Кем определяются законы, по которым функционирует современная система российского образования? На этот вопрос отвечал в рамках своей пресс-конференции 1 сентября депутат Московской городской Думы, председатель комиссии Мосгордумы по образованию Евгений Бунимович, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

Сегодня меня беспокоит следующий вопрос: 1 сентября - и это уже становится традицией - мы не получили никакого внятного обращения от Министерства образования, - отметил Бунимович. - Нет конкретной бумаги, в которой было бы сказано: что намерено делать государство в сфере образования в этом году". "Сейчас в школах ситуация достаточно тяжелая, - констатировал Бунимович; в частности, беспокойство, по его словам, вызывает возобновление начальной военной подготовки (основ военной службы), которая была отменена в 1992 году. "Это симптоматичный, знаковый шаг, - подчеркнул депутат. - В законе о воинской службе сказано, что она обязательна; в итоге Минобороны победило практически без борьбы. С одной стороны, Москва в лице департамента образования должна исполнять федеральный закон; с другой стороны, я надеюсь, что департаменты образования не будут здесь самыми старательными учениками". "Никакого кадрового, организационного и другого сопровождения этой программы нет, - пояснил Бунимович. - В бюджете Москвы на 2006 год средства на ее обеспечение также не заложены".

Спорным моментом является и то, что часы для преподавания основ военной службы, по всей видимости, будут заимствованы за счет ОБЖ. Вопрос безопасности школ - действительно очень актуальный, подчеркнул Бунимович; перед 1 сентября он обсуждался не меньше, если не больше, чем собственно вопросы образования. "Школьники будут заниматься "курсом молодого бойца" вместо предмета, который действительно важен, не только с точки зрения терроризма, но всех опасностей большого города, - отметил депутат.

Реальные планы Минобразования сегодня находятся под тем же грифом, что и Минобороны, констатировал Евгений Бунимович. "Любые реформы в образовании проводятся как спецоперации, с целью захватить врасплох, - отметил он. - В 2004 году такой спецоперацией была отмена всех государственных гарантий в области образования и передача обязательство на уровень субъектов федерации. О необходимости повышенного внимания к детям-инвалидам, одаренным детям - министр образования говорил об этом на московском городском педсовете 25 августа; на деле же специальные финансовые нормативы для этих категорий учащихся сняты федеральным законом".

Таким образом, подчеркнул Бунимович, на самом деле образованием сегодня командует Минфин. Отсюда, в частности, идея введения частично платного образования и повышение зарплат учителей за счет родителей и спонсоров. Зарплаты учителей министр образования охарактеризовал как "национальный позор"; если в Москве средний уровень зарплаты учителя - 9500 (с учетом московских цен это мало), то по России в целом он составляет 3700, что вынуждает учителей постоянно браться за различные подработки. В бюджете же на 2006 год сколько бы то ни было существенных сумм на преодоление "национального позора" не заложено, несмотря на крупный профицит. Экономия предполагается и за сет сокращения часов, под предлогом того, что дети перегружены. "Наши школьники действительно перегружены по сравнению со своими европейскими сверстниками, но не за счет часов (с учетом того, что в России более длинные каникулы и короткие уроки), а по количеству понятий на 1 час, которые дети просто не успевают усваивать, - пояснил Бунимович. - Так что разгружать детей надо, но не по часам. Однако по закону финансируется стандарт образования; соответственно, разгрузка является просто способом сэкономить бюджетные средства".

Частично платное образование, разделение классов на платные, продвинутые, и классы с базовым стандартом в итоге приведет к усугублению социальных противоречий, которые сегодня и так очень остры, подчеркнул депутат. "Через 9 лет такого образования мы получим даже не такой майдан, как в Киеве, а нечто другое, - считает он. - Школа должны быть естественным социальным лифтом; если мы закупориваем этот путь, в будущем наше общество ждет паралич".