Грузия обливает грязью собственных миротворцев: интервью министра по особым делам Южной Осетии Бориса Чочиева

Тбилиси, 8 сентября 2005, 19:06 — REGNUM  ИА REGNUM: Г-н Чочиев, на днях секретарь Совбеза Грузии Гела Бежуашвили в интервью российскому изданию заявил, что правительство Грузии намерено пересмотреть структуру и мандат миротворческих сил, мотивируя это тем, что мандат миссии устарел, а миротворцы причастны к провозу контрабанды и нереагированию к похищению людей в зоне конфликта. В случае, если грузинская сторона задействует данный механизм, какова будет реакция югоосетинской стороны?

К счастью, миротворцы в зону конфликта были введены не по решению Грузии, а на основании Дагомысского соглашения (подписано в 1992 году между Ельциным и Шеварднадзе - ред.), в котором участвовали четыре стороны. Основными подписывающими сторонами были Грузия и Россия. Есть также соответствующее соглашение о том, что миротворцы в зоне конфликта остаются до окончательного урегулирования конфликта. Все, чем должны заниматься миротворцы, расписано в положении о миротворческом контингенте и во всех нормативных документах в рамках Смешанной контрольной комиссии (СКК) и других соглашениях. Грузинская сторона является стороной в СКК, и если она чем-либо не довольна, если ее что-либо не устраивает, если у них есть какие-либо предложения, то они вправе представить это на заседание СКК. Принимать односторонние решения грузинская сторона, к счастью, не уполномочена. Если у них есть дельное предложение, мы, я имею ввиду, стороны СКК, могужем его рассмотреть. Миротворческие силы в зоне конфликта подчиняются не министерствам обороны Грузии, Южной Осетии и России, а Смешанной контрольной комиссии. И я бы посоветовал г-ну Бежуашвили, прежде чем обливать грязью миротворцев, не забывать, что миротворцы представлены тремя сторонами в зоне конфликта. Одна треть миротворческого контингента - грузинский контингент. Вместо того, чтобы обливать грязью миротворцев, пусть окажут им помощь, чтобы ежемесячно не проводить ротации, причем не просто так, а с целью рекогносцировки местности. И пусть дадут ответ на решения СКК, на каком основании они в прошлом году расстреляли миротворцев, и на каком основании автомашина российского и осетинского миротворческих батальонов, в том числе и оружие миротворцев, по сей день находятся в комитете госбезопасности Грузии. Пусть лучше этим займутся.

ИА REGNUM: Вы обращались к грузинской стороне за разъяснениями по этим проблемам?

Неоднократно. В Тбилиси, в феврале этого года, в ходе заседания СКК три сопредседателя обратились к Георгию Хаиндрава с просьбой разъяснить, почему не проходит расследование по факту убийства трех осетинских миротворцев.

ИА REGNUM: И что же заявляет грузинская сторона?

Молчит по сегодняшний день. А обвинения миротворцев в контрабанде, равно как и в не реагировании на похищения людей, беспочвенны. В зоне конфликта миротворческий контингент, слава Богу, сотрудничает с представителями правоохранительных органов обеих сторон, Грузии и Южной Осетии. Если бы не миротворцы, никакого бы контакта между правоохранительными органами двух сторон не было. То, что на сегодняшний момент сложилась такая налаженная система - это благодаря действиям миротворческих сил. И сегодня их обвинять во всех смертных грехах... Это просто огульные обвинения. Равно также как и обвинения осетинской стороны в похищениях, чего никто не доказал. Миротворцев можно упрекнуть в том, что они не расстреляли грузинских полицейских, которые в упор расстреляли 29 мая осетинских военнослужащих. Вот это известно всем. И сегодня уже уточняется тот факт, что и Хетагури (погибший с грузинской стороны - ред.) был убит грузинскими же полицейскими. Его заодно расстреляли с нашими ребятами потому, что он был осетином. А задержание 12 июля миротворцев с контрабандой? Да, они везли продукты на миротворческий пост, в том числе и сигареты, которые полагаются военнослужащим. Какая же это контрабанда?

ИА REGNUM: На протяжении всего периода урегулирования конфликта были вспышки напряженности, были и моменты затишья. Как Вы оцениваете ситуацию на сегодняшний день?

Благодаря действиям СКК, сегодня есть взаимопонимание, есть координация между сторонами в конфликте. СКК - это единственный реальный механизм сотрудничества сторон в конфликте. И в экономическом плане, и в плане взаимодействия правоохранительных органов, в вопросе возвращения беженцев, да и в остальных сферах. Другое дело, насколько этот механизм эффективен. Это совсем другой вопрос. То, что есть проблемы, в этом виновата не СКК, а те ведомства, которые должны реализовывать решения СКК. В Москве мы подписали документы о создании групп по расследованию убийства миротворцев, исчезновения 4 грузин, убийства наших военнослужащих. Механизм по расследованию причин исчезновения 4 грузин задействован, но далеко не в полную силу. В Москве же мы договорились о том, чтобы грузинская сторона представила свои предложения касательно разработанного нами плана о взаимодействии четырех сторон в конфликте в месячный срок. По сегодняшний день, ни ответа ни привета. Так не СКК же виновато, а исполнительные министерства и ведомства. Но я считаю, то, что мы сегодня имеем, пусть даже хрупкий, но мир, в этом очень большая заслуга СКК. Ведь в последнее время эта организация уже стала своего рода Cкорой помощью.

ИА REGNUM: Не как переговорщик, не как глава югоосетинской части СКК, а как политик, как Вы оцениваете сегодня взаимоотношения Грузии и Южной Осетии?

Грузинская сторона говорит одно, а делает другое.

ИА REGNUM: С какой целью?

С целью нагнетания обстановки в зоне конфликта. Мирное урегулирование, слова, которые говорит Саакашвили, это пустые слова. Тот, кто хочет мира, не вводит в зону конфликта войска, как это было в прошлом году. Тот кто хочет мира, не перекрывает дороги, не засылает сюда свои спецслужбы, которые устраивают провокации. Тот, кто хочет мира, думает о возмещении ущерба, нанесенного осетинам. Ведь ни один осетин с приходом к власти Саакашвили в Грузию не вернулся. И, наконец, кто хочет мирного разрешения грузино-осетинского конфликта должен дать политико-правовую оценку событиям. А в этом плане абсолютно ничего не делается. Что предпринимается грузинкой стороной? Организация позорной батумской конференции без участия осетинской стороны? Это же просто очередной PR.

ИА REGNUM: Таким образом, Грузия готовится к войне?

Во всяком случае, цели у нее не мирные. Тот кто действительно заинтересован в мирном урегулировании, не ведет политику подобного рода.

ИА REGNUM: Известно, что госминистр Грузии по урегулированю конфликтов направил письмо сопредседателям СКК, в котором предлагалось задействование в зоне конфликта продовольственной программы ООН и фонда социальных инвестиций. Ваше мнение по этом поводу?

У Фонда социальных инвестиций есть сотрудничество с югоосетинской стороной. Другое дело, чьи это средства? Грузии или международные? Если грузинская сторона представит это к обсуждению на заседании СКК, мы это рассмотрим. В настоящее время в рамках решения принятого СКК мы изучаем вопрос проекта еврокомиссии по изучению потребностей и нужд в зоне конфликта. В ближайшее время мы приступим к изучению этого вопроса. Давайте, пока посмотрим, что это даст. Такие вопросы надо обсуждать, именно на СКК.

ИА REGNUM: Как протекает процесс возвращения беженцев?

Очень мало "возвращенцев". И основная причина - нестабильная ситуация, милитаристская риторика Грузии, а к чему это ведет, больше и лучше политиков понимает простой народ. С приходом Саакашвили резко сократилось число вернувшихся беженцев. Ни один осетин не вернулся в Грузию. Ни одному осетину не восстановили его права на утраченную собственность. Если Грузия хочет мирного урегулирования, то почему же не принимает закон о реституции имущества?

ИА REGNUM: Но ведь грузинская сторона заявляла, что собирается принять такой закон?

Это блеф. Этот закон не будет принят в Грузии никогда. Я уже говорю это четыре года. В случае принятия они должны официально признать количество изгнанных. И потом там нужны огромные средства на возмещение утраченного имущества.

ИА REGNUM: Как Вы оцениваете положение осетин, которые проживают во внутренних районах Грузии? Есть ли сегодня факты их изгнания?

С приходом к власти в Грузии Саакашвили мы зарегистрировали, что из Грузии изгнано более 150 осетинских семей. Процесс продолжается.

ИА REGNUM: Они приезжают в Южную Осетию?

Да, в основном, сюда. Мы им оказываем помощь, есть специальные программы по оказанию помощи.

ИА REGNUM: А беженцы, которые уже продолжительное время находятся на территории Южной Осетии?

Я хочу отметить большой вклад, который вносит в это дело УВКБ ООН. Помощь им также оказывается и со стороны руководства Южной Осетии.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
29.04.17
Современный оракул — толстый, желчный и брюзгливый
NB!
29.04.17
Русские следы на востоке Турции
NB!
29.04.17
Великий мусорный путь: Украина в зеркале мусорной проблемы
NB!
29.04.17
СМИ ЕС: «С наскока Америку великой не сделать»
NB!
29.04.17
Солдаты и матросы — против травли Ленина
NB!
29.04.17
«Апрельская война в Нагорном Карабахе поставила Азербайджан в тупик»
NB!
29.04.17
Как это будет: репетиция Парада Победы в Воронеже
NB!
29.04.17
Евросоюз не будет «бесплатно кормить» Британию после Brexit — Минфин ФРГ
NB!
29.04.17
Киргизские бедняки оплачивают счастье чиновников
NB!
29.04.17
Выборы во Франции: шанс на обновление будет упущен?
NB!
29.04.17
Свалка на Украине примет ядерные отходы. После освоения денег
NB!
29.04.17
Парламентаризм Грузии открыл врата надежды
NB!
29.04.17
Оправдает ли ожидания новый интернет-проект об искусстве?
NB!
29.04.17
Петербургский аэропорт: как собака на сене
NB!
29.04.17
КНДР провела испытание баллистической ракеты
NB!
29.04.17
Выборы президента Франции: «золотой мальчик» против «винтовки»
NB!
29.04.17
В Молдавии День Победы стал “Днем Европы”
NB!
29.04.17
СМИ узнали о содержании «тайного разговора» Путина и Порошенко
NB!
29.04.17
Freedom House: журналисты ИА REGNUM задержаны незаконно
NB!
28.04.17
Христианство – ответ на неприятные вопросы
NB!
28.04.17
Карабах: факторы сдерживания военной эскалации в исторической ретроспективе
NB!
28.04.17
Война России и США на Ближнем Востоке: сценарий из недалекого будущего — II