В Южной Осетии обсуждают грузинскую "Программу экономической реабилитации Цхинвальского региона"

Тбилиси, 14 сентября 2005, 11:56 — REGNUM  Министерством экономического развития Грузии разработана программа поддержки малого и среднего предпринимательства в зоне грузино-осетинского конфликта. Программа предусматривает создание совместных грузино-осетинских предприятий. Многие международные организации изъявили готовность финансировать эту программу. С целью выяснить реакцию Южной Осетии на задействование подобной программы корреспондент ИА REGNUM обратился к госсоветнику президента Южной Осетии, заместителю главы инвестиционного департамента Южной Осетии Вахтангу Джигкаеву.

Я ознакомился с данной программой, ее точное название - "Программа экономической реабилитации Цхинвальского региона". На самом деле это первая попытка решить вопрос, используя экономический подход. Программа включает в себя следующие части: кредиты малым и средним предприятиям, субсидии на выплату процентов для малых предприятий, субсидии банку и крупным компаниям, которые выразят желание работать в регионе. Сам подход с экономической точки зрения верный, но чувствуется то, о чем мы неоднократно говорим - деньги в обмен на политические уступки. Когда мы говорим об экономических отношениях, мы говорим о равном партнерстве. Из под палки никто никого не сможет принудить. Такая экономика называлась бы командно-административной. Если грузины хотят с нами разговаривать на равных, а это единственный возможный путь диалога, то они должны если не признать, то по крайней мере пользоваться той терминологией, какой пользуемся мы. Мы являемся Республикой Южная Осетия. У нас есть соответствующие министерства и ведомства. Я понимаю, что на уровне президентов не будет подписано никакого соглашения, поскольку в данном случае это будет означать признание Южной Осетии. Но можно заключать соответствующие соглашения между министерствами и комитетами. Не на правительственном уровне, а на уровне, к примеру, министерства экономики Грузии и Южной Осетии, министерства сельского хозяйства Грузии и Южной Осетии и.т.д.

ИА REGNUM: Вы обращались к Грузии с подобным предложением?

Да. Заместитель министра экономического развития Грузии Тамара Ковзиридзе cначала сказала, что это возможно, но на встрече присутствовали представители министерства юстиции Грузии, которые замешкались, и в конце концов здравая идея не реализовалась. Для того, чтобы осуществить любой экономический шаг, нужен какой-то нормативный акт, основываясь на котором мы предпринимаем реальные шаги. Приведем пример: мы совместно с грузинами наладили производство колбас или кирпича. Внутри Республики Южная Осетия такая продукция без проблем будет продаваться, но без соответствующего акта в любой момент при пересечении границы с Грузией такой товар будет назван контрабандным и может быть арестован и изъят. Любой грузинский предприниматель, который захочет провести такую продукцию в Гори, может рассматриваться как преступник. Поэтому такие предложения остаются голословными.

ИА REGNUM: Поступали ли предложения в официальные структуры Южной Осетии?

Нет, официально не поступали. Лично я их получил из рук Тамары Ковзиридзе на встрече экспертов в неформальном порядке, т.к. встреча экспертов в Брюсселе была неофициальной, и там могли рассматриваться и обсуждаться какие угодно предложения и проекты.

Между тем, комментируя ИА REGNUM данный вопрос, министр по особым делам Южной Осетии Борис Чочиев указал на целесообразность задействования грузино-российского соглашения от 23 декабря 2000 года. "Именно это соглашение дает свободу действий для сотрудничества предприятий Грузии, Южной Осетии и России", -заявил Чочиев.

Отметим, что российско-грузинское соглашение предусматривает задействование двух межгосударственных программ по экономическому восстановлению зоны грузино-осетинского конфликта и по возращению, обустройству, интеграции и реинтеграции беженцев.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.