и есть истинное отражение нашего сектора в мировой экономике: 2 процента на всю Россию, а на Западную Сибирь - соответственно. И, тем не менее, совсем рядом - просторные залы, откупленные для своих стендов и экспозиций властями Казахстана".

По словам автора публикации в "Постскриптуме", столь широкое присутствие на ярмарке Казахстана объясняется просто: "в числе учредителей Урумчинской ярмарки - Торгово-промышленная палата Казахстана, и в отличие от нас казахстанцы едут туда не как гости, а как полноправные хозяева ярмарки. Что мешает торгово-промышленным палатам сибирских регионов и их федеральному руководству объединить усилия и тоже войти в число учредителей Урумчинской ярмарки? По всем приметам, интерес китайского бизнеса к Сибири из года в год будет только возрастать, а это значит, что сибирякам сам Бог велел продолжить традиции российского купечества и на новом уровне занять достойное место среди конкурентов".

Во время проведения ярмарки, пишет горно-алтайский еженедельник, среди участников обсуждалась идея строительства прямой автомагистрали из Китая в Сибирь. В настоящее время есть три направления, по которым Западная Сибирь выходит на Китай. Первое - по Чуйскому тракту и дороге через Монголию на Тайкишкен. Второе - так называемая "челночная" дорога на Чугучак через Казахстан. Третье - дорога через перевал Канас. Какой путь предпочтительнее? Понятно, что выход Западной Сибири на Китай затронет экономические интересы Монголии и Казахстана. Цель "Дороги тысячелетия" в Монголии - не только транспортная магистраль через всю страну, но и так называемая "вертикальная" дорога в сторону Китая от Ташанты. И у Казахстана свои расчеты: там хотят, чтобы другого выхода в Китай у России не было; чтобы грузы по-прежнему шли через Казахстан. Основным торговым партнером СУАР, судя по всем экономическим обзорам, остается именно Казахстан, доля которого достигает более 52%. Россия среди стран СНГ занимает третье место после Кыргызстана. Уверенное лидерство Казахстана в торговле СУАР отчасти объясняется банальной перепродажей российских товаров в Китай и, разумеется, наоборот. В Казахстане организована крупная перевалочная база для торговли российским лесом и лесопродукцией, из Казахстана вывозятся в Китай черные и цветные металлы, продукция химии и другая продукция, произведенная в России. Все это делает реальными прямые поставки из России в Китай тех грузов, которые сегодня по самым ласковым ценам как бы "закупает" у нас Казахстан. Упущенная таможенная пошлина российского бюджета при торговле через Казахстан составляет, по оценкам экспертов, ежегодно не менее 15 млн. долларов. Китай открывается для внешнего мира с Запада, но вместо России на этом рынке - с ее же товарами - представлен Казахстан, получающий на своем посредничестве десятки миллионов долларов в год. В конце лета из Монголии приехал историк Мерген Клешев, и он рассказал о том, что строительство дороги от Булгана в сторону Ташанты идет там полным ходом. Дорогу строят китайцы, хотя подрядчиком мог бы выступить "Горно-Алтайавтодор". Монголы еще по весне рассказывали, что руководитель этого ведомства Василий Пиряев запросил за работу в суровых монгольских условиях втрое больше, чем просили китайцы, и монгольская сторона вежливо отказала горно-алтайцам. Тем более что китайские дорожники работают втрое лучше. Монголы говорят, что дорога идет в сторону Красноярска. В Урумчи я говорил на эту тему с тувинцами, они подтвердили, что дорога от Булгана на Красноярск пройдет через перевал Хандагайты на тувинско-монгольской границе, и в Кызыле крайне заинтересованы в том, чтобы Республика Алтай не торопилась со строительством дороги через Канас. Двум нашим республикам гораздо выгоднее дорога на Китай через Монголию, это было бы дешевле и для федерального бюджета. Монголия всегда была и должна оставаться нашим стратегическим партнером. Если мы будем налаживать свои торговые связи с Китаем в обход Монголии, то можем навсегда потерять эту страну в качестве надежного партнера и союзника. Там уже сейчас заметно присутствие арабских стран, Турции, Пакистана. Жаль, что функционеры, работающие в СФО, не видят истинных причин той спешки, с которой монголы строят новую автомагистраль на Россию", - заключает "Постскриптум".

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
03.12.16
Как в России победить антироссийскую элиту? Есть верный способ!
NB!
03.12.16
Лавров отреагировал на решение США ограничить военное сотрудничество с РФ
NB!
03.12.16
ЦСКА неожиданно разгромил «Урал»
NB!
03.12.16
Российские саперы прибыли в Сирию для разминирования Восточного Алеппо
NB!
03.12.16
Лавров назвал условие для решения территориального спора вокруг Курил
NB!
03.12.16
Стали известны подробности гибели космического грузовика «Прогресс»
NB!
03.12.16
«Большой брат» уже здесь: в Британии отменили право на личную жизнь
NB!
03.12.16
Банк России опроверг сообщения о краже 2 млрд рублей с его счетов
NB!
03.12.16
Щось у лісі здохло: Порошенко озаботился национальным единством
NB!
03.12.16
Минобороны: Великобритании лучше не мешать России помогать жителям Алеппо
NB!
03.12.16
Почему президент Путин цитировал Евангелие от Матфея
NB!
03.12.16
СМИ: хакеры похитили со счетов Банка России 2 млрд рублей
NB!
03.12.16
Греф притворился инвалидом и попытался взять кредит в Сбербанке
NB!
03.12.16
Норвегия просит Трампа «занять позицию» в отношении России
NB!
03.12.16
Пушков: Воюя со своим народом, Порошенко рискует похоронить Украину
NB!
03.12.16
В столице Ливии идут уличные бои
NB!
03.12.16
Судьба Севастополя – цель Крымской войны
NB!
03.12.16
Петербургские водители не смогли опробовать ЗСД – трасса закрыта
NB!
02.12.16
Перспективы калининградского главы в свете чёрных списков АП РФ
NB!
02.12.16
Свой интерес в муниципалитетах: зачем губернатору Ставрополья ротации
NB!
02.12.16
Свой среди чужих: грозит ли отставка орловскому губернатору?
NB!
02.12.16
Цыплят по осени считают, у брянского губернатора пока — весна