Специалистами территориального управления Роспотребнадзора по городу Москве были проведены все необходимые мероприятия по контролю готовности образовательных учреждений к новому учебному году. По информации, полученной корреспондентом ИА REGNUM в пресс-службе госсанэпидслужбы г. Москвы, количество учреждений, подлежащих приемке: общеобразовательных - 1733 (в том числе государственных - 1534, негосударственных - 199); начального и среднего профессионального образования - 99.

По состоянию на конец августа 2005 г. 99,8% общеобразовательных учреждений и учреждений начального и среднего профессионального образования получили положительную оценку госсанэпидслужбы и признаны готовыми к началу нового учебного года. Приняты также 157 частных общеобразовательных школ, 68 школ - интернатов, 243 средних специальных учебных заведений, включая профессиональные училища.

Столичные медики подчеркивают, что особое внимание при проверке готовности школ к новому учебному году обращалось на условия пребывания в них детей, организацию питания. В 2005-2006 учебном году, как и прежде, предусмотрена организация горячего питания за счет денежных средств из городского бюджета: завтраков - для учащихся 1-4 классов, двухразового питания (завтрак, обед) - для детей из малообеспеченных, многодетных и других социально незащищенных семей. Кроме того, в 245 школах полного дня и в 85 так называемых "школах здоровья" также организовано двухразовое питание всех учащихся. Таки образом, около 500 тыс учащихся, не относящихся к указанным категориям, будут получать питание только за счет родительских средств, констатируют в столичной госсанэпидслужбе. Для этих детей и подростков в школах организована свободная продажа пищевых продуктов (так называемой "буфетной продукции"). В связи с этим очень важной проблемой является активное формирование у детей и подростков потребительского спроса в пользу продуктов с высокой пищевой ценностью, полезных для здоровья, подчеркивают эксперты. Эту задачу, по их мнению, должны совместно решать педагоги, родители, врачи.

В 2005-2006 учебном году, в соответствии с городской программой "Совершенствование организации питания обучающихся, воспитанников образовательных учреждений города Москвы на период 2004-2006 гг.", продолжится совершенствование материально-технической базы школьного питания, внедрение новых форм организации питания. В частности, по результатам успешного эксперимента в Северо-Восточном административном округе будет продолжено внедрение автоматизированных систем расчетов за школьное питание с использованием пластиковой "карты учащегося".

Большинство комбинатов школьного питания приняты к новому 2005-2006 учебному году, констатируют в столичной госсанэпидслужбе. Ситуация на пищеблоках школ тоже относительно благополучна. Основной проблемой, связанной с неудовлетворительной материально-технической базой объектов питания детей и подростков, по мнению медиков, является то, что значительная часть оборудования технически и морально устарела. Кроме того, планировка, оборудование части действующих объектов не соответствуют современным требованиям. Строящиеся по типовым проектам школьные столовые сразу после введения в эксплуатацию не соответствуют современным требованиям и фактическим условиям организации производства.

В столичной госсанэпидслужбе отмечают и еще ряд проблем в сфере школьного питания. Транспортировка пищевых продуктов часто осуществляется с нарушением санитарных требований из-за неиспользования охлаждаемого транспорта (его использование обходится дороже) и изотермических контейнеров. Остаются нерешенными проблемы, связанные с недостаточным охватом учащихся полноценным горячим питанием и нарушениями режима питания. Рационы школьного питания не везде соответствуют гигиеническим требованиям и научно-обоснованным рекомендациям. На то, по мнению медиков, есть целый ряд причин:

1) Средств, выделяемых из бюджета, недостаточно для организации полноценного питания в соответствии с установленными нормами, санитарными правилами и гигиеническими рекомендациями.

2) Питание детей и подростков организовано без учета состояния их здоровья, а также фактической обеспеченности незаменимыми пищевыми веществами. Рацион питания в образовательном учреждении не учитывает структуру питания, получаемого ребенком вне организованного коллектива.

3) Доля продуктов с повышенной пищевой и биологической ценностью в рационе питания детей недостаточна.

Столичные медики также констатируют, что неэффективным остается производственный контроль за соблюдением санитарного законодательства при организации питания детей и подростков.