Осенью прошлого года в Москве состоялся Гражданский форум, на котором впервые в истории страны руководители государства и общественных объединений заявили о готовности объединить усилия по решению актуальных социальных проблем, и, шире, по построению в России гражданского общества.

Республика Марий Эл не осталась в стороне от проходящих процессов - прошли встречи первых лиц республики с лидерами наиболее активных общественных организаций, представители государственных органов, бизнес-структур и некоммерческих объединений работали на семинарах-тренингах, посвященных выработке реальных механизмов межсекторного взаимодействия, увеличилось количество благотворительных акций, реализовывались добровольческие проекты...

Лаборатория социальных технологий Марийского государственного технического университета и Центр поддержки некоммерческих организаций Ассоциации молодежных организаций Республики Марий Эл при поддержке Фонда "Евразия" в июле-августе 2002 г. провели социологическое исследование на тему "Межсекторное взаимодействие в Республике Марий Эл: состояние, проблемы и перспективы развития", которое должно ответить на вопрос - есть ли перспективы у партнерских отношений между государственными, коммерческими и некоммерческими секторами республики, какие "подводные камни" мешают конструктивному взаимодействию. В ходе исследования были опрошены 60 представителей трех секторов общества: государства, бизнеса и НКО - по 20 представителей каждого сектора. Ответы, полученные в ходе исследования, показывают, что межсекторное взаимодействие в республике - это признаваемый всеми свершившийся факт, но его понимание каждой из сторон далеко от хрестоматийного.

Преобладают двух (НКО - Бизнес, НКО - Государство, Бизнес-Государство) - а не трехсторонние контакты. И хотя основой взаимодействия, бесспорно, провозглашаются интересы общества, но в реальной деятельности каждый из потенциальных партнеров в первую очередь исходит пока из своих приоритетов. Большое влияние на межсекторное взаимодействие оказывают стереотипы восприятия партнеров: государство и бизнес для НКО - в первую очередь источник денег; НКО, в свою очередь, для государства и бизнеса - вечный проситель денег и т.д.

Некоммерческие организации, отстаивающие конкретные общественные интересы, осознают ограниченность традиционной роли "просителя", но не всегда еще готовы вести разговор с партнерами на равных. Тем не менее, профессиональных, стабильно работающих общественных организаций становится все больше, хотя и нельзя назвать этот процесс стремительным, и игнорировать этот потенциал было бы не совсем разумно.

Понятно, что для нашей республики примеры Швеции, Великобритании и других развитых стран, в которых до восьмидесяти процентов средств местных бюджетов, направляемых на реализацию многочисленных социальных программ (для сирот, инвалидов, бездомных и т.д.), размещаются именно через неправительственные организации, являются пока еще недостижимым идеалом. В республике 50% организаций, которые имеют контакты с органами власти, привлекаются, в лучшем случае, для проведения массовых праздничных мероприятий. Лидеры НКО с обидой заявляют, что серьезные программы общественного сектора, как правило, остаются вне поддержки как государства, так и коммерсантов.

Бизнес-структуры республики, которые тяготятся ролью "денежного мешка", в то же время не могут выработать новую модель поведения по отношению к решению актуальных социальных проблем. Каким-то образом ситуацию смог бы изменить республиканский закон о благотворительности (первое общественное обсуждение которого состоялось летом этого года), узаконивший официальный и общественный статус благотворителя и мецената. Пока не будут созданы цивилизованные законодательные условия для благотворительной деятельности, ни одна сильная бизнес-компания не будет иметь легального благотворительного бюджета. И до тех пор, пока взаимодействие с некоммерческими, и, кстати, с государственными организациями не будет четко зафиксировано законом, существенных позитивных изменений в этой сфере не произойдет. Собственные же социальные проекты бизнес-структур в республике скорее исключение, чем правило.

Органы государственной и муниципальной власти, конечно же, являются особым партнером социального взаимодействия: именно органы власти определяют направление и скорость социальных преобразований, и в конечном счете, реальные формы социального взаимодействия. В Республике Марий Эл разработано два десятка нормативных документов, затрагивающих различные стороны межсекторных отношений. Но два чиновника из 20 заявили, что таких документов нет вообще! К чести остальных, оставшиеся 18 знают о документах, и что немаловажно, признают, что они большей частью не выполняются.

Таким образом, необходимо установление базовых, фундаментальных принципов и правил взаимодействия. Там, где они созданы, там меньше произвола, больше надежды на то, что без открытых конфликтов, через эффективное взаимодействие удастся решить проблемы людей.