Комитетом финансов городской Администрации подготовлен проект закона "О бюджете Санкт-Петербурга на 2003 год". По словам председателя Комитета финансов Виктора Кротова, работа по бюджету на 2003 год осуществлялась поэтапно в рамках бюджетного процесса, сложившегося в Санкт-Петербурге в течение 1997-2002 гг. В соответствии с Бюджетным Кодексом Российской Федерации финансовый план, утвержденный Постановлением Правительства Санкт-Петербурга "О перспективном финансовом плане Санкт-Петербурга на 2003-2005 годы" номер 19 от 25 апреля 2002 года, стал основой формирования бюджета Санкт-Петербурга на 2003 год.

Изменение доходной и расходной частей проекта бюджета на 2003 год по сравнению с финансовым планом объясняется следующими причинами:

a.. внесены изменения в расчеты по доходным источникам бюджета Санкт-Петербурга по результатам исполнения бюджета Санкт-Петербурга в первом полугодии 2002 года и уточненным прогнозом социально-экономического развития Санкт-Петербурга на 2003 год;

b.. учтены последствия изменения налогового законодательства на федеральном уровне;

c.. на основании проекта федерального бюджета на 2003 год в проекте бюджета Санкт-Петербурга учтены изменения нормативов отчисления федеральных налогов в федеральный бюджет, предусмотренные Правительством Российской Федерации на следующий год.

Как сообщил корреспонденту ИА REGNUM пресс-секретарь Комитета финансов Владимир Дроздов, общая сумма доходов в проекте бюджета Санкт-Петербурга на 2003 год составила 74 939 млн. рублей или 20,2% в объеме валового регионального продукта. Общая сумма расходов в проекте бюджета Санкт-Петербурга на 2003 год составила 76 409 млн. рублей. Проект бюджета Санкт-Петербурга на 2003 год составлен с превышением расходов над доходами в сумме 1 471 млн. рублей, то есть с дефицитом. Отличительной чертой проекта бюджета на 2003 год является продолжение увеличения заработной платы в бюджетной сфере.

Если в целом расходная часть бюджета в 2002 году увеличилась по сравнению с предыдущим годом на 13 млрд. рублей, то при этом расходы бюджета, направляемые на оплату труда работников бюджетной сферы и соответствующие начисления, возросли на 3,7 млрд. рублей. Опережающие темпы роста заработной платы сохраняются по следующим отраслям - образование, культура и искусство, здравоохранение, социальное обеспечение. Задача увеличения средней заработной платы работников бюджетной сферы обусловила значительную долю расходов проекта бюджета Санкт-Петербурга на заработную плату - 22,7% (в 2002 году - 21,6%).

В проекте бюджета Санкт-Петербурга на 2003 год капитальные расходы составили 19 млрд. 649 млн. рублей или 25,7% в общей сумме расходов. В бюджете 2002 года указанные расходы составляют только 22% в общей сумме расходов. Таким образом, объем расходов, за счет которых будет создано или увеличено имущество, находящееся в собственности Санкт-Петербурга в 2003 году возрастет на 5,5 млрд. рублей или на 39% по сравнению с предыдущим годом.

Значительными темпами в 2003 году растут расходы, направляемые на подготовку города к 300-летию Санкт-Петербурга:

a.. на ремонт фасадов зданий, находящихся в собственности Санкт-Петербурга выделено 235 млн. рублей, что в 2,5 раза больше, чем в 2002 году;

b.. расходы на благоустройство составили 290 млн. рублей (рост 1,73 раза);

c.. на текущее содержание уличного освещения - 404,2 млн. рублей (рост 2,3 раза);

d.. на выполнение ремонта асфальтового покрытия дворов - 1,6 млрд. рублей (рост 1,35 раза). Проект бюджета на 2003 год сохраняет социальную направленность, что является отличительной чертой бюджетов Санкт-Петербурга на протяжении последних шести лет.

При увеличении расходной части бюджета в 2003 году в 1,21 раза по сравнению с предыдущим годом, ассигнования по приоритетным направлениям выросли опережающими темпами:

a.. на культуру - в 1,34 раза;

b.. на образование - в 1,29 раза;

c.. на здравоохранение - в 1,25 раза;

d.. на социальную политику - в 1,17 раза.

При этом доля расходов на социально-культурную сферу в общей сумме расходов бюджета в 2001, 2002 и 2003 годах заметно возрастала, составляя соответственно 31,1%, 44,2% и 45,7%. Подтверждением социальной направленности бюджета является финансирование медико-социальных целевых программ, утверждаемых законами Санкт-Петербурга. В проекте бюджета на 2003 год возрастают расходы на финансирование утвержденных законодательно городских целевых программ. Если в 2002 году расходы бюджета по целевым программа составляют 935 млн. рублей, то в 2003 году уже 1 млрд. 318 млн. рублей.

В проекте бюджета Санкт-Петербурга на 2003 год расходная часть бюджета превышает доходную часть на 1 млрд. 470 млн. рублей, то есть впервые за период с 1997 года город возвращается к практике формирования дефицитного бюджета.

Формирование бездефицитных бюджетов 1998-2000 годов и профицитных бюджетов 2001-2002 годов было вызвано необходимостью нормализовать ситуацию с городским долгом. Для обеспечения более равномерной нагрузки на городской бюджет Комитетом финансов в 2000 году был разработан стратегический план мероприятий по разрешению проблемы погашения Еврооблигаций путем их досрочного выкупа. Объем платежей был распределен на три года. Погашение Еврооблигаций в 2001-2002 году производилось в том числе за счет утвержденного профицита бюджета.

В рамках стратегии по управлению долгом Администрацией города была проделана большая работа по снижению стоимости заимствований, увеличению срочности долга и сокращению его валютной составляющей. Благоприятно складывающая конъюнктура на внутреннем рынке, в частности, на рынке государственных именных облигаций (ГИО), отразившаяся в снижении ставок заимствования и повышении ликвидности рынка, позволила городу осуществлять заимствования на наиболее выгодных условиях.

Таким образом, на протяжении последних лет Санкт-Петербургу удалось добиться больших успехов в вопросах управления государственным догом, в том числе улучшились следующие показатели:

- отношение объема долга к сумме собственных доходов Санкт-Петербурга (в 1999 году - 69%; в проекте 2003 года - 27%);

- отношение расходов на обслуживание долга к сумме расходов бюджета Санкт-Петербурга (в 1998-1999 г.г. - 7,8%, в проекте 2003 года - 2,7%).

По словам В. Кротова, Комитет финансов посчитал возможным предложить на 2003 год умеренный дефицит и за счет этих средств в рамках бюджета сформировать Фонд развития инфраструктуры, расходы которого предусмотрены на следующие мероприятия:

a.. пробивка Витебского проспекта до Московского шоссе в районе пос. Шушары;

b.. подводящий коллектор к Юго-Западным очистным сооружениям;

c.. создание транспортной связи Обводного канала с Дунайским проспектом в створе Митрофаньевского шоссе - Кубинской улицы;

d.. реконструкция завода по переработке твердых бытовых отходов в пос. Янино.

Принципиальной является позиция по направлению дефицита на капитальные вложения, причем такие, которые позволят увеличить производство в городе, а значит и налогооблагаемую базу.

Источником покрытия дефицита бюджета на следующий год являются остатки средств бюджета на начало 2003 года, которые образуются за счет привлечения в конце 2002 года Евробондов.