В Архангельске в рамках проекта "Догма" прошла дискуссия "Служить или не служить?", посвященная теме воинской и альтернативной гражданской службы.

Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, в дискуссии принимали участие представитель Архангельская региональная общественная молодежная организация "Дом 28", координатор проекта "Межрегиональный мониторинг, как средство защиты прав человека и региональных НКО" Борис Стельмашек и заместитель военного комиссара Архангельской области по вопросам призыва Александр Юрченко. В качестве ведущего выступил автор проекта Дмитрий Зиновьев.

ИА REGNUM публикует расшифровку состоявшейся дискуссии:

Борис Стельмашек: Что мы наблюдаем на сегодняшний момент времени? Население страны активно сокращается, в 2005 году оно уменьшилось еще на 500 тысяч человек. Скатываемся в демографическую яму, и армия, как общественный институт, испытывает острую нехватку людских ресурсов. В том числе призываю не совсем здоровых людей. Мониторинг определил за первое полугодие 2005 года ряд случаев таких нарушений в отношении Соломбальского военкомата, материалы по которым мы отправили в Соломбальскую прокуратуру. Она нас поддержала, выявив ряд нарушений в отношении граждан, студентов средних учебных заведений. Их призвали во время учебы, что является нарушением закона. Моя позиция - не должны служить люди физически больные и с предоставленной отсрочкой.

Александр Юрченко: Два принципиально разных вопроса. Нужна ли военная служба - одно, кто должен служить - другое. Как кадровый военный и гражданин убежден - военная служба нужна. Это обороноспособность государства. Вооруженные силы или силы национальной безопасности - они есть у любой страны. Кто должен служить? Каждый имеет свое мнение. Но я государственный служащий и живу по закону. Он принят - мы обязаны его выполнять. Не согласны - спорьте в рамках правового поля.

Дмитрий Зиновьев: Современные законы приняты не так давно. И они могут меняться в интересах вполне определенной группы людей. Когда была Великая Отечественная война, воевали и мужчины, и женщины, и дети. О правах никто не говорил, так стоял вопрос о существовании нации. Сейчас ситуация не такая, поэтому вопрос об альтернативной службе весьма актуален. Если все будут болеть или учиться, кто будет охранять границы. Какое право защищают правозащитники?

Борис Стельмашек: Есть впечатление, что идет война государства против своего народа. Реформы, приватизация - социально несправедливы. 70 лет страну создавали - и в один момент построенное оказалось в руках кучки людей. Остальные - не при делах. Скорее я гражданин России, служить - обязанность граждан. Но 59 ст.Конституции РФ дает право заменить военную службу альтернативной гражданской службой (АГС). Государство обязано это право реализовать. Отдать долг Родине конечно нужно. Но, допустим, служить я не хочу. Есть право на АГС. Но в существующем виде он абсолютно неприемлем, что подтверждает статистика. Служащих АГС на всю страну - тысяча с небольшим человек. В Германии - их более 50 тысяч. На бумаге право есть - на практике нет. Я педагог, могу заниматься детьми, стариками. Армия нужна для защиты граждан? Старики тоже граждане. Но мне не позволяют это сделать драконовский закон. И отношение в обществе к людям в АГС, как к потенциальным уклонистам. Нынешнее АГС - наказание. Не хочешь в армию, иди на три с половиной года к черту на кулички.

Дмитрий Зиновьев: А если большинство в Госдуме отменит закон об АГС? Что будешь делать?

Борис Стельмашек: Этот закон принят не по воле депутатов и общества РФ. А согласно взятым определенным международным обязательствам. Как правовое государство. Мораторий на смертную казнь, АГС - часть из них.

Александр Юрченко: Считаю себя гражданином России, иначе бы сменил место жительства. Официально войну ни с кем не ведем, есть локальные очаги. Другой разговор, что, решая свои внутренние проблемы, вопросы национальной безопасности мы часто опираемся не на здравый смысл, а на мнение "оттуда". Это неправильно. Нужно исходить из своих национальных интересов. Например, США объявляют любой участок земного шара зоной своих национальных интересов. Какое право при этом работает? Чье? США. Их позиция вызывает невольное уважение. Закон об АГС назревал, обязательства были взяты. Его отсутствие порождало ненужный правовой вакуум, но он есть и сейчас. Кому-то принятый закон нравится, кому-то нет. Мне он кажется разумным. Всех интересует в данном законе - срок и место прохождения. Если АГС уровнять по сроку и месту с военной службой, это немедленный крах военной службы. Потому что одно дело с оружием в руках в боевых условиях или дома, получая образование и в комфорте.

Дмитрий Зиновьев: Вы считает 3,5 года - это много или мало?

Александр Юрченко: Во-первых, срок зависит от места прохождения АГС. В воинских частях - меньше, на гражданке - больше. Во-вторых, депутаты Госдумы принимая закон, руководствовались определенными вещами. Нужно спросить у них. Убежден, что срок АГС должен быть больше военной. Слишком разные условия.

Борис Стельмашек: Реплика по США. Конечно, она проводит внешнюю экспансию. Но права своих граждан она при этом не нарушает. Нельзя давать отпор врагу, ущемляя права собственного населения, призывая больных людей.

Дмитрий Зиновьев: В Ираке ряд военнослужащих США удерживается насильственным способом. Это установленный факт. Другой вопрос, что кроме США еще есть демократические государства. Просто США объявила себя гарантом прав и свобод во всем мире.

Борис Стельмашек: В России гарант - президент. Он должен обеспечивать соблюдения прав граждан. Хочу подчеркнуть, что здоровье молодежи ухудшается. Если не можете призвать необходимое количество, это проблема государства, а не граждан. Граждане платят налоги, а вы улучшайте медико-социальные условия, стимулируйте рождаемость.

По закону об АГС. Парадокс - альтернативная гражданская проходит в военных организациях. И что предлагает законодатель? Отдай долг родине - 3,5 года, в другом регионе и в основном на зарплате 800 рублей. Жить в общаге и питаться, одеваться на 800 рублей. Есть, конечно, и 12 000 рублей зарплата... на пороховых заводах. Ведь из-за кого был принят первый закон об АГС? Из-за свидетелей Иеговых. Их религия запрещает работать в военных организациях. Как его можно отправлять служить АГС на военный завод? А его права? И почему вопросами АГС занимается военное ведомство? Закон не должен иметь цель наказать за отказ служить в армии. Что бы человек выбирал армию, повышайте привлекательность военной службы.

Дмитрий Зиновьев: В США активно поддерживается привлекательность армии. Почему у нас нет имиджевых мероприятий, плакатов? Если о мотивах. Что с контрактной армией?

Александр Юрченко: В США есть рекруты и резервисты. Вторые используются в особых случаях и призываются не добровольно. В Ираке они составляют 45 процентов военнослужащих. О чем это говорит? Контрактная служба себя не оправдала. И они собираются возвращать всеобщую воинскую обязанность, которая была введена в 1973 году. Нам контракт не позволяет иметь экономика. Что рекламировать? Деньги на оборону США нельзя сравнивать с нашими. Их военный, воюя, знает, что жена его и ребенок будут сыты и одеты. А у нас? Зарплата 6 тысяч и отсутствие жилья. В армии конечно должны служить профессионалы, взрослые люди, зная, что они получат взамен. Но это очень дорогое удовольствие.

Дмитрий Зиновьев: Как вы относитесь к деятельности организации "Дом 28" и подобным ей?

Александр Юрченко: Организаций таких много. Это нормальное явление. Правда, иногда цели и задачи и способы их реализации вызывают вопросы. С "Домом 28" мы уже много раз общались, и, скорее всего, наши точки зрения не сойдутся. Не хочу комментировать задачи организации.

Борис Стельмашек: Я понял, что, к сожалению, денег на контрактную службу у государства нет. И оно перекладывает свои проблемы на плечи граждан. И что из себя сейчас представляет армия РФ? Вышел доклад комиссара ЕС Альвара Хиль Роблеса, где он говорит, что: "жизнь молодого солдата в армии России сопровождается издевательствами, унижением и насилием". И поэтому служить или не служить в такой армии, как нынешняя армия РФ - для гражданина вопрос открытый. И министр обороны Иванов дал оценку войскам Северо-Кавказского округа - "неуд". Хотелось бы, чтобы призыв проходил без нарушений. Что бы сотрудники военкомата отслеживали судьбы архангельских призывников в других регионах.

удовольствие.

Дмитрий Зиновьев: А на какие средства существует организация? Борис Стельмашек: Проект "Межрегиональный мониторинг, как средство защиты прав человека и региональных НКО" осуществляется на деньги комиссии по правам человека Евросоюза и Хельсинского правозащитного центра. А вообще наша организация работает на гранты и личные пожертвования членов организации. Наши призывники должны знать свои права, читать закон об АГС и не бояться отстаивать свои права. Помните: постановка на воинский учет производится в 17 лет, а заявления на АГС нужно подавать за полгода до призыва. Гражданин имеет право обжаловать решение призывной комиссии, и на время обжалования это решение приостанавливается.

Александр Юрченко: Скажу еще раз, что военная служба необходима. Призывникам не нужно бояться служить. Не стоит из-за отдельных случаев выносить суждением об армии в целом. Об АГС - это ваше законное право. В виде данного конкретного закона.