Перспективы возобновлению преподавания курса начальной военной подготовки в учреждениях среднего и профессионального образования, а также введения обязательного религиозного образования в школах прокомментировали председатель межрегиональной общественной организации "Учителя за свободу убеждений" Всеволод Луховицкий и преподаватель Московского лицея № 1525 "Воробьевы горы" Леонид Перлов в рамках пресс-конференции 31 августа, cообщает корреспондент ИА REGNUM.

Изменения в федеральный закон об образовании были внесены 6 июля 2005 года. В частности, был отменен пункт о факультативности начальной военной подготовки в общеобразовательных учреждениях. Как отметил Леонид Перлов, формально уже с 1 сентября в российских школах может преподаваться курс основ военной службы (так теперь чаще называется курс НВП). Даже если не принимать во внимание вопрос целесообразности подобного курса, возникает масса спорных моментов. Проблема, по словам Перлова, состоит прежде всего в том, что для внедрения любого предмета необходимы соответствующие документы: программа и учебный план, которых на данный момент нет. "Пока, в сущности, преподавать нечего, - подчеркнул он. - Нужно оборудование, нужна материальная база, учебные пособия. Непонятно, откуда брать часы, так как нагрузка на каждого ребенка не должна превышать 36-38 часов в неделю. Сегодня места в учебных планах для еще одного предмета просто нет". Единственной возможностью является преподавание основ военной службы в рамках курса ОБЖ; в ряде регионов в старших классах ОБЖ уже сводится именно к этому, подчеркнул Перлов.

Остро стоит перед российскими школами и кадровый вопрос, добавил Леонид Перлов. Преподавать основы военной подготовки, очевидно, будут либо учителя по обычным предметам, прошедшие либо даже не прошедшие соответствующее повышение квалификации, либо отставные военные, которые, конечно, лучше осведомлены о предмете, но не имеют педагогических навыков. "А работать с детьми может, с формальной точки зрения, не говоря уж о здравом смысле, только человек, имеющий педагогические образование и подготовку, - подчеркнул Перлов. - Человек, получивший военное образование, работать с детьми не готов. Эта работа рассчитана на совершенно другую психологию и иную мотивацию".

Кроме того, надо иметь в виду и специфику боевого опыта нынешнего поколения отставных военных, подчеркнул Перлов. По его словам, НВП в советской школе нередко преподавали именно отставные военные, но их "главной" войной была Великая Отечественная. Их психология была психологией победившего защитника Родины. Сегодня же в школы придут военные, прошедшие Чечню, Карабах, Афганистан. "Представьте себе ситуацию, когда первого сентября в класс, где учится ваш ребенок, приходит директор и представляет нового учителя по начальной военной подготовке, - добавил Перлов. - Дверь открывается и в класс входит капитан Ульман". Кроме того, поскольку закон имеет федеральный масштаб, то, следовательно, школьный "курс молодого бойца" станут преподавать и в южных регионах России, подчеркивали участники пресс-конференции. Очевидно, с какими реалиями современной российской истории будет ассоциироваться данный предмет.

Что касается религиозного воспитания, то, по словам Леонида Перлова, уже предпринималась попытка ввести курс "Основы православной культуры", но она не увенчалась успехом, так как подавляющее большинство экспертов отозвались о нем крайне негативно. Сегодня предлагается ввести в школах предмет "История мировых религий", но, по словам Перлова, судя по предварительным разработкам, до 80% этого курса все равно сводится к истории православия. Кадровая проблема здесь так же чрезвычайно актуальна, так как конфессиональная окраска преподавания опасна, а ее полное отсутствие (преподавание в атеистическом ключе) - практически невозможно и также спорно.

Более того, отмечали участники пресс-конференции, практически без сомнения можно утверждать, что фактически одновременное введение основ военной службы и религиозного образования в школах отражают одну тенденцию, которая является не столько образовательной, сколько политической. "У армии и церкви много общего, - подчеркнул Леонид Перлов. - Прежде всего - это иерархия и наличие принципа "свой/чужой", а также подчинение приказам вышестоящего начальства. И в армии, и в церкви есть понятие "команда". Сколько завтра будет таких молодых людей, наученных выполнять команды? На Ленинском проспекте их было 50 тысяч".

По словам Всеволода Луховицкого, существующие тенденции в образовании носят идеологический характер и, в целом, нарушают несколько статей Конституции. "В Конституции записано, что никакая идеология не может быть монопольной, что у нас государство светское - об этом сказано и в законе об образовании, они не отменены, - подчеркнул он. По мнению учителя, это очередная попытка проведения в общественное сознание национальной идеи, о необходимости которой политическое руководство страны говорит с середины 90-х годов. Эту тенденцию подтверждает и инициатива, высказанная министром образования Андреем Фурсенко о целесообразности сокращения числа учебников и переходу к 3 учебникам, утвержденным Минобрнауки, подчеркнул Луховицкий.

Идеологизация образования - нежелательная и даже опасная тенденция, констатировали участники пресс-конференции. "Нас беспокоит не введение начальной военной подготовки, и не религиозное образование сами по себе, - пояснил Всеволод Луховицкий. - Но речь на этих уроках будет, вероятно, вестись о славе русского оружия, о том, что русский - значит, православный, и о том, что мы пускаем к себе в страну приезжих, но они должны вести себя здесь как гости. Это я пересказываю вступление к самому известному учебнику основ православной культуры". В связи с этим, добавил Луховицкий, организация "Учителя за свободу убеждений" подготовила список рекомендаций, как родителям простыми правовыми методами отстоять свои убеждения и убеждения своего ребенка в случае, если в школе оказывается идеологическое давление. Родительское собрание, совет школы, РОНО - все это инстанции достаточно весомы и авторитетны, подчеркнули участники пресс-конференции, и к ним стоит апеллировать, если права ребенка нарушаются.