27 декабря в Департаменте науки и образования Администрации Самарской области состоялся круглый стол на тему: "Аттестация школ - государственная гарантия качества образования". В нем приняли участие руководство Департамента, специалисты Центра лицензирования и педагогического мониторинга, СИПКРО, психологи, а также директора школ, не прошедших аттестацию.

Заказчиками образовательных услуг сегодня являются граждане государства - родители и дети, работодатели и др. Они предъявляют высокие требования к качеству образования. В этих условиях становится особенно значимой проблема внешней оценки качества образования, контроля за соблюдением государственного образовательного стандарта. Аттестация школ обеспечивает гражданам государственные гарантии получения качественного образования.

Процедуры аттестации образовательных учреждений и их последующей аккредитации, введенные Законом РФ "Об образовании", направлены в первую очередь на то, чтобы обеспечить интересы заказчиков, всех участников образовательного процесса на получение качественных образовательных услуг, соответствующих государственным образовательным стандартам: родители получают ответ на вопрос о том, где и как учат детей, гарантирует ли образовательное учреждение государственный стандарт, ученик понимает, чего от него хотят во время оценки знаний, и почему именно это он должен продемонстрировать, учитель получает объективное основание для оценки результатов своей деятельности.

Одновременно учитель несет ответственность за результат, достигаемый учеником; руководитель образовательного учреждения получает ответ на вопрос - обеспечивает ли его школа соблюдение государственного образовательного стандарта, органы управления образованием получают результаты деятельности учреждений, позволяющие обоснованно принимать управленческие решения, учредители образовательного учреждения получают заключение независимой экспертизы для принятия управленческих решений о судьбе данного учреждения, всей учрежденной ими сети.

Впервые процедуру аттестации в Самарской области прошли в 1994 году шесть школ Ленинского района Самары и восемь школ Сергиевского района. В 1995 году в структуре СИПКРО был создан Центр лицензирования, аттестации и мониторинга в образовании для организационно-методического обеспечения процедур лицензирования, аттестации работников образования и аттестации образовательных учреждений. В 2000 году он реорганизован в Региональный центр мониторинга в образовании (РЦМО).

В период 1995-1997 годов была подготовлена аттестационная технология и аттестованы 31 школа. В 1997-98 учебном году аттестованы 143 учреждения (в т.ч. в режиме эксперимента отдельные дошкольные учреждения и учреждения начального профессионального образования). В 1998-99 - 187 учреждений (в т.ч. в режиме эксперимента отдельные специальные (коррекционные) учреждения и детские дома). В 1999-2000 г. 164 - учреждения.

В программе 2000-2001 учебного года - аттестация 390 учреждений (в первом полугодии прошло 121). В последующие три учебных года ежегодно планируется проведение аттестации 400 учреждений (график опубликован). Это позволит к исходу 2004 г. завершить первую аттестацию всех образовательных учреждений области.

Учреждения, не обеспечивающие достижение образовательного стандарта, не могут быть аттестованы. Предусмотрена процедура повторной аттестации - после устранения замечаний аттестационной комиссии, которые могут касаться как результативности образовательной деятельности, так и организации самого процесса (санитарно-гигиенические нормы, комфортность образовательной среды).

В 1997-98 г. не аттестовано 19 учреждений ( в т.ч. 5 - по всем ступеням общего образования); в 1998-99 г. - 16 учреждений (в т.ч. 3 - по всем ступеням); 1999-2000 г. - 10 учреждений (в т.ч. 4 - по всем ступеням); 2000-2001г.- 1 - учреждение (по 1 ступени).

Очевидна положительная тенденция - сокращение доли неуспешных учреждений от общего числа проходивших аттестацию. В настоящее время 28 из 46 уже прошли повторную аттестацию и были успешны, 10 предполагают пройти ее в текущем году, небольшая часть их реорганизована учредителями.

Эту тенденцию подтверждает и растущий общий уровень обученности учащихся, например, русскому языку в основной школе динамика от 25% до 43%, а также математике, биологии, физике - в среднем на 3 - 8 %. Аттестационные технологии активно используются образовательными учреждениями для внутреннего контроля результатов деятельности.

Аттестация служит основанием для последующей аккредитации, которая дает учреждению право на: выдачу документов об образовании государственного образца; получение финансирования от государства или муниципалитета; использование гербовой печати.

Опыт Самарской области в проведении аттестации активно используется Министерством образования РФ. Так, по приглашению Министерства самарцы принимали участие в семинарах и конференциях по вопросам аттестации образовательных учреждений в Москве, Сочи, Туапсе, Адлере, Новосибирске, Ярославле, Краснодаре, Волгограде, Санкт-Петербурге, Калуге. Опыт региона обобщен Минобразованием РФ в 1998 году. За последний год в порядке обмена опытом мы приняли представителей Калининградской, Кемеровской, Пензенской, Вологодской, Ульяновской, Волгоградской, Новосибирской областей, республик Марий-Эл, Чувашии, Мордовии, Краснодарского края. Подготовлен и издается комплекс методического обеспечения процедуры аттестации, в текущем году выйдет около 40 выпусков.

Впервые в России нами начата специализированная и систематическая подготовка специалистов (руководителей образовательных учреждений и специалистов муниципальных органов управления) для проведения аттестации (в течение года будет подготовлено 20 таких групп с общим числом слушателей более 600 человек). Департамент науки и образования рассматривает аттестацию образовательных учреждений как инструмент повышения качества образования.