ООН - не то место, где должна обсуждаться проблема Карабаха? Нагорный Карабах: обзор СМИ с 9 по 15 сентября

Баку, 18 сентября 2005, 23:38 — REGNUM  

Фронт. Международная группа по предотвращению кризисов. Заседание временного подкомитета ПАСЕ. Карабахский вопрос на 60-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Содружество непризнанных государств.

Фронт

По сообщению бакинской "525-й газеты", 7 сентября армянские вооруженные силы нарушили режим прекращения огня. Согласно газете, около 12:00 в результате обстрела из автоматов и пулеметов, в селе Борсунлу Тертерского района был ранен военнослужащий азербайджанской армии. Старшина Алиев Полад Нураддин оглы был доставлен в военный госпиталь, но жизнь ему спасти не удалось.
Как заявил в беседе с корреспондентом PanARMENIAN.Net глава отдела информации и пропаганды Министерства обороны Нагорного Карабаха Сенор Асратян, информация о том, что 7 сентября Вооруженные силы Нагорного Карабаха нарушили режим прекращения огня, является очередной провокацией. По словам Асратяна, режим прекращения огня в очередной раз нарушила азербайджанская сторона, и несмотря на это, по его словам, со стороны Нагорного Карабаха не последовало ответа, таким образом, информация об убитом азербайджанском солдате - очередная "утка" бакинских СМИ.
Вопреки утверждениям азербайджанской стороны, Россия оказывала большую военную помощь Азербайджану, чем Армении. Как сообщает "Ноян Тапан", с таким заявлением выступил член армянской парламентской делегации в ПАСЕ Шаварш Кочарян на пресс-конференции 15 сентября. Он отметил, что в ходе состоявшейся на днях в Париже заседании временной комиссии по вопросу Нагорного Карабаха ПАСЕ заместитель министра иностранных дел Азербайджана Араз Азимов заявил, что Азербайджан воевал одновременно с двумя странами - Россией и Арменией. Он сказал также, что Россия поставляла в Армению большое количество оружия. В ответ Шаварш Кочарян опубликовал информацию относительно оружия-боеприпасов, поступивших в Армению из России до 1993 года. Напомнив, что в результате заключения ташкентского соглашения, направленного на ограничение обычного вооружения в Европе, дальнейшая поставка оружия из России была прекращена, Кочарян отметил, что согласно официальным данным, Азербайджан получил из России в 2 раза больше танков, в 2,5 раза больше бронетранспортеров, в 1,5 раз больше пушек, в 2 раза больше военных вертолетов. Военные самолеты в Армению не поступали, тогда как Азербайджан получил 53 военных самолета. Шаварш Кочарян подчеркнул также, что в ходе карабахской войны не было случая, чтобы российская армия воевала на армянской стороне, тогда как со стороны Азербайджана она воевала. В частности, в Мардакерте российская армия вместе с азербайджанской участвовала в военных действиях против армянской армии. Еще один аругмент азербайджанцев связан с российской военной базой в Армении. Азербайджанцы отмечают, что в отличие от соседних стран, Армения лояльно относится к военному присутствию России. Вместе с тем, как подчеркнул Шаварш Кочарян, в Азербайджане есть российская военная база, значение которой в несколько десятков раз важнее, чем значение баз в Армении и Грузии вместе взятых. Это Габалинская радиолокационная станция, военно-стратегическое значение которой очень велико, поскольку она контролирует весь ближневосточный регион. По словам Шаварша Кочаряна, Армения может высказать большее недовольство по поводу военной помощи, оказываемой Азербайджану со стороны России. "Однако Армения осознает роль России в связи с заключенным в 1994 году перемирием, поскольку без посредничества России этого перемирия не было бы".
"Азербайджанская армия в любой момент способна освободить оккупированные Арменией земли", - заявил президент Азербайджана Ильхам Алиев на открытии памятника экс-президенту страны Гейдару Алиеву в городе Ленкорань. "Враг должен знать, что азербайджанская армия способна в любой момент освободить свои земли", - сказал Алиев, передает "Интерфакс". Президент отметил, что нежелание Армении идти на уступки "значительно тормозит решение конфликта". "Мы надеемся на мирное решение карабахской проблемы, но вместе с тем уделяем большое внимание и укреплению боеспособности азербайджанской армии", - подчеркнул Алиев. ("Ноян Тапан").
Газета "Иравунк" пишет, что на днях в кулуарах Национального Собрания Армении ряд депутатов в частных беседах обсуждали "довольно любопытную тему": якобы в Казани Роберт Кочарян и Ильхам Алиев договорились организовать в ноябре "управляемые пограничные столкновения", которые дадут возможность объявить военное положение в Армении и Азербайджане. Говорилось, что "под этим соусом" Алиеву удастся провести жесткие выборы, а у Кочаряна появится уважительный повод оттянуть проведение конституционного референдума до весны. Газета обращает внимание на то, что обсуждавшие эту тему депутаты "отнюдь не относились к оппозиционному лагерю".

Международная группа по предотвращению кризисов

9 сентября находящийся с визитом в Баку вице-президент Международной кризисной группы Ален Делетроз отметил, что в урегулировании карабахского конфликта есть три предложения. Как передает ИА REGNUM, Ален Делетроз, выдвинув на передний план вопрос статуса Нагорного Карабаха, предложил обсудить это через 10-15 лет. Он также считает важным отказ обеими сторонами, особенно Азербайджана, от выступлений с позиции силы. По словам Делетроза, в первую очередь должно быть обеспечено возвращение вынужденных переселенцев на оккупированные территории и приложены усилия для налаживания связей между азербайджанской и армянской общинами. "Это возможно за счет размещения в зоне конфликта военного контингента стран, которым Азербайджан и Армения доверяют", - подчеркнул Ален Делетроз.
Бакинская "525-я газета" пишет о состоявшейся в пресс-клубе "Низами" презентации двух отчетов Международной кризисной группы относительно нагорно-карабахского конфликта. В презентации участвовали вице-президент группы Ален Делетроз и директор по Кавказу Сабина Фрейзер. Делетроз сказал, что основной целью его приезда в Азербайджан является передача правительству страны рекомендаций группы по урегулированию нагорно-карабахского конфликта, и что он обсудил это с официальными лицами: "После Азербайджана мы побываем и в Армении. В отчете, подготовленном нами для урегулирования нагорно-карабахского конфликта, содержатся две основные рекомендации азербайджанской стороне. Первая: наладить различные связи между двумя странами, а также провести исследования состояния Нагорного Карабаха и его жителей. Конфликт должен быть разрешен мирным путем, за круглым столом. Вторая рекомендация: прекратить традиционную враждебную пропаганду против армян, ибо после мирного урегулирования проблемы население Карабаха будет считаться гражданами Азербайджана". По словам газеты, Делетроз отметил, что "Армения является агрессором и что принадлежность Нагорного Карабаха Азербайджану - юридическая сторона дела": "Мы тоже знаем, что все оккупированные территории - азербайджанские земли. Во всех международных документах это отражено на самом высоком уровне. По нашему мнению, для того, чтобы добиться мирного урегулирования конфликта, в первую очередь Армения должна вывести свои войска из семи оккупированных районов. На последующем этапе должен быть обсужден вопроса статуса Нагорного Карабаха. Но поскольку Армения не отводит свои войска с оккупированных азербайджанских территорий, урегулирование конфликта затягивается. Существуют два варианта решения карабахской проблемы: первый - устранение конфликта на основе соглашения между двумя странами, и второй - возобновление войны. Если Армения отведет войска с оккупированных территорий, вопрос определения статуса Нагорного Карабаха может быть решен в течение 15-20 лет. Наша группа рекомендовала разрешение некоторых конфликтов военным путем, но при урегулировании нагорно-карабахского конфликта необходимости в войне нет. Потому что с каждой стороны имеется достаточное число умных, с достаточным опытом политиков. Война не принесет пользы ни одной стране". Делетроз отметил, что в последние 2 года экономика Азербайджана развивается ускоренными темпами, и в случае войны она окажется полностью парализованной: "Вообще если начнется война, ни одна из сторон не избежит ущерба".
Как сообщает агентство "А1+", 12 сентября на пресс-конференции в гостинице "Конгресс" в Ереване, вице-президент группы Ален Делетроз и директор по Кавказу Сабина Фрейзер сообщили журналистам, что уже подготовили доклад по Карабахскому вопросу. "Никогда прежде стороны не были ближе к урегулированию конфликта, чем сейчас. Если есть желание, стороны должны сделать все для мирного решения, исходя из нынешней ситуации", - несколько раз подчеркнул Ален Делетроз. Он периодически напоминал журналистам, что группа исследует примерно 44 зон конфликтов, и им известно всего о двух путях урегулирования - или военные действия, или взаимные уступки. Делетроз отметил также, что представители группы встретились с азербайджанскими СМИ, и азербайджанцы оказались более эмоциональными. Армянским журналистам господин Делетроз сказал: "Если вы каждый день будете пропагандировать, что азербайджанцы - ваши вековые враги, разве не ясно, что общество никогда не будет готово к нормальным отношениям, совместной жизни, возобновлению коммуникаций по территориям двух стран". "Только то, что на линии соприкосновения в течение более 10 лет сохранялся мир, свидетельствует о том, что армяне и азербайджанцы способны на совместные деяния", - добавил Ален Делетроз.
Международная кризисная группа (МКГ) распространила документ "Нагорный Карабах: отчет из зоны конфликта", сообщает азербайджанское агентство Day.Az. В документе нашли свое отражение взгляды МКГ на нынешнее положение в Нагорном Карабахе и окрестных районах и на решение конфликта. В документе отмечается, что до подписания соглашения о перемирии в 1994 году погибло 18500 человек, более 1 миллиона людей стали вынужденными переселенцами и беженцами: "В последующие 10 лет жизнь в Нагорном Карабахе немного нормализовалась. Однако до сих пор ничего не сделано для восстановления прав жертв войны. Создание моноэтнических институтов в Нагорном Карабахе, расхищение имущества Азербайджана, присвоение земель, все это препятствует возвращению туда азербайджанцев и восстановлению их прав на собственное имущество". Директор Кавказского Проекта МКГ Сабина Фрейзер сказала, что в Азербайджане существует необходимость предотвращения пропаганды ненависти против армян и организации диалога между азербайджанцами и армянами. По ее словам, этот процесс диалога должен состояться до того, как воспоминания о мирной совместной жизни не стерлись из памяти азербайджанцев и армян. В противном случае пропасть, возникшую между двумя нациями, никогда не устранить. По мнению эксперта МКГ Алена Делетроза, стороны конфликта слабо проинформированы о деталях дипломатических переговоров: "Если стороны хотят успешного завершения мирных переговоров, достижения мирного решения, то в этом случае руководители обеих сторон должны довести свои мысли до общественности". В отчете отмечается, что стороны не смогли прийти к общему мнению по статусу Нагорного Карабаха: "Азербайджанская сторона заявляет, что в этом вопросе международное право на их стороне, и в случае неудачи на переговорах они применят силу для восстановления своей территориальной целостности. А Ереван заявляет, что до войны большинство проживающих в Нагорном Карабахе составляли армяне, которые на законных основаниях воспользовались своим правом определять свою судьбу. По мнению Еревана, Азербайджан незаконно применил силу против мирного населения и попытался очистить от армян территорию Нагорного Карабаха и окрестных районов. Ереван настаивает на том, чтобы в случае возвращения части территорий Азербайджану, на высоком уровне гарантировалось бы обеспечение безопасности армян. Только после предоставления такой гарантии территории могут быть возвращены. Власть, де-факто существующая в Степанакерте, настаивает на том, что они создали Нагорный Карабах заново, создали там демократические институты и положили основу развивающейся экономики. По их мнению, они достойны признания на международной арене, потому что создали такое положение". По мнению МКГ, наиболее необходимыми условиями для урегулирования должны стать взаимная безопасность и толерантность. "Азербайджанцы и армяне должны жить в условиях толерантности в Нагорном Карабахе и окрестных районах, должны жить без ощущения страха, свободно работать и передвигаться. Для этого здесь необходимо установить демократические принципы. Некоторые азербайджанцы и армяне уже сейчас представляют себе такое будущее". Эксперты МКГ также заявляют, что диалогу и достижению мира между сторонами конфликта препятствуют несколько факторов: "Нагнетание атмосферы национализма между двумя народами препятствует диалогу и достижению мира. Каждая из сторон разработала Концепцию для доказательства принадлежности Нагорного Карабаха именно к ней, каждый по-своему интерпретируя историю. При этом притязания одной стороны отрицают существование истории и права противоположной. Большинство населения, в частности, представители молодого поколения, считают, что после этого не может быть и речи о совместном проживании. Армяне подготовили о себе концепцию "жертв". Впервые эта концепция возникла после политики Османской Империи, примененной против армян. И сегодня "страх стать жертвой" является основным средством и причиной, оправдывающими создание незаконных структур власти в Нагорном Карабахе и ненависть по отношению к азербайджанцам. Другим фактором является претензия армян Нагорного Карабаха. Они заявляют, что должны получить серьезные гарантии безопасности против "подготовленного правительством Азербайджана плана геноцида в отношении их", и лишь после этого может начаться освобождение "взаимно оккупированных территорий". Они считают 6 районов, которые окружают Нагорный Карабах, "полосой безопасности", а Лачинский район - "жизненно важной коммуникационной дорогой". Степанакерт заявляет, что 6 районов вокруг Нагорного Карабаха им необходимы в качестве буферной зоны, которая играет важнейшую роль в решении проблемы безопасности и предотвращении обстрелов мирного населения. До начала процесса освобождения территорий они требуют серьезных военных и политических гарантий. Азербайджанцы же считают, что наличие тысяч вооруженных армян не дает гарантии их безопасности. Нет никаких гарантий тому, что вооруженные армяне не нападут на них еще раз. В случае, если вооруженные силы покинут территорию Нагорного Карабаха, то большинство азербайджанских беженцев, рискуя своими жизнями, готовы вернуться на свои земли".
Газета "Чоррорд ишханутюн" пишет, что, несмотря на то, что г-н Делетроз считает свой отчет "строго уравновешенным", "создается такое впечатление, что документ создавала не кризисная группа, молодежное крыло азербайджанской партии "Ана Ватан". Например, в документе говорится об уничтожении имущества азербайджанцев в Карабахе, но ничего не говорится о том, что азербайджанцы на корню уничтожили весь Шаумяновский район и 80% Мартакертского района. Отмечено также, что в Карабахе созданы "моноэтнические институты", пишет газета, а отсюда один шаг и до обвинения в "этнических чистках", что является тяжелейшим обвинением. "Представителей кризисной группы видимо удивило, что в структурах власти Нагорного Карабаха они не встретили азербайджанцев. Можно подумать, что 30% правительства или парламента Азербайджана составляют армяне". Газета обращает также внимание на призыв МКГ "примирить армянскую и азербайджанскую сообщества": "Гениальный способ придуман. Внимательно выслушав милитаристские заявления азербайджанского руководства, МКГ приняла к сведению то, что в будущем году военный бюджет Азербайджана сравняется с госбюджетом Армении, они подумали и решили, что армянская сторона должна немедленно выйти из "оккупированных территорий". Блестящее решение. Они знают, что Азербайджан готовится напасть на Карабах и, "во имя мира" предлагает вернуть Азербайджану все те территории, откуда удобнее всего на Карабах напасть". Что еще предлагает кризисная группа? Предлагает решить вопрос Карабаха посредством референдума через 10-15 лет. "И этому сроку нет никакого логического объяснения. И правильно. Не могут же они открыто заявить, что именно столько времени нужно, чтобы азербайджанцы, под видом беженцев приехали в Карабах и составили там этническое большинство. Одним словом, Международная кризисная группа хочет научить нас, как тихо и бесшумно сдать Карабах Азербайджану". Особую озабоченность газеты вызвали слова Делетроза о том, что все представленные ими предложения умещаются в рамки принципов так называемого "пражского процесса". "Так что, все это можно расценить как очередной "зондаж" перед решающим туром переговоров.
"Семеро армянских и азербайджанских экспертов в течение 9-и месяцев работали над этими докладами, в Армении, Нагорном Карабахе и Азербайджане было проведено несколько сот интервью", - заявила в ходе организованного Ереванским пресс-клубом брифинга директор Кавказского Проекта МКГ Сабина Фрейзер. При этом, пишет газета "Азг", госпожа Фрейзер отказалась назвать имена экспертов из Армении и Нагорного Карабаха. По словам Алена Делетроза, за исходную точку урегулирования конфликта берется созданная де-факто ситуация, без учета ее предыстории. Не учитываются также права полумиллиона армян, потерявших в Азербайджане дома, имущество и собственность. То же относится и к 170 тысяч оставивших Армению азербайджанцев. Делетроз и Фрейзер отметили, что они контактируют с Минской группой ОБСЕ и информированы о деталях переговорного процесса. Согласно газете, МКГ предлагает приблизительно следующее: армянские вооруженные силы выводятся из оккупированных территорий, а вопрос статуса Нагорного Карабаха зависает на 10-15 лет, поскольку "позиции сторон в этом вопросе очень далеки друг от друга и, вероятно, в ближайшем будущем невозможно будет их сблизить". "Особый статус Нагорного Карабаха" - так обрисовал Делетроз будущий статус НК.
По мнению газеты "Айоц Ашхар", выступления МКГ в Баку и Ереване "пахнут не ожидаемым в ближайшем будущем принуждением к миру, а наоборот, спадом интереса посредников и, как следствие, усилением агрессивных амбиций Азербайджана".
Газета "Аравот" считает, что доклад МКГ носит достаточно взвешенный характер, содержит позитивные оценки процессов, происходящих в Нагорном Карабахе. Уже во введении отмечается: "Нагорный Карабах стремится к независимости и с определенной обоснованностью утверждает, что имеет избранную демократическим путем власть, которая соответствует всем предпосылкам государственности. Тем не менее Карабах признается международным сообществом как часть Азербайджана и в плане военной безопасности, и экономического существования пока в значительной мере зависит от Армении. Более половины военнослужащих армии Нагорного Карабаха, как предполагается, составляют граждане Армении, при том, что 50 процентов бюджета НК Ереван обеспечивает посредством "межгосударственного кредита", который фактически является беспроцентным и не подлежит возврату".
Несмотря на постоянные заявления азербайджанцев об оккупации 20 процентов своей территории, в документе МКГ приводятся следующие данные: "В результате войны были заняты азербайджанские территории. Силы Нагорного Карабаха, укомплектованные большим числом призывников из Армении и военнослужащими-контрактниками, захватили около 13,4 процента (11.722 кв. км) территории Азербайджана. Она включает около 92,5% территории бывшей Нагоно-Карабахской автономной области, пять сопредельных с Нагорным Карабахом районов и значительную часть двух районов".
Помимо этого существенного уточнения очень важно, что, говоря о вооруженных сил Нагорного Карабаха, авторы доклада не выдвигают Армении постоянно звучащие в международных инстанциях обвинения в том, что армянская сторона оккупировала территорию Азербайджана. Кроме того, это первый доклад, в котором серьезно представлена проблема Шаумяновского района. Ситуация в этом районе рассматривается в нескольких разделах документа. В первом разделе, который носит название "Когда Степанакерт описывает самопровозглашенную Нагорно-Карабахскую Республику (5,089 кв.км)", отмечается, что 15% территории НКР находится под контролем азербайджанской армии. "Эта территория включает часть Мартунинского и Мартакертского районов (327 кв.км), которые, как Шаумянский и Геташенский районы (701 кв.км), до войны входили в состав НКАО. Власти Степанакерта утверждают, что Шаумян и Геташен должны войти в состав нынешнего Нагорного Карабаха, поскольку в 1991 г. эти районы тоже заявили о выходе из состав Советского Азербайджана. Кроме того, Лачин (1,835 кв.км) авторы доклада рассматривают как часть Нагорного Карабаха. По их утверждению, "Лачин не может быть предметом компромисса, поскольку соединяет Карабах с внешним миром".
В докладе МКГ представлен процесс перехода Нагорного Карабаха от военной диктатуры к демократическому общественному порядку, в условиях которого регулярно проводятся выборы. Например, указано: "До 2000 года вооруженные силы играли в политике значительную роль. Ситуация начала меняться, когда борьба между президентом Гукасяном и бывшим командующим армией Бабаяном за сферы влияния достигла апогея. Бабаян был смещен и в дальнейшем был осужден к 14 годам лишения свободы за организацию покушения на президента. С того времени роль военнослужащих в политике уменьшилась, хотя их присутствие в экономике остается ощутимым. Вооруженные силы воспринимаются как институт, который может обеспечить стабильную занятость, доходы многих семей". Отмечается также следующее: "Президент НКР утверждает, что в период его пребывания у власти влияние военных командиров заметно сократилось: "Долгое время здесь действовала военная диктатура, хотя мы и пытались создать полупрезидентскую республику. Мы начали вести борьбу с поствоенным синдромом, который удалось преодолеть в 1999 г.".
В докладе МКГ положение дел в сфере управления и социальных служб Нагорного Карабаха, в отличие от Азербайджана, оценивается весьма положительно. В НКР, согласно документу, наблюдается экономический рост и развитие, осуществляются инвестиции, проводится достаточно либеральная политика. По мнению авторов доклада, Нагорный Карабах выигрывает даже от сравнения с Арменией. "Налоги ниже, чем в Армении. Налог на соцобеспечение с 30% сократился до 13%. Налог на импортируемые товары составляет 10%, в то время как экспорт вообще не облагается налогом",- говорится в докладе МКГ.
В докладе описаны проведенные в Нагорном Карабахе выборы, но не указан ни один факт нарушения. "Избранные власти действительно пытаются создать эффективные и ответственные общественные институты. Посещения министерств и офисов властных структур выявили хорошо обставленные, оснащенные компьютерами заведения, которые зачастую расположены в полуразрушенных зданиях советского периода. Ограниченное число молодых государственных служащих, получивших образование за границей, стремится организовать эффективное управление. Тем не менее ощущается воздействие теневой экономики, в которой ведущую роль играют участвовавшие в войне перекупщики и новоявленные богатые "бизнесмены", хотя определить масштабы этого сектора трудно". Последние суждения, пишет газета, не стоит даже сравнивать с оценками в отношении Азербайджана, в которых приводятся жалобы беженцев на азербайджанское правительство и прямое обвинение последних в коррупции. ("Аравот").
Как сообщает агентство "АРКА", министр иностранных дел Нагорного Карабаха Арман Меликян принял в Постоянном представительстве НКР в РА делегацию общественной организации "Международная кризисная группа" во главе с Аленом Делетрозом. В ходе встречи Делетроз представил главе внешнеполитического ведомства НКР деятельность организации, отметив, что их целью в целом является содействие мирному урегулированию международных конфликтов и предупреждению войн. По словам Делетроза, доклад "Нагорный Карабах: видение конфликта с места события" призван помочь и армянской и азербайджанской стороне, а также посредникам найти приемлемые решения за столом переговоров. Арман Меликян отметил важность вовлечения международного сообщества в процесс установления долгосрочного мира в регионе. Он подчеркнул, что конфликт может быть разрешен лишь в случае, если все вовлеченные стороны проявят вдумчивый подход и осознание того, что двумя основными сторонами конфликта являются Нагорно-Карабахская Республика и Азербайджанская Республика, и попытка представить конфликт в качестве территориального спора между Арменией и Азербайджаном может быть воспринята как намеренное искажение реалий. В заключение руководитель делегации МКГ вручил министру текст доклада. Выразив благодарность представителям МКГ, Арман Меликян заверил их в том, что в Степанакерте внимательно ознакомятся с его содержанием.
Газета "Азг" сообщает, что в конце месяца будет опубликован второй доклад Международной кризисной группы - "Голоса из-за стола переговоров" (Voices from Negotiations Table).

Заседание временного подкомитета ПАСЕ

12 сентября в Париже состоялось второе заседание временного подкомитета Парламентской ассамблеи Совета Европы по Карабахскому конфликту, сообщает агентство Day.Az. В заседании принимали участие сопредседатели Минской группы ОБСЕ, докладчик Парламентской ассамблеи ОБСЕ по Карабахскому конфликту, шведский парламентарий Горан Ленмаркер, другие представители государств-членов ОБСЕ, члены азербайджанской и армянской делегаций в ПАСЕ и спецпредставители президентов Армении и Азербайджана по урегулированию карабахского конфликта.
Как отмечает газета "Новое Время", заседание проходило в закрытом для прессы режиме, и основным источником информации являются сообщения пресс-службы НС РА, из которых следует, что армянская сторона в целом удовлетворена слушаниями. В повестке заседаний подкомиссии - обсуждения состояния карабахского конфликта, представление позиций сторон, отчеты стран и структур, вовлеченных в урегулирование. В парижском заседании участвовали по три представителя от Армении и Азербайджана: главы делегаций Тигран Торосян и Самед Сеидов, депутаты Шаварш Кочарян и Асим Моллазаде, а также начальник отдела ОБСЕ МИД РА Варужан Нерсисян и замминистра иностранных дел Азербайджана Араз Азимов. Представители Нагорного Карабаха на обсуждение не приглашались. Среди выступавших на заседании подкомиссии знакомые все лица и имена - сопредседатели Минской группы ОБСЕ Бернар Фасье и Юрий Мерзляков, представитель Госдепа США Джон Кросби (вместо Стивена Манна), личный представитель Действующего главы ОБСЕ Анджей Каспршик, спецпредставитель ОБСЕ по Нагорному Карабаху Горан Ленмаркер, спецпредставитель ЕС на Южном Кавказе Хейки Талвитие, докладчик ПАСЕ по Нагорному Карабаху Дэвид Аткинсон... По словам Шаварша Кочаряна, в Париже состоялась беспрецедентная по уровню своего представительства встреча. Предыстория конфликта и нынешняя ситуация были представлены Дэнисом Саммутом - членом известной своей межпарламентской инициативой на Южном Кавказе британской неправительственной организации "Линкс". Тигран Торосян охарактеризовал доклад Саммута как интересный, уравновешенный и объективный. Комментируя выступления сопредседателей МГ ОБСЕ, Торосян акцентирует прозвучавшую в них основную идею: "Невозможно решить данную проблему, основываясь лишь на принципе территориальной целостности или принципе права народов на самоопределение, необходимо применение обоих принципов Хельсинкского соглашения..." Обобщая прозвучавшие на парижском заседании подходы, Торосян отметил три принципа, учет которых со стороны посредников имеет важное значение для урегулирования конфликта. Речь о праве народов на самоопределение, участии Карабаха в переговорном процессе и четком разделении мандатов СЕ и ОБСЕ. "Вопросами урегулирования должна заниматься Минская группа ОБСЕ, а Совет Европы - созданием атмосферы для урегулирования, что соответствует как мандату СЕ в целом, так и обязательствам Армении и Азербайджана перед СЕ". В процессе дискуссии была выражена озабоченность милитаристскими устремлениями Азербайджана.
Как сообщил бакинской "Эхо" член азербайджанской делегации в ПАСЕ и временного комитета по карабахскому конфликту Асим Моллазаде, в первой части заседания выступили все приглашенные стороны. Свое мнение по ситуации высказали сопредседатели Минской группы ОБСЕ, представители МИД Армении и Азербайджана, а также делегации парламентариев двух стран, которые входят в комитет. По словам Моллазаде, в ходе детального обсуждения переговорного процесса были определены позиции конфликтующих сторон. Во время своего выступления он подчеркнул, что еще в 1989 году парламент Армении принял решение о вхождении Карабаха в состав Армении, "что, безусловно, нарушало международные нормы". В свою очередь представитель армянского МИД убеждал участников встречи, что есть конфликт между Карабахом и Азербайджаном, а Армения играет своего рода вспомогательную роль, а представитель России депутат Константин Косачев, говоря о конфликте, указал на право народов на самоопределение. По мнению Моллазаде, в первую очередь необходимо выполнить резолюции ООН по Карабаху, освобожденнию оккупированных территорий, все беженцы должны вернуться на свои территории и только после можно вести переговоры о статусе Карабаха. "Однако армянская сторона хочет обсуждать статус Карабаха до выполнения этих пунктов. К тому же Ереван видит Карабах вне Азербайджана". Азербайджан же, по словам Моллазаде, готов предоставить Карабаху широкую автономию. "Наличие конфликтов и иностранных войск в регионе Южного Кавказа, на его взгляд, мешает региону интегрироваться в евроатлантическое пространство. В кратчайшие сроки следует вывести с территории региона все иностранные войска". Армянская сторона, в ответ на это, напомнила о наличии на территории Азербайджана Габалинской РЛС. Азербайджанской стороне пришлось также отвечать на доводы представителя британской организации Links, который напомнил об убийстве армянского офицера Гургена Маргаряна азербайджанским офицером Рамилем Сафаровым. Как сообщает газета, по результатам заседания было принято решение провести очередное заседание временного комитета 14 декабря этого года. Но прежде, в октябре, во время очередной сессии ПАСЕ, состоится встреча парламентариев Армении и Азербайджана при посредничестве главы временного комитета ПАСЕ по Карабаху лорда Рассела Джонстона. Стороны планируют обсудить реализацию январской резолюции ПАСЕ по карабахскому конфликту. В целом азербайджанский депутат оценивает второй раунд переговоров "позитивно": "Ощущается большое желание помочь сторонам конфликта в разрешении сложившейся ситуации".
Электронная газета "Тарегир" пишет, что, по словам члена армянской делегации Шаварша Кочаряна, "судя по выступлению одного из сопредседателей, посредники принимают территориальную целостность, но это относится не к самому Нагорному Карабаху, а к контролируемым им "оккупированным территориям". "Они признают и право Карабаха на самоопределение, с условием, что проживавшие ранее на территории Карабаха азербайджанцам должна быть предоставлена возможность вернуться и принять участие в референдуме. Решение же референдума будет окончательным". По словам Кочаряна, в готовящемся проекте доклада будет закреплено, что Карабах не может оказаться в положении анклава и должен будет иметь связь с Арменией.
"Все перечисленное было бы великолепным решением, если бы мы не имели дело с "демократическим" Азербайджаном", - заявил агентству "А1+" Шаварш Кочарян, напоминая о непрекращающихся воинственных заявлениях азербайджанских властей, удвоении военных расходов и призыв омбудсмена Азербайджана к молодежи брать пример с убийцы Рамиля Сафарова. Напомнив о заявлении представителей СЕ, что в случае решения проблемы военным путем Азербайджан выбудет из Совета Европы, Кочарян сказал: "Это конечно нас не утешает. Когда Турция насильно завладела территорией Кипра, являющегося членом СЕ, Турция не выбыла из СЕ".
По мнению члена армянской делегации в ПАСЕ Шаварша Кочаряна, "это пакетный вариант урегулирования, который, тем не менее, предусматривает поэтапную реализацию". При этом, сообщает ИА "Де-Факто", Кочарян подчеркнул, что оценку этой модели урегулирования вправе давать только НК: "Только Нагорный Карабах вправе решать приемлема для него эта модель или неприемлема". Касаясь деталей заседания, Шаварш Кочарян с удовлетворением отметил, что в ходе обсуждений было подчеркнуто, что процесс урегулирования карабахского конфликта должен проходить только в рамках Минской группы ОБСЕ. Он также отметил, что на этот раз армянской стороне с успехом удалось противостоять обвинениям азербайджанской стороны. Армянская сторона привела факты проведения в Азербайджане антиармянской агитации, пропаганды войны, наращивания военных мощностей и т.д. В целом, заключает агентство, Шаварш Кочарян положительно оценил второе заседание временного комитета ПАСЕ по карабахскому вопросу.
По словам руководителя армянской делегации в ПАСЕ Тиграна Торосяна, в целом азербайджанцы на этом заседании выглядели несколько разочарованно и не выказывали прежней агрессивности, "поскольку понимали, что позиции их, в плане обвинения Армении, шатки". ("Айкакан жаманак").
"О чем бы не говорили в связи с Карабахом, какие бы мероприятия не организовывались, факт в том, что никакого переговорного процесса нет. Проводятся какие-то встречи, в ходе которых делаются какие-то заявления и все",- заявил политолог Степан Григорян, комментируя заявления Международной кризисной группы (МКГ) и обсуждения карабахского урегулирования на заседании комитета ПАСЕ в Париже. Согласно газете "Аравот", Григоряна беспокоят постоянные разговоры о возвращении "оккупированных территорий" и беженцев. По мнению политолога, в Армении зачастую неправильно комментируются некоторые заявления, касающиеся карабахского урегулирования. В частности, он выразил недоумение по поводу того, что в Армении имеются положительные оценки по поводу заявления МКГ о том, что вопрос НК решиться через 15-16 лет. По мнению политолога, в отношении карабахского вопроса в международных инстанциях постепенно формируется подход, который достаточно близок позиции Азербайджана. Ярким доказательством этого, по его словам, является внесение в повестку 60-ой сессии Генассамблеи ООН вопроса "О ситуации на оккупированных территориях". Степан Григорян не сомневается в том, что после парламентских выборов в Азербайджане позиция международного сообщества по Карабаху еще более ужесточится. "Если азербайджанские выборы пройдут сравнительно успешно - не будет массовых нарушений, в парламент войдет оппозиция и международные структуры признают эти выборы - наше положение еще более ухудшится. К нефтяному фактору Азербайджана добавится пусть небольшой, но шаг на пути к демократии". По его словам, в Азербайджане есть предпосылки для демократизации государства. В качестве примера он приводит то обстоятельство, что сегодня митинги оппозиции в Баку не разгоняются. На этом фоне Степана Григоряна беспокоит то, что на 60-ой сессии Генассамблее ООН, в ходе которой решаются важнейшие вопросы, Армению представляет не президент, а премьер-министр РА. "Оказаться вне глобальных проблем, самоизолироваться, с каждым днем усиливая антиармянскую тенденцию в карабахском вопросе... Чем заняты те псевдопатриотические силы, которые говорят об Армении "от моря до моря", когда под угрозой этот небольшой кусок земли?",-недоумевает политолог. ("Де-Факто").
Беспрецедентные по уровню представительства слушания по проблеме Нагорного Карабаха (НК), прошедшие 12 сентября в Париже на втором заседании временной комиссии Парламентской Ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ), приоткрыли завесу таинственности, которой окутаны переговоры по карабахскому урегулированию. Исходя из того, что разрешение конфликта возможно исключительно на основе совмещения двух основополагающих принципов международного права - территориальной целостности и права народов на самоопределение, представители мирового сообщества предлагают следующую схему: армянская сторона освобождает контролируемые районы вокруг Нагорного Карабаха, туда и в НК возвращаются азербайджанские беженцы, проживавшие на этих территориях до начала военного противостояния, после чего там проводится референдум по определению статуса непризнанной республики. Российская электронная GazetaSNG.ru отмечает, что вышеприведенные рекомендации удивительным образом, слово в слово, совпадают с советами, представленными на этих днях в Баку и Ереване Международной кризисной группы (МКГ), созданной 10 лет назад и проводящей исследования ситуации в 44-х кризисных регионах планеты. В отличие от официальных посредников по карабахскому урегулированию, вице-президент МКГ Ален Делетроз был более откровенен. Говоря о необходимости вывода войск с территорий вокруг Нагорно-Карабахской Республики, составляющих буферную зону по обеспечению безопасности населения НКР, и возвращения азербайджанских беженцев, Делетроз заявил, что вопрос статуса Нагорного Карабаха настолько сложен, что решить его сегодня не представляется возможным. При этом, пишет газета, он весьма уклончиво высказался о гарантиях безопасности, которые международное сообщество должно предоставить населению Нагорного Карабаха. Очевидно лишь одно: одна из подобных гарантий - ввод в регион миротворческих сил "той страны, которой доверяют в Армении и Азербайджане". Нетрудно догадаться, что в Азербайджане не доверяют России, в Армении и Нагорном Карабахе - Турции. Так, ради ввода чьих войск карабахцы должны уйти из контролируемых ими районов вокруг НКР и кто сказал, что войска какой бы то ни было страны будут обеспечивать безопасность населения НКР лучше, чем армия обороны Нагорно-Карабахской Республики? Как показывает международная практика (к примеру, опыт Балкан), все происходит с точностью до наоборот. Тогда как в зоне карабахского конфликта перемирие усилиями сторон противостояния сохраняется уже более 12 лет. Звучащие же из уст руководителей Азербайджана угрозы возобновления военных действий, считает газета, направлены именно на то, чтобы подвигнуть международное сообщество на урегулирование конфликта по азербайджанскому сценарию. Газета считает также, что мировые державы стремятся как можно быстрее застолбить за собой регион Южного Кавказа. "Отсюда и соперничество США и России за лидирующие роли в вопросе не только карабахского урегулирования, но и разблокирования армяно-турецкой границы и железной дороги Гюмри-Карс, ибо тот, кому удастся примирить Армению и Турцию, равно как и Армению с Азербайджаном, будет контролировать весь регион".

Карабахский вопрос на 60-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН

Как сообщает армянская служба радио "Свобода", в повестку 60-й сессии вошел проект резолюции "Ситуация на оккупированных территориях Азербайджана". "Свобода" напоминает, что вопрос этот впервые попал в повестку Генеральной Ассамблеи в ноябре 2004 года по инициативе Азербайджана. Однако обсуждение вопроса было отложено на неопределенное время, когда представитель США в ООН Сюзан Мур призвала ГА ООН не вмешиваться в вопрос урегулирования карабахской проблемы и не мешать работе Минской группы ОБСЕ. По словам постоянного представителя Армении в ООН Армена Мартиросяна, тогда с Азербайджаном была достигнута договоренность о том, что армянская сторона не будет препятствовать переносу вопроса на 60-ю сессию, при условии, что они обязуются не инициировать в дальнейшем его обсуждение". Договоренность же была достигнута с учетом намечавшихся в Азербайджане парламентских выборов. "На этом политическом фоне им трудно было бы снять вопрос с повестки. Поэтому, была достигнута договоренность о том, что Азербайджан не станет предпринимать каких-либо шагов, а Армения станет мешать включению вопроса в повестку сессии". Кроме того, постпред Армении в ООН был уполномочен президентом страны и министром ИД заявить, что, "если Азербайджан предпримет в рамках ООН какие-либо шаги, то Республика Армения выйдет из Пражского переговорного процесса по урегулированию нагорно-карабахского конфликта". "Это наш главный аргумент: есть Минская группа, в рамках которой уже более 10 лет осуществляются переговоры и политические консультации, и ООН не то место, где должна обсуждаться проблема Карабаха. И, если Азербайджан эту договоренность нарушит, то Республика Армения пойдет на этот шаг, поскольку Карабахом мы уполномочены вести от их имени переговоры только в рамках МГ ОБСЕ... Я сообщил с трибуны ООН, что в таком случае Азербайджан будет вынужден вести переговоры только с властями Нагорно-Карабахской Республики".
Как сообщает Бакинская "525-я газета", официальный Баку заявил, что не отказался от намерения продолжить обсуждение в ООН вопроса "Положение на оккупированных территориях Азербайджана" и добиваться принятия итогового документа. Азербайджанская сторона могла бы предложить и не включать вопрос в повестку дня новой сессии, и если не сделала такого предложения, то это значит, что вопрос не закрыт, и Азербайджан намерен продолжить прерванные обсуждения. Об этом в интервью "АзерТАдж" сказал и постоянный представитель нашей страны в ООН Яшар Алиев. По его словам, "Генеральная ассамблея ООН поддержала справедливый шаг Азербайджана и приняла решение продолжить обсуждение этого важного вопроса. Это в свою очередь, важный политико-дипломатический фактор за освобождение оккупированных территорий". Этот факт, пишет газета, показывает также, что за текущий год переговоры по карабахской проблеме не вошли в конструктивное русло, и Баку намерен прибегнуть к рычагам международного давления на Ереван. "Интересно, что этот факт приходится на период после казанской встречи президентов двух стран, хотя международные посредники и наблюдатели в целом положительно оценивали результаты казанских переговоров".
Газета "Азг" напоминает, что в результате достигнутой между Баку и Ереваном договоренности, азербайджанская сторона отказалась от обсуждения в ООН вопроса "Ситуация на оккупированных территориях Азербайджана", при условии, что армянская сторона даст согласие на посещение миссией по сбору фактов ОБСЕ территорий, контролируемых Нагорным Карабахом. С 30 января по 6 февраля миссия посетила все 7 районов и опубликовала доклад, согласно которому Армения и Нагорный Карабах не осуществляют планомерного заселения этих районов.
Согласно процедуре ООН, в числе необсужденных на 59-й сессии Генеральной ассамблеи ООН других вопросов, вопрос "Ситуация на оккупированных территориях Азербайджана" может быть перенесен на 60-ю сессии Генеральной ассамблеи ООН, однако Азербайджан не может настаивать на этом пункте, так как это будет противоречить достигнутым ранее между сторонами договоренностям по этому вопросу. Об этом, сообщает "Ноян Тапан" заявил пресс-секретарь МИД РА Гамлет Гаспарян, комментируя по просьбе СМИ перенос вопроса в повестку дня 60-ой сессии Генеральной ассамблеи ООН. "Подход Армении к этому вопросу не изменился: в случае выдвижения Азербайджаном любого вопроса в ООН Армения выйдет из переговоров по урегулированию Нагорно-Карабахского конфликта, и Баку будет вынужден продолжить переговоры со Степанакертом", подчеркнул Гамлет Гаспарян.
"Последнее заявление пресс-секретаря МИД Армении Гамлета Гаспаряна касательно нагорно-карабахского процесса является ни чем иным как дипломатическими уловками и маневрами", - заявил ИА "Тpенд" завотделом внешних связей аппарата президента Азербайджана Новруз Мамедов. "За этим мессиджем стоит очень большая обеспокоенность Армении. Речь идет о том, что позиция Азербайджана в урегулировании армяно-азербайджанского, нагорно-карабахского конфликта в высшей степени укрепилась и получает сильную поддержку как со стороны международных организаций, так и отдельных государств. И включение сегодня в повестку 60-й сессии ООН пункта "О ситуации на оккупированных территориях Азербайджана" является логическим продолжением этого. Здесь нет ничего необычного. Это наше право". По его словам, Армения видит, что позиция Азербайджана по нагорно-карабахскому урегулированию получает все большую поддержку международной общественности и пытается угрожать Азербайджану приостановлением переговоров, отходом в сторону и переговорами напрямую с армянами Нагорного Карабаха. "Первое, отклониться от переговоров не так-то просто. Земли оккупированы, находятся под оккупацией и сегодня ведутся переговоры - Армения сегодня в безвыходном положении и может искать какую-то причину. Во-вторых, если Армения действительно намерена отойти в сторону от переговоров, и Ереван официально заявит о том, что отходит от нагорно-карабахского вопроса, то тогда мы найдем возможность поговорить с армянами Нагорного Карабаха. Мы можем сделать это и в этом нет проблем", - заявил Мамедов.

Содружество непризнанных государств

Как сообщает газета "Еркир" со ссылкой на ИА REGNUM, 14 сентября 2005 года начала свою работу в Москве международная конференция "Параллельное СНГ. Абхазия, Приднестровье, Южная Осетия и Нагорный Карабах как реалии постсоветского пространства". Конференция организована Институтом стран СНГ, Приднестровским государственным университетом, Абхазским государственным университетом, Арцахским государственным университетом (Нагорный Карабах) и Южно-Осетинским государственным университетом. В работе конференции приняли участие директор Института стран СНГ, депутат Госдумы РФ Константин Затулин, начальник Управления администрации президента по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами Модест Колеров, заместитель министра иностранных дел Приднестровской Молдавской Республики Виталий Янковский, ректор Приднестровского государственного университета Степан Берил, советник министра иностранных дел Нагорно-Карабахской Республики Рубен Заргарян, ректор Арцахского государственного университета Гамлет Григорян, ректор Абхазского государственного университета Игорь Ахба, ректор Южно-Осетинского государственного университета Таймураз Кокоев, а также эксперты, общественные, политические и религиозные деятели из России и стран-участниц СНГ. В своем выступлении, открывающем работу конференции, Константин Затулин подчеркнул, что конференция является научным, а не политическим мероприятием, несмотря на то, что на ней затрагиваются актуальные политические проблемы. А участие в конференции государственных деятелей Российской Федерации, в частности, начальника Управления администрации президента по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами Модеста Колерова, показывает лишь повышенный интерес и озабоченность России конфликтами, происходящими на территории постсоветского пространства.
Название открывшейся в Москве конференции задолго до ее открытия вызвало бурное возмущение в так называемых метрополиях, в течение многих лет отстаивающих свою территориальную целостность, пишет электронная GazetaSNG.ru. Глава Института стран СНГ Константин Затулин, открывая заседание, подчеркнул, что мероприятие носит прежде всего научный характер и проходит по линии взаимодействия университетов Абхазии, Приднестровья, Южной Осетии и Нагорного Карабаха, а "параллельное СНГ" в данном случае обозначает содружество непризнанных, а не независимых государств. Несмотря на это, резкой оценки факта проведения конференции избежать не удалось. В МИД Азербайджана пообещали в ближайшее время проанализировать информацию и обнародовать официальную позицию Баку по этому вопросу. Во внешнеполитическом ведомстве Азербайджана считают, что "проведение такой конференции в Москве с участием представителей сепаратистских образований не делает чести ни России как крупной региональной державе, ни ее организаторам". В Москве же считают, что миссия России в урегулировании конфликтов на пространстве СНГ заключается в обеспечении свобод и прав своих соотечественников. Об этом, сообщает газета, заявил на конференции начальник управления администрации российского президента по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами Модест Колеров. По его словам, Россия считает своими соотечественниками обе стороны конфликтов на постсоветском пространстве. Отсюда следует стремление организовать диалог между четырьмя непризнанными республиками, значительная часть населения которых, к тому же - российские граждане.
На вопросы бакинской газеты "Эхо" отвечает директор Института стран СНГ, депутат Госдумы, членом комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками Константин Затулин. В нижеприведенном интервью, кавычки, щедро расставленные газетой, сняты, поскольку они искажают смысл ответов Затулина.
- Что послужило толчком для организации наделавшей уже немало шуму конференции?
- Подготовка к этой конференции шла примерно полгода. Я бы не стал искать каких-то специальных поводов для организации этого мероприятия... Общим поводом является то, что известные нам непризнанные государства вот уже около 15 лет существуют как непризнанные образования, а это достаточно долгий срок. За последнее время появились основания говорить, что этими государствами предпринимаются какие-то попытки скоординировать свою позицию... Они уже провели несколько встреч. Иногда в них участвовал президент НКР... Мне кажется, что вышеотмеченные 15 лет и являются поводом для двух тенденций, которые сейчас начинают проглядываться. Первая - постепенное изменение позиций в отношении признанности этих государств, поскольку время идет, проблемы остаются нерешенными, а сами государства, несмотря на то, что они непризнанны, приобрели определенную устойчивость, и надо как-то приводить в соответствие реальность и формальность. Вторая - одновременно с этим, по крайней мере, у половины этих государств возникает тревога, связанная с тем, что вновь назревает какой-то этап испытаний в связи с настойчивым желанием, скажем, правительства Грузии вернуть эти территории силой. Сейчас наблюдается локальное обострение в зоне грузино-осетинского конфликта. Молдова пытается добиться от Украины экономической блокады Приднестровья. Наконец, избирательная кампания у вас в стране приводит к обострению ситуации вокруг статуса Нагорного Карабаха.
Поэтому мы и проводим конференцию. Самое главное, ознакомить общественность с картиной жизни в этих государствах. Мы хотим услышать мнение политологов, экспертов, общественных деятелей этих государств. Ознакомить с этой точкой зрения российских политологов. Нам важен момент обратной связи, т.е. если мы что-то утверждаем, что нам важно знать, как к этому относятся в Абхазии или Приднестровье. Все это одна из целей, которую мы преследуем в ходе конференции. А вторая заключается в прогнозе дальнейшего развития ситуации в том или ином регионе, государствах. То есть мы преследуем научные цели.
Кстати, накануне конференции, как мне кажется, с чьей-то легкой руки в Грузии и Азербайджане запаниковали по поводу проведенной конференции. В Грузии вообще, по-моему, испугались того, что мы здесь собираемся создавать параллельное СНГ. На самом деле фраза параллельное СНГ, которая лежит в основе названия конференции, всего лишь отражает наше представление о происходящем, то есть параллельное Сообщество непризнанных государств, вкратце СНГ. Как формальную структуру это сообщество в ходе конференции признавать никто не собирался. Такого сообщества нет, но оно складывается по факту, так как эти образования выброшены из законной политической жизни и легитимных международных отношений. Из-за этого и возникают параллельные миры, которые существуют, но находятся на разных плоскостях. Что касается подписания в ходе конференции каких-то документов, то ничего подобного не будет. Это и не предполагалось изначально.
- Вы не думали о том, что организация подобного мероприятия обострит отношения России с Азербайджаном, Грузией, Молдовой, а что касается нашего случая, то нанесет определенный урон урегулированию нагорно-карабахского конфликта?
- Напротив. Считаю, что распространение объективных сведений обо всем происходящем в зоне конфликта, а не желание постоянно запускать пропагандистские "утки", или следовать логике пропагандистской войны, отрицая факт существования реальности, не только не отодвигает, а приближает нас к какому-то решению. Если мы будем следовать определенной пропаганде, отрицая не только право на самоопределение как таковое, а вообще сложившуюся реальность самоопределения, которая состоялась в зоне конфликтов, при этом, невзирая на то, нравится это кому-то или нет, то ничего путного из этого не выйдет.
Мне, например, не очень нравится один факт. В течение нескольких сотен лет территория, которая сейчас называется постсоветским пространством, была единым целым. В конце 90-х годов минувшего столетия Советский Союз распался, и целый ряд государств в результате обрел независимость. Если бы я был каким-то не таким, то в течение 15 лет утверждал бы, что все эти государства - сепаратисты по отношению к общему пространству. Но мы же этого не делаем...
- Позвольте, но вы же сейчас сравниваете несравнимое?!
- Советский Союз распался, и тогда почему мы должны верить тому, что границы, когда-то кем-то нарисованные, к примеру, обуславливающие наличие в составе Азербайджана Нагорного Карабаха или в составе Грузии Абхазию, нечто вечное, неподверженное каким-то корректировкам в силу происходящих событий?.. И потом, на конференции мы не принимаем политических решений. А даже если бы и принимали, считаю, что объективное рассмотрение вопроса, попытка представить иную точку зрения очень важна. Что касается нервозной реакции в Азербайджане на факт проведения конференции, то мне досадно, что реакция такова.
- Выходит, вы уже знакомы с реакцией Баку?
- Два дня назад я дал интервью корреспонденту одной из азербайджанских газет, которое он представил по своему усмотрению. В статье моему интервью сопутствовали интервью сотрудников азербайджанского посольства, которые врут о том, что их не пригласили на конференцию, якобы мы отказались им предоставить пригласительные билеты. Смешно слышать подобные доводы. Конференция носит открытый характер, и представители СМИ Азербайджана присутствовали здесь, задавали массу вопросов, иногда очень едких. К тому же на конференции присутствовали сотрудники посольства Грузии, Молдовы. Почему-то сотрудники посольства Азербайджана говорят о том, что их не пускают. Если бы мы взяли это за основу, то не пустили бы и работников посольств Грузии и Молдовы.
- Российские СМИ сообщают, что в числе организаторов значится и администрация президента РФ...
-Нет, это не так. На конференции присутствовал начальник Управления президента РФ по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами, известный политолог Модест Колеров. Он также выступил на конференции. Но администрация не является организатором, она лишь представлена на конференции. Организаторами же являются Институт стран СНГ и четыре университета: Арцахский, Южноосетинский, Абхазский и Приднестровский. В целом я доволен организацией конференции, потому что она привлекла большое внимание, заставила говорить на эту тему, а эта одна из целей конференции - заставить искать решение. ("Эхо").
Как сообщает ИА "Де-Факто", в ходе состоявшейся в Степанакерте пресс-конференции, министр ИД Нагорного Карабаха Арман Меликян назвал научную конференцию с участием представителей НКР, Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья в Москве "хорошей возможностью для представления проблем Нагорного Карабаха и ознакомления с проблемами других". По словам министра, было бы неплохо, чтобы аналогичные конференции были организованы в Страсбурге, Нью-Йорке и в других центрах международного значения.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.