Проблеме муниципального транспорта в Воронеже посвящена заметка "На буксире", опубликованная в "Российской газете - Черноземье" в номере от 26 августа. Ранее ИА REGNUM уже сообщало о том, что до 1 августа власти Воронежа должны решить, будет ли внедряться программа по возрождению муниципального транспорта, предложенная областной администрацией. "Областные руководители не устают говорить о необходимости возрождения в Воронеже муниципального транспорта, поскольку считают, что без оного практически невозможно сохранить управляемость на рынке пассажирских перевозок. Муниципальный транспорт позволяет, во-первых, гарантировать бесперебойный перевоз населения и, во-вторых, защитить горожан от необоснованного повышения тарифов. По мнению областных властей, если не заняться возрождением муниципального транспорта сейчас, то к 2007 году ситуация на рынке пассажирских перевозок может сложиться катастрофическая", - отмечает автор статьи Алина Габич. Областная администрация договорилась с правительством России о выделении Воронежу 1,5 миллиардов рублей на закупку тысячи новых автобусов и троллейбусов, кредит будет выдан на 7 лет под 7% годовых. В том случае, если решение об участии Воронежа в данной программе не будет принято в сентябре этого года, от программы придется отказаться, а, по мнению, областной власти, это последний шанс для города обзавестись собственным парком пассажирского транспорта. Тем не менее, мэрия пока не дала согласие на участие в данной программе. "Мэр дал понять, что согласиться на реализацию программы только в том случае, если областные власти отдадут городу весь транспортный налог, собираемый на территории Воронежа, и - в рамках межбюджетных отношений - прибавят городской казне 200 миллионов рублей: "В противном случае мы просто не сможем выплачивать ежегодно более 900 миллионов рублей долга за взятые в лизинг автобусы и троллейбусы. Поскольку в этом году фактический бюджет Воронежа - 4,5 миллиарда рублей, а бюджет-2006 и вовсе прогнозируется в размере 3,5 миллиарда", - цитирует газета мэра Воронежа Бориса Скрынникова.

Многие воронежские издания уделили внимание участию продукции Воронежского самолетостроительного общества в салоне "МАКС-2005" и последовавшей приостановке эксплуатации самолетов Ил-96 (их производят именно на ВАСО). В статье "На крылах...", опубликованной в "Новой газете в Воронеже", отмечается, что минувший авиасалон стал для ВАСО по-настоящему судьбоносным. "Предприятие обязалось выпустить 10 самолетов Ил-96-300 и 39 лайнеров нового образца Ан-148. Участие в салоне этого российско-украинского среднемагистрального авиалайнера стало настоящей сенсацией. Еще большая сенсация - это количество заказов на Ан-148, который только завершил испытания и получит сертификат в первой половине 2006 года". Кроме того, самый крупный заказ - стоимостью около 400 миллионов долларов - сделала ВАСО воронежская авиакомпания "Полет" - с ней "Ильюшин Финанс Ко" заключило контракт на 15 лет.

"Ил-96 по количеству заказов ВАСО по сравнению с Ан-148 оказался явным аутсайдером - 10 самолетов. Стоит отметить, что на следующий день после закрытия "Макс-2005" 22 августа полеты лайнеров Ил-96 были приостановлены. На этом настоял Ространснадзор, так как "в августе на самолетах Ил-96 произошли инциденты, влияющие на обеспечение безопасности полетов - инциденты были вызваны отказом системы торможения колес". На самом-то деле, - отмечает газета, - всего происшествий было не так много, зато с самым главным самолетом страны". Как напоминает издание, в президентском парке 2 Ила, оба произведены в Воронеже. Первый инцидент произошел с самолетом, сданным в 2003 году - уже на первом испытательном полете у него отказал один двигатель. А в 2004 году в аэропорту Лиссабона у самолета ошибочно сработала пожарная сигнализация. 2 августа этого года в финском аэропорту Турку у самолета обнаружилась неисправность тормозной системы. Как отмечает издание, некачественные детали на ВАСО поставил Балашихинский завод.

Газета поднимает и другой вопрос: непонятно, как предприятие, которое в последнее время выпускало в среднем по 1 самолету в год, сможет выполнить 20-30 заказов. "Судя по комментариям специалистов, у ВАСО может попросту не хватить производственных мощностей. Для реорганизации завода в настоящий момент требуется 300 миллионов долларов. Выполнить же обязательства по строительству авиалайнеров ВАСО нужно будет в течение трех лет", - отмечает издание.

Областная газета "Коммуна" в номере от 25 августа опубликовала материал Дмитрия Денисенко "Тормознули самолет". Автор напоминает предысторию приостановки эксплуатации Ила, который, как отмечается в статье, является одним из самых надежных самолетов в мире, и задается вопросом - "Почему же машина вызвала такую ненависть у московских чиновников?". Как отмечает журналист, причиной активности "разного рода проверяющих и инспектирующих" прослужил отказ агрегатов тормозной системы в финском аэропорту. "По словам генерального директора ОАО "Воронежское акционерное самолетостроительное общество" Вячеслава Саликова, проблемы в системе торможения устранимы - они решаются в рабочем порядке и прибегать к остановке полетов всех лайнеров нет необходимости. Главный инженер завода Михаил Шушпанов рассказал "Коммуне", что агрегат УГ-151-7, применяемый в системе торможения колес самолетов, изготовляется Балашихинским литейно-механическим заводом. В Воронеже получают готовый блок, оснащенный заводскими пломбами, и устанавливают его на машину... Кстати, по кооперации в изготовлении лайнера участвуют более 1,2 тысячи поставщиков комплектующих. В частности, с ВАСО предупреждали балашихинских сборщиков о жалобах эксплуатационников на проблемы в тормозных агрегатах, и эти вопросы решались силами технических специалистов". Как отмечает "Коммуна", в некоторых московских газетах сообщили, что в крупных авиакомпаниях о предстоящем запрете на полеты Ил-96-300 знали ещё до авиасалона МАКС-2005. И якобы в правительстве не хотели омрачать праздник (кстати, решение подписано 19 августа). "Кубинцам в Жуковском мы представляли Ил-96 как "гордость российского авиапрома", "лучший дальнемагистральный лайнер". Компания "Ильюшин Финанс Ко." заключила с Cubana de Aviasion S.A. контракт на поставку двух самолетов. И что теперь? Кто нам после этого поверит?"

По словам автора публикации, данное решение равнозначно "экономической диверсии" - если после этого случая заказчики ВАСО отзовут контракты и подадут в суд, шансов у предприятия подняться уже не будет. "Руководитель Федерального агентства по промышленности Борис Алешин, выступая по центральным телеканалам, заявил о том, что с 1993 года зафиксировано 19 инцидентов с тормозной системой, проявил особое беспокойство "о комфорте и безопасности пассажиров" и пообещал, что его ведомство в течение суток (!) подготовит план устранения всех недостатков на самолетах Ил-96-300. Наверное, следующим шагом чиновника, заботящегося о "безопасности", по логике вещей, станет закрытие крупнейших российских автозаводов, выпускающих автомобили без подушек безопасности, прекращение занятий в значительном числе российских школ, до сих пор не удосужившихся заиметь автоматические системы пожаротушения... Такого удара по престижу, по марке воронежские самолеты не знали за всю историю. И вдвойне обидно, что он получен от тех, кто должен помогать решать проблемы, а не действовать запретами и красоваться перед телекамерами".