Интервью председателя Совета директоров ЗАО "ИНТЕР РАО ЕЭС" Андрея Раппопорта

ИА REGNUM: Г-н Раппопорт, после разъяснений компании Midland Resourses Holding Ltd., дискуссии вокруг ЗАО "Электрические сети Армении" (ЭСА) несколько поутихли, но и сегодня звучат высказывания о том, что РАО "ЕЭС России" преследует в Армении планы создания "вертикально интегрированного монстра"... Речь идет о, якобы, намерении российской стороны создать в Армении монопольную систему выработки и распределения электроэнергии, что отрицательно скажется на развитии и энергетической безопасности Армении. Согласны ли Вы с такой оценкой? Пожалуйста, мотивируйте свой ответ.

Категорически не согласен. В первую очередь, хотелось бы отметить, что РАО "ЕЭС" принадлежит всего лишь около 10% генерации в энергосистеме Армении. Это Севан-Разданский каскад ГЭС, принадлежащий дочерней компании - "МЭК" ЗАО "Международная энергетическая корпорация".

Ранее "ИНТЕР РАО ЕЭС" была управляющей компанией по Разданской ТЭС. Управление осуществлялось в период передачи имущественного комплекса Разданской ТЭС от Армении Российской Федерации в счет межгосударственного долга и мотивировалось необходимостью стабильной работы станции в период юридического оформления. "ИНТЕР РАО ЕЭС" занималось вопросами обеспечения бесперебойного и надежного производства электроэнергии на Разданской ТЭС, подачи резервного топлива на станцию, гарантии энергетического баланса в зимний период. Компания с задачей справилась успешно.

После того, как станция была передана Российской Федерации, и было создано новое юридическое лицо, мы из управления вышли. При этом "ИНТЕР РАО ЕЭС" является управляющей компанией по принадлежащим Республике Армения 100% акций Армянской АЭС. Управление было оформлено в позапрошлом году по просьбе армянского правительства и носило антикризисный характер. В результате нашей работы уже в 2004 году станция выработала рекордное количество электроэнергии, а чистая прибыль составила порядка 19 млн. долларов США.

На последнем Совете директоров АЭС был заслушан отчет о проделанной работе, и участники заседания согласились, что станция готова к самостоятельному функционированию. Мы готовы выйти из управления атомной станции, хотя все эти годы обеспечивали и выступали финансовым гарантом по поставке на нее ядерного топлива. Таким же образом будут осуществляться поставки топлива и в этом году.

Что же касается создания вертикально интегрированной компании или, пользуясь Вашим выражением - "монстра", то в Армении это нереально. Дело в том, что на этом рынке есть очень важный участник - комиссия по регулированию общественных услуг (КРОУ). Она определяет государственную политику по формированию тарифа каждого субъекта рынка, по лицензированию их деятельности, утверждает и дает типовые договоры. Ценовую политику, правила работы в отрасли диктует государство. Так что, подобные обвинения необоснованны.

ИА REGNUM: В армянских СМИ иногда звучат опасения, что РАО, являясь собственником основных вырабатывающих мощностей Армении, скупив распредсети, получит возможность беспрепятственно влиять на внутренние тарифы в Армении. Есть ли у РАО такая задача?

Тарифы определяет государство через регулятор - КРОУ. РАО "ЕЭС" не является собственником основных вырабатывающих мощностей, а владеет только Севан-Разданским каскадом, который, кстати, мы приобрели по просьбе армянской стороны, когда решался вопрос оплаты поставок ядерного топлива, погашения долгов, накапливавшихся с 1995 года. На тот момент в армянской энергетике не было денег, чтобы рассчитаться с нами, и мы взяли в качестве оплаты каскад. Мы не можем влиять на установку тарифов. Комиссия независима. Ее членов выбирают сроком на пять лет и ни снять, ни повлиять на них не может даже правительство Армении.

ИА REGNUM: Согласно сообщению британской компании Midland Resourses Holding Ltd., 100% акций ЭСА переданы компании Interenergo B.V. в доверительное управление сроком на 99 лет. С чем связан такой долгосрочный интерес российской стороны Элсетями Армении? Высшее руководство РАО "ЕЭС России" неоднократно заявляло о намерении синхронизировать работу энергетических систем стран Южного Кавказа, а также Турции и Ирана. Можно ли рассматривать интерес РАО к ЭСА в данном контексте?

Касательно срока в 99 лет: Во-первых, англо-саксонское право позволяет оперировать такими сроками, и мы этим воспользовались. Во-вторых, мы не планируем оставаться управляющим в течение 99 лет, а намерены стать собственником сетей в ближайшее время. И необходимые документы на согласование или на одобрение перехода прав собственности на пакет акций Interenergo B.V. - дочерней компании, входящей в группу РАО "ЕЭС" - будут направлены в ближайшее время.

Теперь о синхронизации Южного Кавказа, Турции и Ирана. Мы подписали меморандум с иранской стороной, в котором, в частности, говорится об организации сетевого строительства и обеспечении к 2007 году параллельной работы через Азербайджан. При этом мы выступили с инициативой организовать коридор параллельной работы через Армению и Грузию, о чем предварительно была достигнута договоренность с Ираном. Соответствующее предложение сделано армянским энергетикам, и думаю, что в ближайшее время в Армении и Грузии работа в этом направлении существенно активизируется. Нужно также учитывать, что энергосистема Армении уже сейчас работает в параллельном режиме с Ираном.

ИА REGNUM: В период заключения сделки между российской стороной и британской компанией по ЭСА с неожиданной и резкой позицией выступил USAID. Что беспокоит американцев, на Ваш взгляд?

Ряд западных организаций высказал мнение о "непрозрачности" сделки. Они беспокоились, что собственник изменился в нарушение определенных законодательных актов. Мы провели серию консультаций с представителями Всемирного банка и других западных организаций, и разъяснили, что право собственности на сегодняшний момент не изменилось и нарушения законодательства, конечно же, никакого не было. Мы уже являемся субъектом рынка электроэнергии Республики Армения, очень хорошо знаем ее законы и всегда их соблюдаем. Хочу подчеркнуть, что процедура отчуждения акций также будет выполнена в соответствии с буквой закона. Упомянутые вами заявления западных организаций были вызваны, видимо, тем, что, хотя данная процедура отчуждения еще не начата, представители этих организаций сочли сделку совершенной. И не просто совершенной, но в условиях "непрозрачности". Возможно, они не до конца разобрались в юридической стороне дела, a возможно - попали под влияние некоторых чересчур эмоциональных публикаций местной прессы.

К тому моменту мы уже получили декларацию о трасте, то есть стали бенефициаром по правам, но не стали собственником. Это означает, что операция де-юре не завершена, и будет завершена по получении положительного решения со стороны правительства и, в первую очередь, с учетом требований закона Республики Армения о приватизации.

ИА REGNUM: Как известно, РАО "ЕЭС России" и "Газпром" предложили правительству Армении достроить 5-й энергоблок Разданской ТЭС, который будет задействован в схеме "электроэнергия в обмен на газ", поступающий по газопроводу Иран-Армения. Получен ли ответ армянской стороны, если нет, в чем причина затягивания вопроса?

Действительно "ИНТЕР РАО ЕЭС" совместно с "Газпромом" во исполнение решения межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству России и Армении 15 марта подали заявку с соответствующим коммерческим предложением. Мы надеялись получить ответ в течение месяца, но, к сожалению, до сих пор информации не поступало. Задержку ответа, по всей видимости, можно объяснить тем, что существует определенная конкурентная среда по этому вопросу и, скорее всего, формируются какие-то предложения, альтернативные нашему.