Политика

Местное самоуправление превращается в фарс (Бизнес-класс. Архангельск)

Одна из самых распространённых ошибок в нормотворчестве местного самоуправления в России - отсутствие публичного обсуждения нормативных актов, келейность в принятии решений и почти повсеместное пренебрежение демократическими процедурами. Характерна такая "ошибка" и для Архангельска.

В последний день августа в Архангельске начнется сессия горсовета, на которой предлагается рассмотреть и принять важнейший для города документ - новый городской Устав. Однако абсолютное большинство горожан не имело возможности познакомиться с его содержанием. Вопреки элементарным принципам демократии, проект Устава Архангельска даже не был опубликован в городских СМИ.

Создали комиссию

На предыдущей июльской сессии горсовета народные избранники решили создать согласительную комиссию по формированию городского Устава. В состав комиссии вошли по 11 человек от горсовета и мэрии. Возглавили эту большую комиссию мэр Архангельска Александр Донской и председатель горсовета Дмитрий Юрков.

Сегодня бессмысленно критиковать федеральных законодателей, которые недосягаемыми для регионов темпами меняют фундаментальные российские нормативные акты. На местах теперь остается только выбирать: либо такими же бешеными темпами вслед за федералами менять свои областные законы и городские нормативно-правовые акты, либо выжидать год-два, а затем просто создавать новые документы. Кстати, затянувшаяся история с принятием Устава Архангельска более соответствует второму варианту.

Мумифицированный Устав

Много лет в Устав города Архангельска не вносилось никаких правок. За это время поменялись правила игры в налоговом, бюджетном, градостроительном, жилищном законодательствах. Поменялись даже определенные элементы гражданского законодательства. И самое главное - радикально изменился блок федеральных законов, связанный с организацией деятельности местного самоуправления.

Хорошо уже известный всем россиянам Федеральный закон N131 ФЗ от 6 октября 2003 года в 2004 году разделил местное самоуправление на два уровня. Плоды этого деления мы пожинаем сейчас, организуя в Архангельской области выборы двухсот с лишним новых муниципальных образований. Все упомянутые выше новшества федерального уровня больше не оставляют архангельским властям пространства для маневра в рамках прежнего "мумифицированного" городского Устава.

Но когда задача написания нового Устава встала перед муниципальной властью, появились два варианта Устава Архангельска.

Один из них был написан юридическим управлением мэрии. Юристы придерживались очень простого принципа - они переписали весь Устав заново, изложили все иначе, чем было, но в строгом соответствии с Федеральным законом N131.

Депутатская же группа из 10 человек внесла другой вариант главного городского документа. Авторы этой второй редакции изменили содержание действующего Устава, но сохранили его структуру.

По понятиям:

Сегодня новый, уже третий по счету вариант Устава города практически готов. Составленный из двух документов, он соответствует федеральному законодательству, но не противоречит структуре прежнего Устава.

Какие же позиции действующего пока Устава города подверглись изменениям? Прежде всего, изменения связаны с терминами и определениями. Оказалось, что огромное количество понятий нужно приводить в соответствие с их истинным смыслом. Например, разработчики вновь сформулировали, что такое город Архангельск.

Второй блок изменений должен прописать, к какому уровню местного самоуправления относится Архангельск. А в соответствие с новым федеральным законодательством Архангельск стал "городским округом".

Третий блок - это грамотное определение прав, обязанностей и функций местного самоуправления в городе Архангельске.

Еще несколько позиций, подвергшихся изменению, связаны с распределением полномочий между горсоветом и мэрией, других органов местного самоуправления, которые еще будут созданы. Нужно было прописать, каким образом формируются и как ликвидируются органы местного самоуправления. Изменению подверглись и статьи, связанные с муниципальной экономикой, муниципальной службой.

Один из обсуждаемых моментов Устава города - порядок выборов мэра. Сегодня в проекте записано, что мэр Архангельска избирается всеобщим голосованием избирателей областного центра.

Местное государство?

Вообще, если говорить о местном самоуправлении, надо точно понимать место органов самоуправления в общей структуре управления. Ратифицированная еще советской властью Хартия о местном самоуправлении, которая по международному праву стоит выше федерального российского законодательства, говорит о том, что местное самоуправление - это институт общества, а не государства. Короче говоря, государство не может вмешиваться в деятельность органов местного самоуправления.

Местное самоуправление сродни общественным организациям. А если так, то мест- ное самоуправление должно находиться в противоречии с властью. Власть принадлежит государству, а по сложившейся во всем мире практике государство и общество суть две конфликтные стороны по определению. Именно поэтому термин "муниципальная власть" есть абсолютный нонсенс.

В принципе органы местного самоуправления создаются для того, чтобы общество могло, если надо, "давить" на власть, чтобы добиваться от чиновников помощи конкретному человеку. Именно поэтому в Уставе Архангельска заложены всенародные выборы мэра. Рассадник коррупции

Нужно сказать, что если в любой поисковой системе Интернета задать слова "местное самоуправление", обязательно наберется ни один десяток ссылок на различные сайты, где эксперты анализируют уставы городов и районов.

Оказывается, в подавляющем большинстве уставов муниципальных образований в России отсутствуют гарантии непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения, гарантии прав должностных лиц местного самоуправления, основания и виды ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления, порядок отзыва, выражения недоверия, досрочного прекращения полномочий выборных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления, общий порядок владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью.

Неурегулированность этих вопросов приводит к конфликтным ситуациям, а порой и к отстранению населения от контроля за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления. Очевидно, что именно отсюда берет свои корни стремительно разрастающаяся российская коррупция.

Экономика

Предприниматели к диалогу не готовы (Нарьяна вындер)

Проблемы защиты законных интересов малого и среднего бизнеса обсуждались за "круглым столом" в минувшую пятницу в актовом зале Управления внутренних дел НАО.

Кроме руководителей подразделений по экономическим и налоговым преступлениям к разговору приглашались представители местных деловых кругов и все заинтересованные лица. Предпринимателей на встречу собралось мало, их можно было пересчитать по пальцам. Создалось впечатление, что люди, занимающиеся предпринимательством в нашем регионе, пока не готовы к конструктивному диалогу и установлению рабочего контакта с правоохранительными органами в части борьбы с преступлениями в сфере экономики.

Как пояснил собравшимся заместитель начальника УВД по экономическим и налоговым преступлениям Александр Галушин, проведение подобных встреч носит плановый характер. - Поскольку в настоящее время на территории РФ происходят серьезные изменения, направленные на развитие среднего и малого бизнеса, - отметил Александр Сергеевич, - государством предпринимаются определенные шаги по снижению барьеров, существующих на пути предпринимательства.

По словам сотрудников милиции, предприниматели крайне редко обращаются в УВД за разъяснениями либо за помощью. А между тем проблемы у них существуют: прежде всего, они связаны с материально ответственными лицами из числа персонала предприятий, совершающими хищения. В этом направлении работает отдел по борьбе с экономическими преступлениями. Кроме того, в составе УВД создано подразделение, нацеленное на борьбу с правонарушениями на потребительском рынке.

Присутствующий на встрече заместитель начальника отдела по борьбе с экономическими преступлениями Константин Савинский также подчеркнул, что приходится часто сталкиваться с элементарной формой хищения, присвоения или растратой на предприятиях малого и среднего бизнеса. - Почему-то предприниматели пытаются все это скрыть, хотят разобраться самостоятельно. На самом деле, - продолжил Константин Николаевич, - возникает синдром безнаказанности. Я не говорю о том, что нужно сажать каждого. Самое важное в нашей деятельности - пресечь преступление, чтобы в будущем у человека, занимающего определенные должности, не возникло желания к совершению противоправных деяний.

Удивляет позиция бизнесменов, которые почему-то боятся обращаться к нам за консультацией в определенных случаях. Весной была открыта так называемая "горячая" линия, но, к сожалению, никто из предпринимателей или руководителей так до сих пор и не позвонил. Однако вопросы начинают сыпаться в наш адрес после того, когда проводятся внезапные или плановые проверки, а ведь незнание законов не освобождает от ответственности. Конечно, знать назубок всю обширную нормативную базу нельзя, но попытаться получить информацию все-таки можно.

По словам милиционеров, защищать интересы малого и среднего бизнеса достаточно тяжело. В первую очередь, это связано с тем, что большинство частных предпринимателей крайне несерьезно относятся к ведению бухгалтерского учета и отчетности. В связи с этим возникают определенные трудности по доказыванию вины растратчиков, являющихся материально ответственными лицами - одним словом, преступников. Зачастую их действия фактически не отражены в документах первичного учета.

В целом по округу ведение бухгалтерского учета заслуживает отрицательной оценки. А между тем, ведение достоверного и правильного бухгалтерского учета пресекает возможность хищения имущества, которое предприниматели доверяют своим подчиненным.

Кроме незаконного предпринимательства и хищений в сфере малого и среднего бизнеса года два тому назад появился относительно новый состав преступления - легализация теневых доходов. Во всем мире этому уделяется большое внимание, так как ни для кого не секрет, что доходы теневой экономики превышают прибыль от законной, реальной экономики. Россия ради вступления в ВТО начала уделять большое внимание борьбе с незаконным оборотом денежных средств, полученных преступным путем. Многие наши сограждане грешат этим, что связано, прежде всего, с выдачей зарплаты "в конвертах", ведением "двойной" бухгалтерии и проведением денежных средств по нескольким кассам. Предприниматель, пытаясь скрыть свои доходы от налогообложения, не может позволить, чтобы заработанные денежные средства лежали "мертвым" грузом. Деньги создают деньги, поэтому нужно пустить их в оборот, иными словами - легализовать. Таким образом, средства, полученные незаконным путем, перекачиваются во вполне легальный бизнес. Сейчас на территории НАО можно уже зафиксировать рост данных преступлений. Если в прошлом году не было выявлено ни одного преступления, связанного с легализацией, то в нынешнем их уже четыре. Одно из дел рассматривается по факту того, что некий предприниматель совершал хищения средств и направлял их на обеспечение своей предпринимательской деятельности. В начале сентября, скорее всего, дело будет направлено в суд.

Рост числа игорных заведений в Нарьян-Маре также нашел свое отражение на встрече в УВД. Многие заметили, что в течение последних месяцев их стало гораздо больше. - Признаться честно, - говорит Савинский, -направление деятельности для наших подразделений сравнительно новое. Перед тем, как пойти на проверку, мы должны изучить нормативную базу, соответствующие документы.

В первом квартале сотрудниками отделов по борьбе с экономическими и налоговыми преступлениями были проведены рейды в отношении законности открытия, а также деятельности этих заведений. Именно по уплате налогов проверок еще не было, потому что это связано с концом финансового года.

На сегодняшний момент серьезных нареканий со стороны органов УВД к игорным заведениям нет. Все они имеют разрешения или лицензии, поставлены на учет в налоговом органе. В настоящее время идет работа по выявлению нелегальных аппаратов, тотализаторов и т.д.

Как сообщили нам сотрудники милиции, возбуждено уголовное дело по факту хищения денежных средств. Преступление совершило материально ответственное лицо из числа работников одного из игорных заведений. Совершение данного деяния, кстати, напрямую связано с нарушениями, которые были допущены в ходе ведения бухгалтерской отчетности.

От смены собственника ситуация не меняется (Лесные новости)

На прошлой неделе рабочие ООО "Поморский ЛПК" (бывший ЛДК "Архангельсклес") заявили работодателю о приостановке работы. Крайние меры, на которые вынужден был пойти трудовой коллектив предприятия, вызваны невыплатой заработной платы. Люди не получали деньги уже 2 месяца.

Договариваясь об интервью с членами профсоюзного комитета предприятия, мы не ожидали, что на встречу с нами придут почти все рабочие предприятия. Люди, доведённые до отчаяния крайне низкой зарплатой и к тому же её хронической невыплатой, уже считают публикации в СМИ последней возможностью обратить внимание на свои проблемы.

В мае 2005 года собственник предприятия ЛДК "Архангельсклес" московская структура "Гуталес" продала лесозавод другой столичной фирме. На этот раз "Гута" сменилась на "Нуго". Очередные собственники старое предприятие ликвидировали, создали новое под названием "Поморский ЛПК". При ликвидации прежней структуры было сокращено 450 человек. Согласно трудовому законодательству рабочие получили денежные пособия по сокращению и обещания собственника выплачивать среднюю заработную плату в течение полугода. Естественно, выполнять обещания сейчас уже некому.

Новые московские собственники тоже щедро раздавали обещания. Рабочим было сказано, что сырьё предприятие будет получать из Сибири, говорили о фантастических 100 вагонах леса, которые идут в адрес предприятия. Как сообщили нам рабочие лесозавода, вагонов пришло пока лишь два. И два месяца предприятие стоит.

За два месяца люди получили по 500 рублей. По словам Ирины Алексеевой, члена профсоюзной организации предприятия, приостановка работы связана, во-первых, с невыплатой заработной платы, во-вторых, с требованием о её повышении. Как рассказали рабочие предприятия, больше 1,5-2-х тысяч рублей работодатель и не платит. На собрании трудового коллектива 19 августа было решено не приступать к работе, пока не будет полностью выплачена заработная плата за 2 месяца.

Рабочие недоумевают, как выстраивают свои планы собственники их предприятия. После ликвидации предыдущего лесозавода ни о каких перспективах речь вообще не шла. Потому многие стали искать другую работу, заключать временные договоры. Затем работодатель настоял, чтобы люди вышли на работу, было предъявлено требование пройти медкомиссию, которую рабочие оплатили из своего кармана. Итог плачевен: сырья нет, предприятие стоит, выходить на работу было незачем.

Ситуация усугубляется предстоящим началом учебного года. Людям надо собирать детей в школу, а ведь немало на заводе семейных пар, и получается, что такие семьи остаются вовсе без доходов.

По словам председателя областной организации профсоюзов лесных отраслей Александра Савкина, на Поморском ЛПК один из самых низких уровней заработной платы в лесопилении Архангельской области - 2-3 тыс. рублей. Но в последнее время предприятие вообще не работает. Большинство людей по закону должны получать 2/3 заработной платы, поскольку простой предприятия случился по вине работодателя.

Согласно трёхстороннему областному соглашению, подписанному профсоюзами, администрацией и объединениями работодателей, если предприятие остановлено по вине работодателя, работники должны получить единовременную выплату в размере тарифной ставки.

Ответственность же работодателя, которая предусмотрена законодательством за невыплату заработной платы, может быть различной, вплоть до дисквалификации руководителя. На сегодняшний день бывший ЛДК № 4, а ныне Поморский ЛПК - едва ли не единственное в Исакогорском округе крупное предприятие. Здесь работают около 700 человек. Если и эти, оставшиеся на родном предприятии после всех перипетий члены трудового коллектива окажутся на улице, ситуация в Исакогорском округе быстро начнёт приближаться к социальному взрыву. Работать людям негде, у них огромные долги за квартиру, им просто нечего есть. Рабочие предприятия очень ждут, что власти региона обратят внимание на их проблемы. Переход ЛДК № 4 из рук в руки ситуацию не улучшает.

Неужели, как в начале 90-х, власти допустят полный крах одного из крупнейших в регионе лесопильных комплексов? Неужели допустят, чтобы сотни людей, готовых работать и приносить пользу, влачили нищенское существование?!