Как инициатива крупнейших российских нефтяных компаний заморозить рост розничных цен на бензин повлияет на ситуацию на топливном рынке, прокомментировал корреспонденту ИА REGNUM руководитель экспертно-аналитического отдела компании "ИМА-консалтинг" Андрей Вильде.

"Я не открою Америку, если скажу, что на нашем нефтяном рынке экономические рычаги действуют гораздо слабее, чем нерыночные, - отметил аналитик. - Наиболее известным прецедентом замораживания цен на ГСМ до настоящего времени считалась аналогичное решение в бытность премьер-министром Евгения Примакова. Однако и после этого на рынке нефтепродуктов продолжалось достаточно жесткое администрирование связанное с нерыночным регулированием цен, например, перед посевной или в разгар уборки урожая".

Но, поскольку согласие принято, считает аналитик, крупные нефтяные компании будут его соблюдать. Другой вопрос - как это отразится на независимых, более мелких независимых игроках топливного рынка? Здесь, по мнению аналитика, следует учитывать, скорее, неформальные связи между ними и участниками договора: тем небольшим компаниям, у кого неформальные контакты с крупными нефтедобытчиками окажутся сильнее, легче будет приспособиться к новым условиям. В сущности, данное соглашение является фактически сговором крупнейших компаний топливной отрасли, пусть даже сделано это в интересах сохранения инфляционного status qwo. Мы в очередной раз можем убедиться, насколько этот рынок далек от реальной рыночной конкуренции, и какими средствами на нем принимаются принципиальные решения, добавил Андрей Вильде.

Еще одним важным моментом, по словам аналитика, является заявление главы НК "ЛУКОЙЛ" Вагита Алекперова, согласно которому "ЛУКОЙЛ" готов до конца 2005 г. зафиксировать розничные цены на бензин и дизельное топливо на собственных АЗС во всех регионах России. Если речь идет только о рознице, то нефтяники вполне могут "отыграться" на оптовых ценах и на разорении мелких компаний. Стоит отметить, что на своей пресс-конференции 16 сентября глава Российского топливного союза Григорий Сергиенко указывал на то, что именно из-за продолжающегося роста оптовых цен, бензин в Москве до конца года будет продолжать дорожать; вряд ли соглашение нефтяных компаний станет в этом отношении значимым фактором стабилизации.