6 сентября на заседании правительства Москвы был одобрен проект закона "О городских почвах", который был разработан в рамках законодательства об охране окружающей среды. По данным, полученным корреспондентом ИА REGNUM от пресс-службы департамента природопользования и защиты окружающей среды правительства Москвы, руководитель департамента Леонид Бочин напомнил о том, что действующее законодательство регулирует только отношения по использованию и охране земель, но не проводит разделения понятий "земля" и "почва". При этом специальное законодательство об охране почв существует во многих странах мира. В России, в Москве, необходимость в этом серьёзном документе созрела давно, подчеркнул Бочин. Городские почвы - это экологический ресурс, который обеспечивает жизнеспособность всего природного комплекса, являются питательной основой для растений, влияют на состояние подземных вод и воздуха, служат естественным фильтром, поглощающим загрязняющие вещества.

Федеральный закон "Об охране окружающей среды" выделяет почвы как самостоятельный компонент и объект охраны окружающей среды, таким образом, почвы являются самостоятельным объектом правового регулирования. На рассмотрение Государственной Думы внесён проект федерального закона "Об охране почв", поддержанный министерством природных ресурсов и министерством сельского хозяйства. Разработанный проект закона "О городских почвах" не противоречит ни Конституции Российской Федерации, ни федеральному законодательству, потому что пока соответствующий федеральный закон не принят, субъект РФ имеет право на осуществление собственного правового урегулирования по предметам совместного ведения, подчеркивают в столичном департаменте природопользования. К тому же практика опережающего законодательства распространена в столице: по такому принципу уже приняты законы города Москвы: "О защите зелёных насаждений", "Об экологическом мониторинге в городе Москве", "О государственном экологическом контроле в городе Москве" и др.

Проект закона определяет ряд ключевых понятий, касающихся почв; также в документе предусмотрена обязанность осуществлять компенсационное оздоровление городских почв (их размер будет определён позднее на основании методики, утверждённой правительством Москвы). По мнению авторов проекта, закон поможет решить многие проблемы: например, проблему контроля качества почв и почвогрунтов. В департаменте природопользования отмечают, что ежегодно в Москву завозится около 800 тыс кубометров растительного грунта, качество которого оставляет желать лучшего, хотя ещё в июле 2004 года было принято постановление правительства Москвы "О повышении качества почвогрунтов в городе Москве", в рамках которого установлены экологические требования к качеству ввозимых почвогрунтов.

Урегулировать эту же проблему помогает Московская система добровольной сертификации "Экологичные почвогрунты", цель которой состоит в определении соответствия почвогрунтов, используемых при благоустройстве и озеленении территорий, установленным требованиям. С 15 августа 2005 года при размещении городского заказа на выполнение работ по благоустройству и озеленению территорий подрядные организации должны получать заключение департамента природопользования о соответствии почвогрунтов установленным требованиям или сертификат соответствия Системы добровольной сертификации "Экологичные почвогрунты". Но меры ответственности за нарушение установленных требований к качеству почвогрунтов могут быть определены только в законе, подчеркивают в департаменте. В ближайшее время законопроект будет внесен на рассмотрение Московской городской Думы.