Лето украинские СМИ закончили перманентно вялым обсуждением процентно-избирательных проблем (пройдет ли через парламент новая "ставка" "проходного барьера", и если барьер повысят, то насколько), осень началась "фальстартом большинства", очередной скандальной ревальвацией гривны и горячими репортажами из Никополя.

Что до "президентского барьера", то авторы "From-ua" напоминают, что "с 1 января полномочия президента автоматически сокращаются, и Банковая теряет многие рычаги влияния. Попытки отменить или отсрочить политреформу, разумеется, будут, однако здесь желания президентской команды не совпадают с ее возможностями. Посему единственный реальный путь - попытаться взять под контроль парламент. Если бы парламентские выборы проходили в феврале-марте 2005 года, это было бы делом техники. Однако уже после 9 месяцев правления новой власти восторги смолкли, "маленький украинец" не бьется в радостной истерике, а все больше недоумевает от того, почему в результате торжества "оранжевой революции" жить не стало лучше - разве только веселей.... Чего же конкретно хочет добиться президентская команда принятием поправки о повышении проходного барьера в парламент до 5-7%?

Во-первых, механического увеличения количества мест, которые получит президентский блок. Сегодняшние соцопросы показывают, что более 5% гарантированно набирают только три политические силы: Народный Союз "Наша Украина", Блок Юлии Тимошенко и Партия регионов. И между ними перераспределится и порядка 30-35% голосов, отданных за аутсайдеров. То есть, например, партия Ющенко получит дополнительно 80-90 мест в парламенте.

Во-вторых, получения большинства в парламенте. При тех же раскладах коалиция Ющенко - Тимошенко вполне может претендовать едва ли не на 70% мандатов. Это и будет полной и окончательной победой "оранжевой революции" и плавным переходом майданной демократии в демократию управляемую.

В-третьих, устранения с арены нежелательных оппонентов и еще более нежелательных партнеров. Ведь в случае повышения барьера в зал под стеклянным куполом почти наверняка не попадают столь "любимые" властью объединенные социал-демократы, слишком буйная Наталья Витренко и вообще вся более-менее радикальная оппозиция. "Пролетают" и поднадоевшие своей самостоятельностью партнеры - социалисты и национал-демократы.

В-четвертых, и это едва ли не самое главное, инициатива адресована Владимиру Литвину, который в последнее время откровенно расхотел блокироваться с Ющенко и Тимошенко. Хотя коллеги Владимира Михайловича и храбрятся насчет того, что даже 7-процентный барьер не является для них угрозой, пока реально рейтинг Народной партии составляет около 4%. И ставки слишком велики, чтобы рисковать - в случае повышения барьера Литвину пришлось бы искать союза с президентско-премьерскими партиями".

Впрочем, несмотря на пессимистические для "независимых оппонентов" прогнозы, лидер социалистов успел заявить, что его партии не страшны никакие барьеры, Литвину - уже по другим подсчетам, которые приводит Аналитический портал "Политика", - дают 10%, но та же "Политика" напоминает, что "донецким, как и НСНУ повышение избирательного барьера дает большие дивиденды. 7% барьер делает их единственной оппозиционной фракцией в парламенте. В этом случае донецкие не только останутся в большой политике, но и получат под свой контроль ряд парламентских комитетов, полагающихся оппозиции. 4-5% также объективно усиливают оппозиционные позиции регионалов". Но по мысли этого автора, "власти в целом и Ющенко в частности такая спарринг-оппозиция придется как нельзя кстати. Неинициативные, некреативные, неидеологичные и вечно трясущиеся над своей собственностью донецкие старо и младо-олигархи будут удобным партнером, с которым всегда можно будет найти общий язык".

"Трибуна" приводит аргументы "против", и главный из них - "российский пример": "Политолог Олесь Доний... привел пример путинской России, избавившийся подобным образом от присутствия в Думе оппозиционных Яблока и СПС. - Хотя власть утверждает, что взгляды у нее проевропейские, в данном случае мы видим восточное, византийское мировоззрение".

Между тем до выборов еще есть время, а время не терпит. Фракция имени премьер-министра Юлии Тимошенко сделала заявку на создание парламентского большинства уже сегодня, и "Главред" попытался сделать предварительные просчеты: "Поскольку объявление о его создании сделал лидер фракции БЮТ, есть основания считать будущую структуру пропремьерской. В таком случае в нее могли с высокой степенью вероятности войти собственно бютовцы (39 депутатов), фракция УНП (24 человека), "Единая Украина" (20 парламентариев) и "Наша Украина" (77 нардепов). К ним можно смело приплюсовать остатки "Деминициатив" (4 депутата) и две трети внефракционных (25 из 37). Всего получается 189 депутатских "штыков". Очевидно, что это не большинство". В свете бесконечных противоречий между интересами пропрезидентских и пропремьерских сил и совершенно отдельной партии, которую ведет спикер Литвин, аналитики "Главреда" не видят перспектив у "большевиков" Тимошенко: "Невеселые перспективы создания большинства в жанре блицкрига заставляют согласиться с теми, кто предрекает Верховной Раде горячую осень и зиму. Большинство в Верховной Раде на излете ее созыва будет ситуативным, то разрываемым, то консолидируемым позициями лидеров страны". "Версии" озаглавили статью о "большевисткой" инициативе БЮТ - "Подставили" и привели интервью руководителей фракций, которые лидер БЮТ Андрей Билорус поспешил записать во вновь созданное большинство. Литвин и социалисты отказались, "нашеукраинцы" дали понять, что согласны на "конструктивные переговоры", однако таковых не было и "заявление преждевременно".

Но если украинский парламент начал сезон с фальстарта, в Нацбанке выстрелили точно в срок, причем "первой ласточкой" стала отставка зампреда Сергея Яременко, который в интервью "Киевскому телеграфу" не скрывал, что "ушел, дабы его имя не связывали с грядущей ревальвацией гривны-2". Новое "укрепление гривны", полагает "Телеграф" происходит не столько по указке Кабмина, но по указке МВФ. Между тем, украинский "Коммерсант" видит причину "нервозного" поведения доллара и легкой паники среди банкиров в "противоречивых заявлениях первых лиц" и "непредсказуемой политике" того же Нацбанка: "Население "задергалось" из-за ситуации на межбанке и заявлений правительства о грядущей ревальвации и принялось в панике переводить валютные депозиты в гривну",- заявил "Коммерсанту" дилер по наличной валюте банка "Аваль" Сергей Бегун. При этом никаких внятных прогнозов опрошенные "Коммерсантом" и "Экономическими известиями" финансовые аналитики дать не в состоянии. Участники рынка уверены, что в общем сложившаяся ситуация поддерживается "сверху". "Никаких ни микро-, ни макроэкономических показателей для ревальвации нет, - говорит зампред правления банка "Финансы и Кредит" Игорь Львов.- Только слухи". Однако этот фактор лишь усугубляет неопределенность ситуации на рынке.

Наконец последний по времени скандал произошел 1 сентября в Никополе, и в этом как раз ничего непредсказуемого не было. "Коммерсант" и "Украинская правда" размещают сходные по тону репортажи с многочасового митинга, суть которых в том, что "народ как один поднялся на защиту собственности Виктора Пинчука", "Версии" начинают полосу с резюме: "В том, что Никопольский завод ферросплавов все равно заберут в государственную собственность, чтобы потом выставить на повторный конкурс, сомнений практически не возникало. Залогом такого финала служило и слово премьера, и крайняя необходимость госбюджета в дополнительной финансовой инъекции, и настойчивое желание группы "Приват" монополизировать ферросплавную отрасль. Вопрос был лишь в методах". "Методы" Юлии Тимошенко здесь называют "чапаевскими" и вспоминают времена военного коммунизма: "Последние примеры такого обращения с частной собственностью в истории - это политика военного коммунизма 1919 года, когда комиссарские поезда разъезжали по стране, экспроприируя эксплуататоров. Тогда, помнится, от войны против собственного народа пришлось отказаться. Военный коммунизм не прижился, и ему на смену пришел нэп. Теперь у военного коммунизма, благодаря Юлии Владимировне, появился еще один шанс".

Похоже, украинский президент придумал иной метод: по информации "Коммерсанта" "Виктор Ющенко в течение дня провел телефонные разговоры с премьер-министром Юлией Тимошенко, руководителем Фонда госимущества Валентиной Семенюк, министром юстиции Романом Зварычем и генеральным прокурором Святославом Пискуном. Президент подверг жесткой критике позицию правительства, которое "не смогло защитить интересы государства в ситуации вокруг НЗФ и обеспечить стабильность и порядок в Никополе". По мнению Виктора Ющенко, правительство "не приложило достаточных усилий, чтобы сегодня вокруг НЗФ не разворачивались провокации и действа, устроенные двумя кланами"". В заявлении Ющенко речь идет о назначении "независимого" менеджера, "не связанного ни с одной финансово-промышленной группой". В то же время наблюдатели отметили "хорошую мину" Юлии Тимошенко после "двухчасовых консультаций" и стремительное сворачивание никопольского митинга - по окончании тех самых консультаций.