Строительство дороги на Китай через алтайское плоскогорье Укок, несомненно, окажет негативное воздействие на экологию этого уникального высокогорного плато. К такому выводу пришли участники научной экспедиции, организованной в августе 2005 года Алтайским государственным природным заповедником (АГПЗ). В экспедиции принял участие корреспондент ИА REGNUM.

Одной из целей экспедиции, которую возглавлял заместитель директора по науке Алтайского государственного природного заповедника, сотрудник Института мониторинга климатических и экологических систем Сибирского отделения РАН, член Русского географического общества Владислав Загорулько, было изучение перевала Канас и прогнозирование антропогенного воздействия на плато Укок в случае строительства здесь современной автомагистрали. Руководитель экспедиции Алтайского государственного природного заповедника на плато Укок Владислав Загорулько считает, что строительство дороги неминуемо негативно повлияет на экологию плоскогорья.

Участники экспедиции побывали у подножия перевала Канас, откуда из ледника Канасский берет начало самый южный исток Катуни - река Ак-Алаха. Перевал находится на хребте Южный Алтай между горой Канас (3 446 метров над уровнем моря) и горой "Пик Алахинский" (3 650 метров над уровнем моря). Справа от перевала находится Канасский ледник. От заставы "Челябинская казачья", куда на сегодняшний день доходит дорога, до перевала - более 20 километров по бездорожью. На специализированных средствах можно добраться лишь до Ак-Алахинского водоската (12-13 км. от заставы), дальше путь преграждает небольшой скальный массив, на одной из вершин которого пограничниками установлен православный крест. За этим скальным массивом открывается долина, южная оконечность которой и является подножием перевала и краем языка Канасского ледника. В долине встречаются торфяные болота, обширные каменные осыпи.

Высота самого перевала Канас, по оценкам участников экспедиции, составляет примерно 2 900 метров над уровнем моря. На склонах перевала есть снежники, подъем на него достаточно крут - до 40 градусов. По мнению Владислава Загорулько, строительство дороги от перевала возможно лишь по долине реки Ак-Алаха до урочища Бертек, далее - по существующей ныне дороге через перевал Теплый ключ до Кош-Агача. Но в этом случае дорога пройдет как раз по середине плоскогорья Укок, практически полностью пронзив его с юга на север. "В этой ситуации, - говорит Загорулько, - утверждать, что строительство не повлечет за собой изменений в природной среде плато, просто несерьезно. Совершенно точно, что возможности увидеть дикий животный мир так, как это было доступно участникам экспедиции и тем, кто сегодня посещает плато Укок, после строительства магистрали не будет".

В связи с труднодоступностью плато здесь богатая фауна. Участники экспедиции встречали здесь волков, сурков, сусликов, росомах, горных козлов, медведя. На плоскогорье можно встретить большие стаи чаек, журавлей-красавок, горных орлов, уток, гагар. Реки богаты хариусом (разновидность красной рыбы), которого много также в проточных озерах. В замкнутых озерах водится осман. На плато обнаружено 9 видов растений и обитает 31 вид животных, занесенных в Красную книгу Республики Алтай, при этом 9 видов животных имеют основные места обитания именно здесь. Не в последнюю очередь благодаря этому плоскогорье Укок в 1998 году включено в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Угроза среде обитания "краснокнижных" животных является одним из главных аспектов, на которые опираются противники строительства дороги на Китай через перевал Канас. Возможность строительства транспортной магистрали в Китай неоднозначно воспринимается населением республики. Как уже сообщало ИА REGNUM, более половины опрошенных местной газетой "Листок" жителей республики выступают категорически против строительства дороги.

В то же время Загорулько акцентирует внимание не столько на проблемах экологии, сколько на вопросах, связанных с географическими особенностями местности: крутизной склонов, снежных покровов и климатических условиях. "Из-за неустойчивости грунтов, мерзлоты и осыпей во время строительства дороги потребуется проведение буровых работ с привлечением большого количества техники и обслуживающей ее людей. Климатические условия потребуют их размещения в хорошо обогреваемых помещениях. Впоследствии придется строить помещения для персонала таможни. Следует предусмотреть сооружение накопителей во избежание создания пробок на трассе и опасностей несчастных случаев из-за схода лавин. На отдельных участках может потребоваться сооружение тоннелей. В любом случае во время снегопадов продвижение транспорта очень затруднится. За дорогой необходимо следить, а в связи с климатом плато в особенности. Асфальтное покрытие будет регулярно покрываться наледью. В конце концов, все плато станет полигоном для обслуживания дороги: необходимо будет строить жилые поселки, пункты перехода, технические сооружения", - считает Владислав Загорулько.

На сегодняшний день плоскогорье Укок является одним из самых труднодоступных природных объектов на юге Республики Алтай. По границам плоскогорья проходят государственные границы России, Китая, Монголии и Казахстана. Плоскогорье расположено на высоте 2 200-2 500 м над уровнем моря, над ним в среднем на 500-600 метров возвышаются горные хребты. Максимальная абсолютная отметка горного обрамления плоскогорья - горный узел Табын-Богдо-Ула (Пять священных вершин), наивысшая гора которого - Найрамдал - достигает 4 374 м над уровнем моря. Эта гора является после Белухи второй по высоте вершиной в Сибири. В Табын-Богдо-Ола сходятся границы трех государств - России, Китая и Монголии.

Как уже сообщало ИА REGNUM, предполагается, что дорога пройдет через плато Укок и пересечет границу на перевале Канас. Однако эта идея неоднозначно воспринимается местным населением. Во-первых, противники строительства дороги ссылаются на то, что плато Укок входит в Список всемирного наследия ЮНЕСКО и объявлено так называемой "зоной покоя". Во-вторых, на плато располагается большое количество археологических памятников, и именно здесь археолог Наталья Полосьмак обнаружила мумию "алтайской принцессы". Многие алтайцы считают плато святым местом, и даже землетрясения осени 2003 года связывают с тем, что люди потревожили "дух принцессы Кадын", выкопав ее из земли и выставив на всеобщее обозрении в Институте истории и археологии Сибирского отделения РАН.

Как считают сторонники строительства, сооружение дороги вызовет рост и развитие международных автомобильных перевозок, послужит мощным толчком экономического развития Республики Алтай, западных аймаков Тывы, Алтайского края, обеспечит возможность освоения природных ресурсов Кош-Агачского района Республики Алтай, повлечет развитие малого и среднего бизнеса.