Отсрочка судебного разбирательства в Благовещенском районном суде по делу о нарушении прав жителей Благовещенска (Башкирия) в ходе милицейской "зачистки" в декабре 2004 года существенно затянет судебный процесс. По мнению юристов, дело может рассматриваться несколько лет. Так, в частности, считает адвокат со стороны потерпевших Станислав Маркелов. Об этом он заявил сегодня, 14 сентября, в интервью корреспонденту ИА REGNUM.

Я взял под защиту наиболее серьезных пострадавших по делу о милицейской "профоперации" в Башкирии, - говорит Маркелов. - Это, в частности, Расческов, братья Халикаевы и другие. Можно было взять всех пострадавших, но это просто нереально (на сегодняшний день их насчитывается 347 человек - прим. ИА REGNUM).

ИА REGNUM: Что вас привлекло в этом деле?

Адвокатов, которые берут такие дела, крайне мало. Я брал подобные дела и раньше, и не только связанные с избитыми гражданами, но и с превышением должностных полномочий со стороны представителей власти. Подобные дела я вел даже в Чечне. Поэтому когда ко мне обратились правозащитники с просьбой поработать в Благовещенске, я согласился. Атмосфера здесь лучше, чем в Грозном, поэтому я считаю, что мне удастся довести дело до приговора. А пока наша задача в том, чтобы процесс начался.

ИА REGNUM: Почему, на ваш взгляд, адвокаты не хотят связываться с подобными судебными процессами?

Ну, во-первых, это элементарное человеческое чувство страха, а во-вторых, приезжать сюда значит останавливать все дела в Москве. Связываться с правоохранительными органами никто не желает - это же не просто хулиганы, а представители органов власти, их активно поддерживают и милицейские и административные ресурсы.

ИА REGNUM: Каковы ваши прогнозы по поводу исхода дела?

С чисто юридической стороны дело абсолютно очевидное и никаких сложностей в нем быть не должно. Но это если брать во внимание чисто юридические моменты. А как оно повернется, к сожалению, зависит не только от материалов дела и от того, что было набрано в ходе предварительного следствия, но и от тех событий, которые происходят вокруг, то есть общеполитических событий. К сожалению, это так, и это остается только признать.

ИА REGNUM: Не все из потерпевших узнают в обвиняемых своих обидчиков. Кроме того, известно, что часть сотрудников милиции совершали противоправные действия в масках. Все ли из них ответят перед судом?

Получается, что если человек надел маску, то он не отвечает за то, что он сделал и даже не констатируется факт самого преступления. Такое положение дел будет только подталкивать потенциальных преступников к тому, что они могут совершать преступления безнаказанно. Поэтому я намерен потребовать расширения круга привлекаемых к ответственности лиц и ставить вопросы об увеличении состава обвинения. Я их уже ставил в ходе предварительного следствия. Потому что кроме превышения должностных полномочий совершенно очевидно, что они совершили ещё несколько преступлений, и одна лишь эта статья не может охватывать все преступления, которые совершали должностные лица. Так мы дойдем до маразма, что изнасилования и убийства тоже будем считать превышением должностных полномочий.

ИА REGNUM: Имеется информация о том, что сотрудники милиции пользовались во время "профилактической" операции инструкциями под грифом "для внутреннего пользования". Встречались ли вам такие документы в ходе расследования?

Я уже подал в суд жалобу по наличию в материалах дела неких секретных приказов МВД, поскольку их текст, по моему глубокому убеждению, никак не соответствует закону. На этих по сути дела противозаконных приказах МВД основывались действия сотрудников ведомства. К сожалению, прокуратура отказалась выполнять функцию надзора, и вместо нее эту функцию пришлось выполнять мне. Прокуратура мне ответила, что вопрос о вынесении прокурорского представления по этим совершенно непонятным секретным приказам, будет рассматриваться после решения суда. Почему? Ведь нормативный документ действует и сейчас? Согласно ему фильтрационные пункты можно устраивать в любом городе.

ИА REGNUM: Виновно ли, на ваш взгляд, руководство МВД РБ в декабрьском инциденте в Благовещенске?

Я подавал ходатайство о привлечении к уголовной ответственности башкирского министра Диваева. Потому что изначально приказ о проведении этой "профилактической" операции был подписан именно им. Представители прокуратуры Республики Башкортостан мне ответили, что не могут привлечь к ответственности главу МВД РБ, потому что в тексте приказа не было призывов совершать преступления. Я ещё не видел ни одного приказа, в котором было бы написано, что людей надо избивать, совершать преступления и прочее. Естественно, в приказах такого не пишут, но приказ подписан должностным лицом. Оно должно отвечать. До сих пор оно не ответило, несмотря на все прокурорские предписания. Кстати, это очень четко показывает значимость такого предписания прокуратуры, которое, вроде бы, сделали, но потом на него попросту плюнули.

ИА REGNUM: Как вы оцениваете процедуру знакомства с материалами дела со стороны обвиняемых?

Считаю, что сторона обвиняемых затянула знакомство с материалами дела. Я знакомился с ними недолго. То, что меня интересует по отношению моих подзащитных, я отксерокопировал, а потом изучал это уже в Москве. Мне кажется, поведение стороны обвиняемых можно объяснить простым желанием затянуть разбирательство. Я познакомился со всеми 50 томами дела в достаточно короткий промежуток времени. Отмечу, что последние из них во многом включают все мои ходатайства и ответы на них, которых было достаточно много. А тот срок, в течение которого обвиняемые знакомились с делом, объясняется тем, что события в Благовещенске, естественно, постепенно забываются. На это, как я предполагаю, у стороны обвиняемых и будет расчет. Так как других шансов, кроме как околополитического давления и затягивания дела у них нет.

ИА REGNUM: Какова, по-вашему, будет дальнейшая тактика противоположной стороны?

Лучший способ избежать ответственности это затянуть дело до беспредела. К сожалению, никакую другую, более умную тактику защита со стороны обвиняемых не предлагает. Я могу быть предсказателем, я могу сказать, что будет дальше: сначала у адвокатов сотрудников башкирской милиции будет безумное количество судов, потом они начнут по очереди болеть, возникнут ещё тысячи причин для того, чтобы не начинать судебное заседание. Виновность должностных лиц очевидна. Единственный способ избежать ответственности за то, что здесь они сделали в декабре прошлого года - это просто не дать возможность развиваться этому процессу. Встает вопрос уже в воле суда, чтоб действительно этот процесс начался.

ИА REGNUM: Почему, на ваш взгляд, на заседание суда пришли лишь 66 потерпевших из 347 человек?

Если б я оказался на их месте, я бы тоже вряд ли бы пришел. Следствие шло с декабря месяца. Потерпевшие находятся под достаточно сильным прессом, потому что почти все обвиняемые не только восстановлены в своих должностях, но и фактически осуществляют здесь правоохранительную власть. Это те самые люди, которые обвиняются в совершении тяжких должностных преступлений. Это недопустимо, потому что люди с одной стороны боятся, а с другой - просто разуверились в российской правовой системе.