В ходе пресс-конференции, состоявшейся 25 агуста, глава департамента потребительского рынка и услуг Москвы Владимир Малышков рассказал о современном состоянии рынка торговой недвижимости столицы и планах московского правительства по ликвидации рынков и строительству на их месте торговых центров. Однако аналитики консалтинговой компании по торговой недвижимости "Магазин магазинов" считают спорными данные, приведенные Владимиром Малышковым.

По мнению аналитиков компании, вызывают сомнения данные об общем количестве торговых площадей в Москве и уровне обеспеченности ими населения столицы. Об этом ИА REGNUM сообщили в пресс-службе компании. Так, по словам Малышкова, на 1000 жителей Москвы приходится 520 кв.м. торговых площадей. По оценке, основанной на данных Всероссийской переписи населения 2002 г. и текущего статистического учета, численность населения Москвы на 1 января 2005 г. составила 10,4 млн. человек, а по данным МЧС в столице проживает около 15 млн. чел. Таким образом, общая площадь торговых помещений Москвы может составлять от 5.4 до 7.8 млн. кв.м. В то же время, по словам главы департамента потребительского рынка и услуг Москвы, площадь, занимаемая розничными предприятиями столицы, равна 20 млн. кв.м. Даже если предположить, что эти данные учитывают подсобные и складские помещения, занимаемые розничными операторами, последняя цифра представляется аналитикам неправдоподобно высокой.

В ходе пресс-конференции Малышков сообщил также о том, что в настоящее время столица приблизилась к европейским показателям по числу торговых площадей на тысячу жителей. По его словам, в Москве этот показатель составляет 520 кв.м., в Европе - 600 кв.м. Однако сравнивать эти данные некорректно, считает генеральный директор компании "Магазин магазинов" Анна Ширяева, - прежде всего из-за колоссальной разницы в качестве площадей. Не более 30 % торговых площадей в Москве являются квалифицированными, то есть соответствуют международным стандартам организации торговли и могут служить предметом сравнения с европейской торговой недвижимостью. Все остальное - рынки, ярмарки, нереконструированные торговые площадки советских лет - ни в какое сравнение идти не могут вплоть до полной и профессиональной реконструкции этих территорий или объектов.

"В принципе, по этому пути и планируют пойти московские власти: Владимир Малышков заявил, что владельцам рынков, которые будут закрыты, предоставят возможность построить на данных участках торговые центры. Однако здесь тоже не все так просто. Покупатели ходят сегодня на рынки в силу инерции потребительских привычек, а также устойчивости мифа о дешевизне товаров, там продаваемых - в этом заключается конкурентная сила рынков. Когда же на данном участке появится торговый центр, то он попадет в насыщенную и чрезвычайно конкурентную среду торгово-развлекательных комплексов. Вызывает большие сомнения, - считает Анна Ширяева, - что владельцы рынков, вдруг переквалифицировавшиеся в девелоперов, смогут построить профессиональные торговые центры, то есть найти нужные инвестиции, осознать необходимость привлечения квалифицированных консультантов, вообще преодолеть все трудности, связанные со строительством таких объектов, а потом успешно конкурировать с другими торговыми центрами. Те объекты, которые сегодня возникают на месте рынков, на пример, ТЦ "Черкизовский" или "Альмирал", демонстрируют очень сомнительное качество".