Мониторинг и угрозы. После встречи в Казани. Визит действующего председателя ОБСЕ Дмитрия Рупеля. Мнения. Карабахская валюта. 14 лет независимости Нагорного Карабаха.

Мониторинг и угрозы

8 сентября 2005 г. миссия ОБСЕ провела плановый мониторинг линии соприкосновения вооруженных сил Нагорного Карабаха и Азербайджана в районе села Левонарх Мартакертского района Нагорного Карабаха (НК). С позиций Армии обороны НК мониторинг осуществляли личный представитель действующего председателя (ЛПДП) ОБСЕ Анджей Каспшик и полевой помощник ЛПДП Петер Кии (Великобритания). В ходе мониторинга нарушений режима прекращения огня не зафиксировано. Однако азербайджанская сторона, в отличие от карабахской, не вывела миссию ОБСЕ на свои передовые рубежи, сообщает информационный портал МИД НК. Миссию наблюдения с карабахской стороны сопровождали представители министерства обороны и министерства иностранных дел Нагорного Карабаха. (Информационный портал МИД НК).

Как сообщает бакинская "525-я газета", Организация освобождения Карабаха (ООК) провела опрос среди жителей Баку о путях урегулирования карабахского конфликта. 49% опрошенных высказались за военный путь решения конфликта, 35% - за мирный, остальные затруднились ответить. Среди молодежи 56% отдают предпочтение военному пути освобождения Карабаха, 36% - за мирное решение конфликта. Среди других возрастных категорий число сторонников военного пути разрешения конфликта также больше, чем мирного. Опрос проводился среди 1943 респондентов.

Азербайджанская армия в любой момент способна освободить "оккупированные" Арменией земли, заявил президент Азербайджана Ильхам Алиев на открытии памятника экс-президенту страны Гейдару Алиеву в городе Ленкорань. "Враг должен знать, что азербайджанская армия способна в любой момент освободить свои земли", - подчеркнул Алиев. Президент отметил, что нежелание Армении идти на уступки "значительно тормозит решение конфликта". ("Интерфакс-Азербайджан").

Движение "Во имя Азербайджана" (ДВИА) начинает массированную акцию по всему миру. Ее цель - ликвидировать представительства карабахских сепаратистов в тех странах, где они уже открыты, и не допустить появления новых, заявил бакинской "Эхо" лидер ДВИА Ильгар Гасымов. Отмечая, что МИД Нагорного Карабаха официально сообщает о существовании шести представительств: в Армении (Ереван, глава Арман Меликян), России (Москва, Армен Тавадян), Соединенных Штатах (Вашингтон, Вардан Барсегян), Франции (Париж, Ованес Геворкян), Австралии (Сидней, Варужан Искандарян) в странах Ближнего Востока (Бейрут, Карапет Кабабджян), газета сообщает, что, согласно ДВИА, НК намерен расширить свое международное присутствие и открыть представительства в еще нескольких странах. По словам Ильгара Гасымова, пишет "Эхо", ДВИА намерено не допустить подобного. "Мы будем обращаться к властям тех стран, которые не препятствуют деятельности сепаратистов". Более того, сейчас руководство ДВИА продумывает детали непрерывных акций перед представительствами НК и посольствами Армении.

После встречи в Казани

Сопредседатель Минской группы ОБСЕ (МГ ОБСЕ) от России Юрий Мерзляков положительно оценивает итоги состоявшейся в Казани встречи президентов Армении и Азербайджана Роберта Кочаряна и Ильхама Алиева. В интервью радиостанции "Свобода" Мерзляков отметил, что встреча в Казани прошла конструктивно и сопредседатели удовлетворены ее итогами и оценками, которые дают встрече армянская и азербайджанская стороны. Переговоры шли на основе Пражских принципов, президенты обсуждали то, что ранее предлагали сопредседатели. Новые предложения в Казани не обсуждались, по большему счету, ничего пока не изменилось, есть несколько вопросов, лишь после достижения согласия по которым можно говорить о подписании какого-то документа, сообщил Мерзляков. После встречи в Казани у наблюдателей сложилось впечатление, что и на этот раз стороны переговоров не раскроют их деталей и, предположительно, возьмут тайм-аут. Однако, по словам Мерзлякова, не исключено, что министры иностранных дел Армении и Азербайджана Вардан Осканян и Эльмар Мамедъяров встретятся уже в октябре. "Не могу сказать по поводу президентов, но с министрами мы точно будем работать", - сообщил российский дипломат. ("Арминфо").

Как сообщает бакинская "525-я газета", турецкая газета "Хуррийет" опубликовано интервью с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым. На вопрос газеты относительно урегулирования нагорно-карабахского конфликта президент Азербайджана ответил, что его страна будет до конца бороться за справедливое разрешение проблемы и восстановление своей территориальной целостности. Алиев отметил, что, хотя очередные переговоры в Казани конкретных положительных результатов не принесли, надежды на перспективы мирных переговоров пока остаются. Алиев отметил, что армяне хотят, чтобы Азербайджан предоставил Нагорному Карабаху независимость, но что Азербайджан не пойдет на это, "поскольку территориальная целостность для нас важнее всего". По его словам, Азербайджан готов обеспечить безопасность армян Нагорного Карабаха, о чем не раз заявлял на различных уровнях, в том числе и на встречах с армянской стороной: "Но для этого Армения должна уйти с оккупированных территорий, а этого они не хотят сделать". Алиев сказал, что ответственность за достижение справедливого урегулирования конфликта и прекращение "оккупации" ложится и на международные организации, но пока они делают для этого недостаточно. На вопрос, намерены ли США оказать в этом вопросе давление на Армению, президент Азербайджана сказал, что пока конкретных шагов в этом направлении не видно. По его словам, армянское лобби в США препятствует более справедливой позиции Вашингтона в данном вопросе, и Азербайджан считает такое положение ненормальным и несправедливым. Алиев напомнил, что перед казанской встречей государственный секретарь США Кондолиза Райс звонила ему и интересовалась ходом процесса урегулирования. Он отметил, что госсекретарь имела телефонный разговор и с президентом Армении Робертом Кочаряном, в позиции которого на казанской встрече было заметно некоторое смягчение. По мнению президента Азербайджана, это можно принять как результат его переговоров с г-жой Райс. Однако президент подчеркнул, что этого смягчения для урегулирования конфликта недостаточно. На вопрос, как поступит Азербайджан после исчезновения надежд на урегулирование, президент сказал, что Азербайджан предпринимает все конструктивные шаги, нужные для справедливого решения проблемы, но Армения пока не желает адекватно отвечать на это: "Запад говорит, что идите вдвоем договаривайтесь. Но как можно в таком положении договариваться? Так что мы испытаем все пути, а затем рассмотрим дальнейшие возможные шаги". Президент подчеркнул, что Азербайджан за мирное урегулирование этого конфликта, но готов и к войне за "оккупированные" территории: "Мы принимаем во внимание возможность войны и будем воевать, если потребуется. Сегодня мы очень сильны, и Армения не сможет противостоять нам. Я уверен, что мы рано или поздно вернем эти земли. Пусть никто в этом не сомневается".

Газета "Айкакан жаманак" со ссылкой на азербайджанское агентство "Тренд" сообщает, что, по словам министра иностранных дел Азербайджана Эльмара Мамедъярова, после состоявшейся в Казани встречи Ереван попросил время для обдумывания предложений азербайджанской стороны. По словам Мамедъярова, порядок продолжения переговоров стороны обсудят по истечении взятого Ереваном тайм-аута.

Сопредседатели Минской группы ОБСЕ намерены в ближайшее время проинформировать всех членов Минской группы о прогрессе в переговорном процессе по урегулированию нагорно-карабахской проблемы. Об этом, сообщает бакинская "525-я газета", сказала посол США в ОБСЕ Джули Финли, выступая на заседании Постоянного Совета ОБСЕ. Она напомнила, что недавно госсекретарь США Кондолиза Райс провела телефонные беседы с президентами Армении и Азербайджана, "призвав их пойти на компромиссы, необходимые для урегулирования проблемы". Членами Минской группы ОБСЕ являются Россия, Франция, США, Беларусь, Германия, Италия, Португалия, Нидерланды, Швеция, Финляндия, Турция, Азербайджан и Армения.

Как сообщает газета "Айоц Ашхар", 12 сентября в Париже состоится второе заседание подкомиссии ПАСЕ по Нагорному Карабаху, в ходе которого предполагается обсудить все вопросы, относящиеся к урегулированию конфликта. Член азербайджанской делегации в подкомиссии Асим Моллазаде отметил, что на заседание приглашены также сопредседатели Минской группы ОБСЕ, которые ознакомят участников заседания с состоянием дел в переговорном процессе. Газета сообщает, что подкомиссией, занимающейся осуществлением принятых ПАСЕ решений, руководит лорд Рассел Джонстон, а от армянской стороны в заседании примут участие вице-спикер Национального Собрания (НС) Армении Тигран Торосян и депутат НС Шаварш Кочарян.

Визит действующего председателя ОБСЕ Дмитрия Рупеля

Бакинская "525-я газета" сообщает о состоявшемся в министерстве иностранных дел Азербайджана брифинге, в ходе которого прибывший в Баку председатель ПАСЕ, министр иностранных дел Словении Димитрий Рупель отметил, что считает необходимым продолжить переговоры в направлении урегулирования нагорно-карабахского конфликта мирным путем. В рамках визита, сообщает "525", гость, в частности, встретился с главой азербайджанской общины Нагорного Карабаха Низами Бахмановым. Выступая перед журналистами, Бахманов сказал: "Мы обсудили ряд вопросов. Во-первых, сопредседатели МГ ОБСЕ должны были подготовить результаты казанской встречи в письменном виде, но по неизвестной нам причине они не сделали этого. Во-вторых, накануне казанской встречи и визита Рупеля в регион президент Армении намеренно принял участие в мероприятиях, проводимых в связи с независимостью Нагорного Карабаха. Мы предложили ему (Димитрию Рупелю - прим. ИА REGNUM) исследовать данный шаг армянского правительства. Второе предложение связано с вопросом размещения азербайджанцев на оккупированных территориях, который входил в полномочия ООН. Это вопрос был заверен Исследовательской миссией и отправлен в ПАСЕ. Мы спросили его, почему вы не отреагировали на это? На сегодняшний день на оккупированных территориях размещено около 23 тысяч армян. Необходимо предотвратить это". По словам Бахманова, председателя ПАСЕ попросили оказать помощь в составлении списка избирателей "122-го избирательного округа Ханкенди (азербайджанское название Степанакерта - прим. ИА REGNUM)": "На сегодняшний день на территории Карабаха проживает большое количество граждан Азербайджана армянского происхождения, которые не признают сепаратистский режим. Мы считаем их своими гражданами". Согласно газете, Рупель заверил Бахманова в том, что незаконное заселение "оккупированных" территорий будет предотвращено. "Председатель ПАСЕ также одобрил меры, предпринимаемые правительством Азербайджана в связи с выборами (в парламент Азербайджана - прим. ИА REGNUM), а также пообещал оказать помощь в составлении списков избирателей", - пишет бакинское издание.

"Надеюсь, что позиции двух сторон карабахского конфликта приблизятся, уже есть знаки подобного сближения", - заявил действующий председатель ОБСЕ, министр иностранных дел Словении Димитрий Рупель на совместной с министром иностранных дел РА Варданом Осканяном пресс-конференции 6 сентября. По его словам, на уровне принципов позиции "довольно схожи", однако "на уровне подробностей" имеются расхождения, в случае отсутствия которых, конечно же, конфликт был бы уже урегулирован. "Два принципа - территориальной целостности и права на самоопределение - могут быть примирены. Об этом я говорил и в Баку, и в Ереване. Но это довольно обобщенно, давайте посмотрим, что принесет следующий этап переговоров. Давайте позволим закончить свои дела президентам и министрам иностранных дел Армении и Азербайджана, и мы надеемся, что станем свидетелями приятной неожиданности". Рупель отметил, что на предстоящей в рамках ОБСЕ в конце года встрече министров иностранных дел в Любляне ОБСЕ хотело бы "рапортовать о достижении прогресса в таких вопросах, как урегулирование карабахского конфликта". Димитрий Рупель подтвердил, что встречается с представителями широкого спектра общественных и политических сил обеих стран. Сведения, почерпнутые на этих встречах, по его словам, помогут в изыскании решения карабахской проблемы. "Минская группа ОБСЕ ждет указаний президентов. Посредники в курсе подробностей процесса урегулирования, они дают новые идеи, и, насколько мне известно, они очень активны в вопросе изыскания и предоставления идей". ("Ноян Тапан").

Газета "Айоц Ашхар" назвала "несколько удивительным" заявление Димитрия Рупеля "о схожести позиций" и возможности "примирения принципов территориальной целостности и права на самоопределение", сделанное им в ходе совместной пресс-конференции с министром иностранных дел Армении Варданом Осканяном. Удивительно и то, пишет газета, что действующий председатель не был осведомлен о звучащих в Баку милитаристических заявлениях и выразил мнение, что азербайджанская сторона настроена "очень миролюбиво и конструктивно".

Действующий председатель ОБСЕ, министр иностранных дел Словении Димитрий Рупель прибыл в столицу Армении из Баку, где 5 сентября имел встречу с президентом Ильхамом Алиевым, пишет газета "Голос Армении". Глава Азербайджана произвел на дипломата хорошее впечатление, что он не преминул отметить на следующий день в ходе своей ереванской пресс-конференции. Он даже привез с собой в Ереван "мессидж" президенту Роберту Кочаряну от главы АР. Особенно импонировал Руппелю пацифизм азербайджанского лидера, который, по мнению словенского дипломата, проявлялся в последовательно отстаиваемой Алиевым позиции мирного разрешения карабахской проблемы. "Во всяком случае, в ходе нашей встречи в Баку я не расслышал в его словах и намека на агрессивный тон, - заявил в Ереване Дмитрий Руппель. - Все, о чем говорил президент относительно путей урегулирования конфликта, укладывалось в международные рамки и основывалось на безальтернативности мирного способа разрешения спора". Тем самым, считает газета, действующий председатель ОБСЕ практически расписался под собственной неосведомленностью, ибо очевидно, что в аспекте урегулирования карабахского вопроса именно военно-агрессивная риторика явно доминирует в высказываниях Ильхама Алиева. Тот факт, что ОБСЕ в лице своего действующего председателя не желает или не способна фиксировать разительный контраст между официальными заявлениями глав Армении и Азербайджана, заставляет думать, что и сам характер конфликта воспринимается этой структурой в искаженном виде, отмечает "Голос Армении".

Решение карабахского конфликта до конца 2005 года возможно только при наличии доброй воли сторон конфликта. Об этом сообщил председатель ОБСЕ Димитрий Рупель на пресс-конференции по итогам встречи с президентом НК Аркадием Гукасяном. По его словам, при урегулировании конфликта необходимо руководствоваться 2 принципами: территориальной целостности и права на самоопределение нации. Как подчеркнул Рупель, существует несколько четких форматов урегулирования карабахского конфликта - Минская группа ОБСЕ, диалог президентов, министров иностранных дел конфликтующих сторон. "Я лично готов говорить со всеми, в том числе и с руководством НКР, лишь бы это способствовало урегулированию конфликта", - сказал Рупель. По его словам, в Азербайджане пройдут парламентские выборы, а выборы не всегда являются компонентом, способствующим урегулированию конфликта. ("АРКА").

Выступивший на пресс-конференции министр иностранных дел Армении Вардан Осканян исключил вариант решения проблемы Нагорного Карабаха военным путем: "Карабахский конфликт не имеет военного решения, если бы это было так, то вопрос уже был бы решен, ибо армяне одержали военную победу. А то, что проблема до сих пор не решена, говорит именно о невозможности ее разрешения путем войны. Какой бы сильной не была азербайджанская армия, это не нарушит равновесие в регионе". Министр исключил также возможность использования Азербайджаном экономической выгоды от эксплуатации нефтепровода Баку-Джейхан для развертывания боевых действий в зоне конфликта: "Армения рассматривает нефтепровод Баку-Джейхан исключительно в мирном контексте, ибо этот нефтепровод поможет не начать, а избежать военных действий. В нефтепровод вложены большие инвестиции и те, кто это сделал, заинтересованы в его безопасности. Таким образом, принятие решения о начале военный действий - это не только прерогатива Азербайджана". Осканян подчеркнул, что Армения не может обсуждать какой-либо вариант разрешения конфликта, который не обеспечивает право народа Нагорного Карабаха на самоопределение. ("Кавказский узел").

В то же время, передает "АРКА", Вардан Осканян заявил, что власти Нагорного Карабаха будут вовлечены в процесс карабахского урегулирования в рамках Минской группы ОБСЕ после конкретизации деталей переговоров. По его словам, возобновление деятельности МГ ОБСЕ и участие НК в переговорах возможно только после того, как позиции президентов Армении и Азербайджана по основным вопросам сблизятся, а главы МИД АР и РА достигнут результата в обсуждении подробностей переговоров. "В данном случае будет уже легко воскресить процесс в рамках Минской группы ОБСЕ, куда автоматически будут вовлечены власти НКР".

Трудно сказать, что же такое забыл сказать Роберту Кочаряну Ильхам Алиев во время их недавней встречи в Казани, что ему пришлось посылать устный "исключительно искренний мессидж" через Димитрия Рупеля, пишет электронная газета "Тарегир". Сам Рупель во время пресс-конференции не раскрыл содержания "мессиджа", объяснив это тем, что пока с Кочаряном не встречался и послание до адресата еще не дошло. Газета отмечает, что действующий председатель ПАСЕ не разъяснил, как возможно примирить два взаимоисключающих принципа (о территориальной целостности и праве наций на самоопределение), но обращает особое внимание на упоминание Рупелем разрешения конфликта в Косово в качестве примера решения конфликтов. Сам Рупель "предпочел бы не проводить сравнения с Косово", однако отметил, что группа, занимающаяся проблемой Косово, предложила довольно интересное 4-этапное решение, которое может быть полезным и для решения других конфликтов. Согласно этому плану, на последнем этапе Косово становится членом Евросоюза и проблема самоопределения отпадает. "Мы не можем рассматривать какой-либо вариант, который не обеспечивает права НК на самоопределение", - передает "Тарегир" ответ Вардана Осканяна и напоминает, что в ходе своих более ранних пресс-конференций президент НК Аркадий Гукасян не исключал возможности членства Нагорного Карабаха в ЕС как варианта решения проблемы.

Неучастие Нагорного Карабаха в переговорном процессе вредит не столько Карабаху, сколько самому процессу карабахского урегулирования. Об этом, сообщает агентство De facto, заявил журналистам президент Нагорного Карабаха Аркадий Гукасян по завершении встречи в Ереване с действующим председателем ОБСЕ, министром иностранных дел Словении Димитрием Рупелем. "Мы считаем, что участие Нагорного Карабаха сделало бы переговорный процесс более эффективным. Когда мы говорим о необходимости участия НК в переговорах, у людей создается ошибочное представление о том, что это нужно нам. Это нужно не нам. Это нужно переговорному процессу. Это нужно тому же Азербайджану", - подчеркнул Аркадий Гукасян. По его словам, встречи президентов и министров иностранных дел Армении и Азербайджана по карабахскому урегулированию нельзя считать форматом Минской группы ОБСЕ. "Сегодня нет переговоров в рамках МГ, есть встречи руководителей Армении и Азербайджана. На мой взгляд, они не могут заменить работу Минской группы. Я позитивно оцениваю любой контакт между руководителями Армении и Азербайджана, но считаю, что без участия Нагорного Карабаха решить карабахскую проблему будет трудно. И тот факт, что ДП ОБСЕ встречается с руководством Нагорного Карабаха, означает, что мы являемся частью этого формата. Хочу подчеркнуть - в рамках МГ ОБСЕ активных переговоров сегодня нет. Работа Минской группы ограничивается сегодня визитами в регион - в год раз или два". Сам президент НК не считает реальным достижение урегулирования до конца текущего года: "Сегодня очень трудно сказать, есть прогресс в переговорах или нет. Во всяком случае, есть элементы, которые я оцениваю довольно положительно. Тот факт, что сегодня Азербайджан, в отличие от прошлых лет, пытается говорить о референдуме и о статусе Нагорного Карабаха, на мой взгляд, свидетельствует о том, что сегодня азербайджанская сторона работает в более конструктивном поле". Вместе с тем, президент обратил внимание Рупеля на то, что руководство Азербайджана, в частности президент АР Ильхам Алиев, продолжает выступать с милитаристскими заявлениями. "Считаю, что Алиев больше решает внутриполитические задачи, однако, с другой стороны, это мешает общему процессу, ибо, решая внутриполитические задачи, Алиев становится заложником собственных высказываний". По его словам, руководство НК избегает как оптимистичных, так и пессимистичных прогнозов и реально оценивает ситуацию: "Я считаю, что есть шанс для урегулирования. Есть два обстоятельства - воля сторон и готовность идти на риск, ибо урегулирование всегда сопровождается риском. Очевидно, что в процессе урегулирования ни одна из сторон не получит всего того, о чем мечтает. Нужно что-то отдать, чтобы что-то получить. Это касается всех - и Азербайджана, и Нагорного Карабаха, и Армении. Точнее, Армении это почти не касается, поскольку речь идет о конфликте Азербайджана с Нагорным Карабахом. Я сегодня не вижу готовности к риску со стороны азербайджанского руководства, готовности что-то отдать, чтобы что-то получить. Мы отдаем себе отчет в том, что могут быть и непопулярные решения. Но эти решения должны быть для всех, не только для одной из сторон. Мы готовы пройти свою часть пути, если то же самое сделает Азербайджан". Отвечая на вопрос, как изменилась политика Азербайджана после запуска нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан, президент Карабаха сказал: "Если руководству Азербайджана кажется, что нефтепровод должен усилить политические позиции Баку, то оно ошибается. Я пока не ощущаю игры Азербайджана на этом поле". Гукасян отрицательно ответил на вопрос, представляет ли он статус Нагорного Карабаха, который был бы чуть ниже независимости: "Это похоже на то, чтобы быть чуть-чуть беременной". На просьбу выразить отношение Нагорного Карабаха к формуле "территории в обмен на статус" или "территории в обмен на проведение референдума по статусу через 10 лет" Аркадий Гукасян сказал: "Меня гораздо больше интересует не процесс, а результат. Естественно, в каждом случае мы всегда учитываем проблемы безопасности НКР. И любое решение, любой процесс мы в первую очередь обуславливаем вопросами обеспечения безопасности НКР". Категории "пакетного" и "поэтапного" вариантов урегулирования, по мнению президента НК, остались в прошлом. "Мы свою позицию высказали. "Поэтапный" вариант, который предусматривался в прошлом, для нас неприемлем. Мы не можем на первом этапе решать проблемы Азербайджана, а потом думать о своих. Если Азербайджан согласен принять "поэтапный" вариант в обратном порядке - сначала решить вопрос статуса Нагорного Карабаха, а потом свои проблемы, для нас это приемлемо. Однако можно ли говорить о поэтапном варианте, если сегодня Азербайджан готов обсуждать статус Нагорного Карабаха и идею референдума?"

Мнения

По мнению бакинской газеты "Зеркало", вряд ли стоит ожидать подписания мирного соглашения до завершения парламентских выборов в Азербайджане. С одной стороны, пишет газета, это можно расценить как положительный момент. В противном случае карабахская тематика стала бы основной темой предвыборной борьбы, что вряд ли прибавило бы терпимости и без того непростой предвыборной кампании. С другой стороны, сегодня никто не может спрогнозировать, по какому варианту будет развиваться поствыборная ситуация в Азербайджане. Если основные политические игроки и международные организации посчитают результаты парламентских выборов хотя бы относительно честными и справедливыми, то Азербайджан усилит свои позиции на международной арене в целом и в переговорном процессе в частности. Да и политическим оппонентам в этом случае незачем будет использовать карабахский вопрос в спекулятивных предвыборных интересах. Однако если события будут развиваться по сценарию противостояния, то официальный Баку вряд ли в ближайшей перспективе сможет возобновить серьезные переговоры по урегулированию карабахского конфликта. Во-вторых, после пуска трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД), как и предполагалось, армянская сторона чувствует себя в большей безопасности, чем раньше, несмотря на ощутимые и видимые даже невооруженным взглядом экономические потери. И дело не только в многомиллиардных инвестициях, о которых говорит Вардан Осканян. Хотя и они имеют огромное значение для западных стран. Главное в том, что Запад, прежде всего США, рассматривают БТД как действенный ключ к полноценному геополитическому "освоению" Южного Кавказа. В-третьих, если верить заявлениям армянской стороны, то получается, что официальный Баку готов согласиться на проведение референдума по статусу Нагорного Карабаха. Косвенно это подтвердил и министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров, который после завершения казанской встречи президентов отказался однозначно ответить на вопросы журналистов на данную тему. Однако согласие на проведение референдума является чем-то вроде мины замедленного действия, которая в любой момент может взорвать как мирный процесс в целом, так и внутриполитическую стабильность в Азербайджане, считает газета.

На вопросы, касающиеся позиции России в армяно-азербайджанском конфликте, азербайджанскому еженедельнику "Обозреватель" ответил заместитель директора департамента по странам Южного Кавказа МИД РФ Александр Чепурин.

"Каковы перспективы урегулирования карабахского конфликта на данном этапе?

Сейчас отмечается активизация переговорного процесса в рамках Минской группы ОБСЕ. Поступает масса предложений по возможной развязке этого конфликта. Конфликт можно урегулировать только мирным путем в результате регулярных встреч на высоком уровне и c условием, что у сторон будет настрой на компромисс. Относительно последней встречи президентов И. Алиева и Р. Кочаряна в Казани, думаю, она прошла в позитивном ключе. Стороны старались найти какие-то возможности для сближения. Тут нужно проявить терпение, необходимо, чтобы посредники активно содействовали, в обществе были созданы условия для приема компромисса.

Есть конкретный пакет предложений на переговорах между Азербайджаном и Арменией?

Пакет предложений есть, вокруг которого президенты и ведут переговоры. В основном обсуждаются два вопроса - вывод войск с оккупированных армянами азербайджанских территорий и статус Карабаха. К ним привязан еще десяток вопросов, которые естественно возникают при том или ином варианте решения. Вот на основе этого формируются предложения посредников и ведется разговор между президентами с тем, чтобы найти вариант, который удовлетворял бы обе стороны. Россия заинтересована в быстром урегулировании этого конфликта. Безусловно, сложно. Это связано с эмоциями противоположной стороны, которые возникают при интерпретации того или иного вопроса. С экономической точки зрения Россия заинтересована в нормальной связке со странами Южного Кавказа. Это способствовало бы развитию как нашей экономики, так и этих стран. В прошлом году на 40% увеличился товарооборот с Азербайджаном, через год он достигнет 1 млрд. долларов. Эта задача была поставлена полтора года назад, рассчитывали достичь этого уровня за пять лет. Но подошли гораздо раньше. Второй вопрос, который важен для России, это борьба с терроризмом. Конфликты в регионе создают проблемы и для России. Нам важно, чтобы регион был стабильным, существовали прочные границы, чтобы никакие террористы не скрывались где-то в ущелье. Уже исходя хотя бы из этих причин РФ заинтересована в решении конфликтов на Южном Кавказе.

В Азербайджане часто говорят о политике "двойных стандартов", которую ведет Россия в армяно-азербайджанском конфликте. С одной стороны, Россия стремится восстановить свою территориальную целостность, с другой - усиливает противостоящую нам Армению. В частности, имеется в виду безвозмездная передача Еревану вооружений.

Понимаете, с Арменией у нас отношения носят характер стратегического партнерства. Они были и есть. В период руководства Гейдара Алиева отношения с Азербайджаном так же вышли на уровень стратегического партнерства. Здесь невозможно говорить, что Россия усиливает одну сторону. МГ ОБСЕ отражает не только предложения России, но в целом Европы и мира. Что касается передачи оружия, о чем очень много говорили азербайджанские СМИ, то заявляю, что никакой передачи Армении оружия или снаряжения нет. Было перебазирование с одной российской базы на другую. Это не нарушает никаких договоренностей в рамках ОБСЕ, которые предусматривают определенные ограничения по вооружениям. Все было сделано так, чтобы не нарушить эти договоренности. У меня такое впечатление, что у РФ есть гигантский интерес решить карабахскую проблему. Главная проблема заключается в том, чтобы стороны сами пошли на компромисс". ("Обозреватель").

"Азербайджан и Армения упустили "золотой шанс" урегулирования нагорно-карабахского конфликта, и на сегодняшний день мировая общественность уделяет все меньше внимания вопросам разрешения данной проблемы", - заявил на пресс-конференции в Баку вице-президент европейского направления Международной кризисной группы Ален Делетроз. По мнению Делетроза, наиболее удобный период для разрешения армяно-азербайджанского конфликта приходился на канун террористических актов 11 сентября 2001 года в США. "Именно тогда многие государства мира изъявляли готовность выделить крупные средства в случае разрешения конфликта", - напомнил Ален Делетроз. Он подчеркнул, что прибыл в регион с целью обсуждения деталей доклада, подготовленного ICG по вопросу урегулирования нагорно-карабахского конфликта. По словам вице-президента Международной кризисной группы, в первую очередь должно быть обеспечено возвращение вынужденных переселенцев на оккупированные территории и приложены усилия для налаживания связей между азербайджанской и армянской общинами. "Это возможно за счет размещения в зоне конфликта военного контингента стран, которым Азербайджан и Армения доверяют", - подчеркнул Ален Делетроз. (ИА REGNUM).

На вопросы газеты "Айб-Фе" ответил политолог Александр Искандарян.

"Никаких серьезных развитий в вопросе урегулирования нагорно-карабахского конфликта не происходит. Происходит другое - восстанавливается Минский процесс, который, по существу, перестал с 1999 года подавать признаки жизни. В целом это положительный шаг, однако он ничего общего не имеет с самим процессом урегулирования проблемы. Последний зависит исключительно от воли президентов Армении и Азербайджана, непосредственно ведущих эти переговоры.

А есть ли эта воля? В частности, со стороны Армении?

В этом нет необходимости. Почвы для реальных переговоров, компромиссов, не существует. Сегодня у сторон диаметрально противоположные ожидания: у Азербайджана - вплоть до депортации карабахских армян, у Армении, скажем, независимость Арцаха. Минская группа пытается осуществить так называемый принудительный мир, но, думаю, ни одна из сторон не готова пожертвовать чем-либо во имя мира. И если бы мы были на месте Боснии или Кувейта, то в небе над нами уже барражировали бы самолеты, был бы спущен десант и так далее.

Прокомментируйте, пожалуйста, звучащее в последнее время мнение о том, что в качестве козыря, в процессе принуждения к миру, может быть разыгран вопрос легитимности президентов Армении и Азербайджана.

Нет, это не так. И в первую очередь по той причине, что вынужденного мира, как такового, в обозримом политическом будущем не будет. Если бы он мог быть, то был бы в 1994 году. Клубков, наподобие карабахского, насчитывается по миру от 50 до 200. Почему должен первым решиться вопрос находящегося в сомнительном и лишенном нефти регионе? И второе: если Соединенные Штаты или Европа решат кого-либо окрестить "плохишом", то вопрос его легитимности не будет иметь ни малейшего значения. Так, как произошло с Исламом Каримовым. Он долгое время был партнером США, а нынче перестал быть таковым. Или Лукашенко, у которого проблемы легитимности не существует вообще - его выбирают все как один. Так что вопрос легитимности из совершенно иной "оперы", политической. А точнее - внутриполитической. И он очень мало связан с тем, кого в мире захотят объявить легитимным или нелегитимным".

Карабахская валюта

На состоявшемся в Степанакерте открытии выставки "История драма Армении" председатель Центробанка РА Тигран Саркисян подтвердил, что в скором будущем в Нагорном Карабахе будет введена в обращение национальная валюта - драм НК. По его словам, не исключается, что карабахский драм, являясь официальным средством платежа в НК, будет признаваться в качестве такового и в Армении. Как сообщает PanARMENIAN.Net, решение о выпуске карабахских денег было принято еще в прошлом году. Минувшей зимой они были отпечатаны, но официально в обращение до сих пор не введены. Однако на нумизматических аукционах и посредством интернет-магазинов можно купить карабахские монеты достоинством в 2 и 10 драмов. К примеру в интерент-магазине "eBаy" двухдрамовую монету можно заказать за 0,99 фунта стерлингов. Для правительства НК это способ не только пропаганды национальной государственности, но и пополнения госбюджета. Вместе с тем очевидно, что в экономическом плане эмиссия собственной валюты не имеет особого значения. Экономика непризнанной республики полностью интегрирована в экономику Армении, и введение карабахского драма не имеет задачи что-либо в этом смысле изменить. Потому неожиданное заявление Тиграна Саркисяна по видимому означает лишь, что карабахская валюта будет просто своеобразным "суррогатом" армянской. Будучи приравненным к "AMD", "NKD" будет просто заменять его в операциях на внутреннем рынке. Кстати, по своему дизайну карабахский драм тоже похож на армянский. До сих пор из непризнанных государств собственную валюту имела лишь Приднестровская Молдавская Республика. В Абхазии и Осетии в обращении российские рубли. Тирасполь недавно отмечало 10-летие своей валюты, которая, кстати, тоже называется рубль. Он печатается в Польше. Официальный Кишинев сначала протестовал, но потом смирился. Сейчас в обращении купюры достоинством в 1, 5, 10, 25, 50, 100, 200 и 500 рублей, а также разменные монеты - копейки. Недавно была проведена деноминация. Курс валюты - 8 рублей за 1 доллар США. Приднестровский опыт показывает, что валюта непризнанного государства вполне может состояться. Карабахский опыт вскоре это еще раз докажет, утверждает PanARMENIAN.Net.

"Подобные шаги не имеют никакой правовой базы и будут пресекаться Национальным банком Азербайджана, который систематично и последовательно проводит работу, направленную на защиту национальных интересов нашей страны", - заявил бакинской газете "Эхо" глава пресс-службы Национального банка Азербайджана Кямран Назарли. В то же время представитель банка подчеркивает: не исключено, что подобная информация распространяется преднамеренно, с целью создать искусственный ажиотаж. В свою очередь в министерстве иностранных дел АР отметили, что инцидент с карабахскими деньгами был связан с нумизматическими знаками. "Это сувенирные деньги, которые нельзя расценивать как реальную платежную массу", - предупреждает глава информационного отдела МИД АР Таир Тагизаде. Что касается угроз пустить в оборот так называемую карабахскую валюту не только на "оккупированных" территориях, но и по всей Армении, то "это станет серьезным фактором, нарушающим позитивно развивающийся переговорный процесс между Арменией и Азербайджаном". "И, безусловно, необходимые действия МИД Азербайджана и правительства страны последуют незамедлительно". Действия армянской стороны, по мнению главы Центра общественных финансов Инглаба Ахмедова, можно трактовать как уголовно наказуемые, а не как экономические. В данном случае, по его словам, речь идет о весьма серьезных вещах. "Денежный знак, который являются элементом суверенного государства, преподносится как "валюта" несуществующего государства", - подчеркивает экономист. Вместе с тем экономист не склонен считать, что проект по внедрению денежных знаков самопровозглашенной республики в Армении будет реализован. "Это очередная армянская авантюра, которой они вновь демонстрируют, что не намерены возвращать оккупированные территории", - считает депутат Милли Меджлиса АР Фазаил Агамалы. И поэтому официальный Баку, по его словам, должен предпринять все возможные шаги на дипломатическом уровне, чтобы исключить введение в оборот "этих бумажек". По его словам, даже национальный денежный знак Армении "не пользуется спросом на мировых рынках и кому в этом случае нужны эти бумажки". Но самое главное, по мнению Агамалы, подобная денежная реформа может нанести непоправимый ущерб армянской экономике, которую "постигнет огромная инфляция".

Количество выпущенных "карабахских драмов" составило 1 млн штук, поделился с журналистами ранее закрытой информацией глава Центрального банка Армении Тигран Саркисян. Эмитентом этих денег, которые формально могут служить платежными средствами как на территории НК, так и Армении, а фактически представляют собой коллекционную нумизматическую ценность, выступает Минфинэкономики НК. Были выпущены банкноты номиналом в 2 и 10 драмов и монеты номиналом в 1 и 5 драмов и 50 лум. Агентом по введению их в обращение является Центробанк Армении, осуществляющий этот процесс через карабахские филиалы коммерческих банков Армении. По словам Саркисяна, "карабахские драмы" были распространены среди нумизматов и вызвали большой интерес в мире: "Мы помогли представить НКР мировой общественности в качестве независимого государства". ("Арминфо").

14 лет независимости Нагорного Карабаха

2 сентября - День провозглашения Нагорно-Карабахской Республики. Отмечая ежегодно этот светлый праздник, мы вновь переживаем и переоцениваем каждую памятную минуту национально-освободительной борьбы нашего народа, дабы извлечь необходимые уроки для преодоления возможных трудностей предстоящего пути, пишет степанакертская газета "Азат Арцах". С самого утра 2 сентября в столице Карабаха Степанакерте царила праздничная атмосфера. Символично, что утро этого знаменательного дня в городе началось с марша воинских частей Армии обороны НК. Коллективы общеобразовательных школ, высших учебных заведений, предприятий, учреждений, общественных организаций, военные с цветами и венками направились к Мемориальному комплексу столицы. В 11.00 часов Мемориальный комплекс посетили правительственные делегации НК и РА во главе с президентами Аркадием Гукасяном и Робертом Кочаряном, пастырь Арцахской епархии Армянской апостольской церкви архиепископ Паргев Мартиросян, генералитет, гости. К Вечному огню были возложены венки от властей НК и РА, Арцахской епархии ААЦ, различных ведомств и организаций. Присутствующие минутой молчания почтили память погибших за свободу и независимость Родины. Прозвучал государственный гимн НК. Затем члены делегаций возложили цветы к могилам первого председателя Верховного Совета НК Артура Мкртчяна и погибших в Карабахской войне азатамартиков (освободителей, так называют в Армении участников военных действий в Нагорном Карабахе - прим. ИА REGNUM).

"Прошедшие 14 лет показали, что Нагорный Карабах жизнеспособен и в состоянии строить независимую государственность. А по ряду параметров может даже служить примером другим государствам". Об этом, пишет газета "Айоц Ашхар", заявил в Степанакерте президент Армении Роберт Кочарян в ходе мероприятий, посвященных 14-летию независимости Нагорного Карабаха.

Как сообщает ИА REGNUM, президент Южной Осетии Эдуард Кокойты направил поздравительное послание президенту Нагорного Карабаха Аркадию Гукасяну и всему народу НК по случаю 14-летней годовщины провозглашения независимости. В письме, в частности, говорится: "Годы независимости Арцаха (историческое название Нагорного Карабаха - прим. ИА REGNUM), отмеченные борьбой за свободу и независимость, стали зримым свидетельством мужества и несгибаемой воли карабахского народа, его стремления строить и укреплять свою государственность. В Южной Осетии ценят высокий уровень отношений с Нагорно-Карабахской Республикой и выражают уверенность в дальнейшем развитии партнерства, сотрудничества, интенсификации двусторонних отношений и сотрудничества на международной арене".

"Бакинские власти всячески стараются сокрыть от азербайджанского народа успехи Нагорного Карабаха в построении правового, демократического государства, не позволяя своим гражданам посещать НКР, общаться с карабахцами. Это не случайно, однако такое поведение бесперспективно, поскольку оно еще более отчуждает два народа, тем самым отдаляя день всеобъемлющего и взаимоприемлемого урегулирования конфликта". С таким обращением выступил президент Нагорного Карабаха Аркадий Гукасян по случаю 14-летия со дня провозглашения независимости НК. Как сообщает "Арминфо", в своем обращении президент отметил, что подобные действия руководства Азербайджана, равно как и его упорное нежелание вести переговоры с карабахской стороной, ставят под серьезное сомнение перспективу разрешения проблемы Нагорного Карабаха цивилизованными средствами и на основе разумных компромиссов. Вот почему состояние неурегулированности конфликта по-прежнему остается фактором, представляющим собой угрозу новой дестабилизации ситуации в регионе, отмечается в обращении главы Нагорного Карабаха.

Хотя Нагорный Карабах еще не получил международного признания, наше государство доказало миру, что оно не только состоялось де-факто, но и опережает многих своих соседей по уровню соответствия стандартам европейского сообщества, говорится в послании главы карабахской республики Аркадия Гукасяна в связи с 14-й годовщиной со дня образования НК. По его словам, свидетельством тому являются прошедшие в июне 2005 года очередные выборы в Национальное Собрание НК, получившие высокую оценку со стороны независимых международных наблюдателей. "Арцахцам никто не давал уроков демократии, как это ежедневно и ежечасно происходит в отношении Азербайджана - страны, где до сих пор ни одни выборы - будь то президентские, парламентские или муниципальные - не соответствовали элементарным нормам современного демократического общества. Сегодня Азербайджан не способен защитить даже права собственного народа, не говоря уже о проживающих в этой стране национальных меньшинствах. Один этот факт уже достаточен для того, чтобы прогрессивное мировое сообщество признало право народа Нагорного Карабаха на собственное, не зависимое от Азербайджана суверенное государство", - считает Гукасян.

"Наилучшим подарком непризнанному государству было бы признание официальным Ереваном независимости НКР", пишет газета "Айб-Фе". Отвечая на вопрос газеты, чего Вы ждете от Армении, министр иностранных дел Карабаха Арман Меликян сказал: "Независимость Карабаха должна быть признана также и Арменией. Таким, на мой взгляд, является верный путь. Другой вопрос, какие мы для себя определим отношения в дальнейшем. Но сегодня первоочередным является вопрос признания независимости Нагорного Карабаха".