"Континент-Сибирь" сообщает, что уже несколько известных новосибирских политиков, которых принято считать соратниками губернатора Виктора Толоконского, готовы пойти в облсовет. В случае их успеха, отмечают журналисты, на выборах уже просматривается костяк будущего "губернаторского лобби". Свое намерение баллотироваться в Новосибирский облсовет подтвердил генеральный директор областного Фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС) Олег Агеев. Не исключает своего участия в выборах и заместитель председателя СО РАН по общим вопросам Дмитрий Верховод. Как рассказал Олег Агеев, намерение участвовать в выборах - это его личное решение, так как многие вопросы, связанные с работой ФОМСа, здравоохранением области, приходится решать в облсовете. "И эффективнее их решать будучи депутатом, работая в соответствующем комитете", - считает гендиректор ФОМСа. Олег Агеев предполагает выдвинуть свою кандидатуру по округу № 18 (Тогучинский район Новосибирской области). Выбор округа достаточно логичен, так как предшественник Агеева на посту руководителя ФОМСа Константин Асеев не может вновь бороться за мандат. Так что у Олега Агеева на округе не будет сильного соперника в лице действующего депутата. Заместитель председателя СО РАН по общим вопросам - управляющий делами Дмитрий Верховод в беседе с корреспондентом издания подтвердил, что рассматривает возможность участия в выборах и ведет консультации. "Если я все же приму решение участвовать в выборах, то, скорее всего, по округу в Академгородке", - сообщил он. Как напоминают журналисты, Верховод уже не первый раз "идет во власть" - с 2000 по 2004 год в ранге вице-губернатора он занимал должность руководителя департамента по земельным и имущественным отношениям администрации Новосибирской области. Однако год назад Верховод оставил этот пост и перешел на работу в авиакомпанию "Сибирь" в качестве руководителя Западно-Сибирского филиала. Весной этого года кандидатуру Дмитрия Верховода на должность в СО РАН предложил губернатор Новосибирской области Виктор Толоконский. "Это было то предложение, от которого трудно отказаться. Для меня это был вызов, который я принял без особого восторга, но не принять его было нельзя", - говорил тогда Верховод. И Агеева, и Верховода в новосибирских политических кругах принято считать сторонниками Виктора Толоконского. Олег Агеев занял кресло гендиректора ФОМСа после того, как несколько лет был особо доверенным помощником губернатора. Дмитрий Верховод, по его собственным словам, считает себя "человеком команды Толоконского, в то же время являясь "сочувствующим "Единой России". Учитывая, пишут журналисты, что весьма вероятно участие в выборах и первого вице-губернатора Алексея Беспаликова, причем с прицелом на кресло спикера облсовета четвертого созыва, уже просматривается костяк формирующегося "губернаторского лобби" в будущем облсовете четвертого созыва.

Также "Континент-Сибирь", опять же касаясь темы предстоящих выборов в облсовет, пишет об эффективности использования различных видов печатной продукции во время выборов. Всю печатную продукцию можно разделить на три большие группы. Первая - это периодические издания, прочно занимающие свою нишу на рынке и имеющие устоявшуюся репутацию у читательской аудитории. Вторая - предвыборные проекты, которые создаются задолго до выборов. Третья - "одноразовые" спецвыпуски и листовки. По мнению опрошенных изданием экспертов, эффективность всех трех категорий зависит от того, каким запасом времени располагает кандидат, и от его узнаваемости на округе. Именно в начале кампании, по мнению экспертов, наибольший эффект достигается при использовании стабильных периодических изданий. "На первом этапе до начала избирательной кампании наиболее эффективны периодические издания, причем наиболее тиражные", - считает депутат облсовета Вадим Агеенко. А депутат горсовета Эдуард Кожемякин уверен, что традиционные издания более эффективны, чем разовые, на всех этапах выборов, так как "листовки и спецвыпуски предполагают ангажированность, а в обычных изданиях агитацию можно замаскировать под взгляд журналиста". С ним согласен и депутат двух созывов горсовета Андрей Андрейченко, по словам которого "раньше одноразовые политические выпуски были эффективнее, а теперь наоборот, потому что люди стали разбираться, что к чему". "Все зависит от кандидата и от его известности. Если кандидат малоизвестен, то нужно готовиться к выборам заранее и использовать периодические издания. Однако в предвыборной кампании эффективны и периодика, и спецвыпуски", - считает депутат четырех созывов облсовета Геннадий Бессонов. На предстоящих выборах, пишут журналисты, за депутатские мандаты будут бороться не только отдельные кандидаты на округах, но и списки политических партий на территории всей области. В отличие от кандидатов-одномандатников, стремящихся завоевать доверие избирателей в локальном пространстве своего округа, партиям нужна будет широкая трибуна для того, чтобы быть услышанными всеми жителями области. При этом желательно, чтобы у этой трибуны-печатного издания была солидная репутация. "Одноразовые газеты не имеют репутации. А репутация дорогого стоит, ее за день не приобретешь. У населения, избирателей доверия больше к известным изданиям. В этом плане мы хотели бы работать со СМИ, имеющими честную репутацию у читателей", - сказал журналистам руководитель исполкома НРО "Единая Россия" Александр Замиралов. накануне предстоящих выборов в облсовет создаются новые или реанимируются старые предвыборные проекты. Одним из новых предвыборных проектов, по мнению некоторых экспертов, можно назвать еженедельник "Николаевский проспект", начавший выходить за полгода до выборов - в последних числах июня 2005 года (о чем уже сообщало ИА REGNUM). По информации авторов материала, в ближайшее время будет принято решение о возобновлении выпуска "Красного уголка", выпускаемого редакцией газеты "Вечерний Новосибирск". как пишут журналисты, "Красный уголок" можно назвать самым успешным предвыборным проектом прошлых лет. Не секрет, что этот проект был создан с целью поддержать на губернаторских выборах 1999 года Виктора Толоконского, в тот момент мэра Новосибирска, боровшегося за губернаторское кресло. Однако, по мнению заместителя главного редактора, политобозревателя "Вечернего Новосибирска" Владимира Кузменкина, проекты, подобные "Красному уголку", эффективны во время крупных предвыборных баталий, таких как выборы губернатора. "Для менее масштабных выборов это равносильно стрельбе из пушек по воробьям", - считает Кузменкин. Кроме "Красного уголка", на губернаторских выборах 1999 года "засветились" такие проекты, как "Сибирский характер" и "Городовой".

"Новая Сибирь" пишет о том, что минувшие выходные (20-21 августа. - Прим. ИА REGNUM) принесли автомобилистам Новосибирска неприятный сюрприз: на подавляющем большинстве заправочных станций города сменились ценники. В среднем, цена на бензин выросла на 50 копеек, а на дизельное топливо кое-где на один рубль. За лето это уже второе повышение стоимости ГСМ. Еще недавно скачки цен на бензин вызывали незамедлительную реакцию областного руководства и антимонопольного ведомства. И хотя обвинения в ценовом сговоре заправщиков ни разу не доходили до предметного разбирательства, в плоскости формирования общественного мнения создавалась видимость заботы о кошельках автовладельцев. Теперь ситуация кардинально изменилась: и в Новосибирском управлении Федеральной антимонопольной службы, и в пресс-службе областной администрации о пятничном подорожании бензина узнали только в понедельник (22 августа) от журналистов, и первоначально даже не смогли прокомментировать эту новость. Александр Ельчанинов, заместитель руководителя УФАС, утверждает, что ранее цены на бензин объяснялись ростом цен оптовых поставщиков, заводов-изготовителей. А поскольку эти предприятия работают и в других городах - Омске, Иркутске, то находятся вне компетенции Новосибирской антимонопольной службы. Ельчанинов пообещал автору материала, что в ближайшее время специалисты УФАС проведут мониторинг "бензинового" рынка Новосибирска, и когда сведения о выросших ценах официально подтвердятся, запросят предпринимателей причины повышения стоимости ГСМ. Одной из примечательных деталей в этой ситуации, по мнению журналистов, является то, что в соседних регионах - на Алтае и в Кузбассе - нефтеперерабатывающих предприятий также нет, а вот бензин дешевле, чем в Новосибирской области. Последний раз бензин дорожал два месяца назад, но очередной скачок цен не вызывает недоумения: в разгаре уборочная страда, во время которой в стране резко вырастает потребность в горюче-смазочных материалах. Областные власти уверяют, что все крестьянские хозяйства горючим давно запаслись и при необходимости будут обеспечиваться еще по фиксированной цене. Но этого не скажешь о многотысячной армии дачников, у каждого из которых своя персональная уборочная. Кроме того, вполне логично теперь ожидать мультипликативного эффекта - подорожания стоимости всех товаров и услуг, в которых заложена транспортная составляющая. Сегодня о ценовом сговоре не говорит никто, да и это все равно ни к чему не приведет, - отмечает автор материала. Ведь цены изменились не резко, а постепенно: еще в понедельник на некоторых заправочных станциях оставались старые ценники. Некоторые заправки, расположенные на периферии, даже продолжают удерживать эти цены. Хотя у этих участников рынка те же поставщики ГСМ и та же норма прибыли, что у "центровых" заправочных сетей. Скачок цен на бензин вызвал мощное возмущение в новосибирском виртуальном пространстве. Автовладельцы, обсуждающие данную проблему на интернет-форумах, подсчитали, что по стоимости ГСМ мы уже догоняем Америку, и, учитывая тенденцию, берем курс на Европу. Дело за "малым" - догнать эти страны еще и по уровню дохода. Хотя, отмечает автор, следуя нехитрой логике, эти явления должны происходить в обратной последовательности.

"Московский комсомолец в Новосибирске" сообщает, что поезд "Улан-Батор - Москва, проходящий через Новосибирск по воскресеньям, - настоящее бедствие для работников железнодорожного вокзала. Иначе как "барахолкой на колесах" этот состав и не называют. Ко времени прибытия поезда на Новосибирск-Главный стекается около тысячи человек, желающих купить по бросовым ценам куртки, дубленки, джинсы. Перед учебным годом число покупателей значительно увеличивается. Поэтому в августе для обеспечения порядка во время стоянки поезда, для пресечения незаконной торговли на перроне приходится привлекать дополнительные силы сотрудников милиции. "У нас денег нет, нам детей нужно к школе одеть, а вы нам пройти не даете!" - кричат за спинами милиционеров, стоящих в оцеплении, настроившиеся на покупки люди и тоскливо взирают с высоты переходного моста на прогуливающихся по перрону монголов. Те не менее тоскливо смотрят снизу на отлученных от них "клиентов". К "барахолке на колесах" приезжают не только новосибирцы, но и жители ближайших сел. И те, и другие могут серьезно пострадать, и не только от рук карманников, которые тоже обычно с нетерпением ждут прибытия этого поезда - во время стоянки богатый "улов" им обеспечен. Ведь вся продукция привозится из Монголии, где широко распространены инфекционные заболевания. Переносчиками болезней могут быть и продавцы, и реализуемые ими вещи. Но наши граждане, пишет автор материала, мало того, что неосторожны, так еще и порой невероятно порядочны: чтобы рассчитаться за покупку, бегут вслед за уходящим поездом, протягивают деньги в окно. И только потом обнаруживают, что куртка сшита криво, а у дубленки один рукав короче другого. А пару лет назад на одной из станций области был случай, когда под отправляющийся поезд попала женщина. Ажиотажем вокруг улан-баторского поезда пользуются и выходцы из Средней Азии. Выдавая себя за монголов, они во время стоянки поезда оптом сбывают лежалый барахольный товар - "одноразовые" носки и белье. Как рассказала старший референт пресс-службы Западно-Сибирского УВД на транспорте Маргарита Цветухина, в минувшее воскресенье за несанкционированную торговлю было задержано несколько местных киргизов. К сожалению, применить административные меры к торговцам поезда-"барахолки" невозможно: они не граждане России. Остается только отделять "продавцов" от "покупателей" с помощью милицейского оцепления.

"Аргументы и Факты на Оби" пишут о том, что лишь каждый пятнадцатый новосибирский школьник может бесплатно получить учебник в библиотеке. Остальным приходится приобретать их за свой счет. Причем довольно дорого. Например, стоимость букваря для первоклассника доходит до 300 рублей. Журналисты пишут, что до 1992 года всю учебную литературу школьникам выдавали в библиотеках совершенно бесплатно. Поколения учащихся сменялись, но программа оставалась для всех школ единой. Поэтому особенной надобности приобретать новые книги не было. 10 лет назад ситуация изменилась. Федеральный центр прекратил финансирование поставок учебников в школы. Регионам было предложено самостоятельно заключать договоры с книжными издательствами, выделять средства из местных бюджетов на пополнение библиотечных фондов учебной литературой. Изменились и школьные программы. На прилавках книжных магазинов появились учебники новых авторов. Они предложили авторские разработки в обучении детей литературе, географии, истории. С одной стороны, все это повышает качество образования учащихся, - считает специалист отдела общего образования управления образования мэрии Оксана Бубнова. С другой - возникают дополнительные расходы на приобретение новых книг. Кроме того, это создает некоторые неудобства при переходе ребенка из одного образовательного учреждения в другое, где предмет преподавался по иной программе и, соответственно, учебнику. В городской казне лишних денег не было и нет. Основное бремя финансовых расходов на приобретение школьной литературы легло на плечи родителей. Сегодня бесплатно из библиотек выдаются учебники лишь школьникам из малообеспеченных семей. Они приобретаются из средств местных бюджетов. По словам замначальника управления образования мэрии Натальи Копаевой, в прошлом году из городского бюджета на эти цели было выделено 1,5 млн рублей, в этом - 3 млн. А нужно в 10 раз больше. Это подтверждают заявки от школ, собранные в управлении образования. Официально утвержденный федеральный перечень учебной литературы включает в себя более двух тысяч наименований учебников. Выбор новосибирских школ пал на 175 наименований - 35 тысяч экземпляров. Все они печатались в этом году в Москве. При этом часть выделенных из бюджета средств ушла на транспортные расходы - несколько сот тысяч рублей. этого можно было бы избежать, если бы заказ попал в местную типографию. По такой схеме экономии бюджетных средств уже третий год работает администрация Новосибирской области. В 2005-м "Советская Сибирь" получила от субъекта Федерации заказ на школьные учебники на сумму 19 млн рублей. город же предпочитает столичных издателей. В управлении образования мэрии на вопрос - Почему? - ответить затруднились. Дело в том, пишут журналисты, что муниципалитет напрямую с издательствами не работает. В Новосибирске существует региональный информационный центр учебного книгоиздания. Он и выступает посредником между управлением образования и издательствами - принимает заявку на муниципальный заказ, а потом распределяет его по издательствам. По словам методиста центра Валентины Вержанской, обычно часть заказов печатается в местной типографии "Советская Сибирь", где оборудование и качество продукции не уступает московскому уровню. Между тем, специалист по работе с заказами на производство учебной литературы в Новосибирске, начальник коммерческого отдела ОАО "Советская Сибирь" Георгий Матюшенко уверяет, что ни одного заказа в последние годы от города к ним не поступало. По его словам выходит, что городу "выгоднее" приобретать учебники не по 70, а по 110 рублей. В результате выделенные из городского бюджета 3 млн рублей смогли обеспечить лишь 15% от потребности школ в учебниках.

"Вечерний Новосибирск" также обращается к теме школьных учебников и пишет о том, что новосибирские школьники изобрели свой бизнес и пришли на помощь родителям, которые не в состоянии купить ребенку новые учебники: весь август подростки торгуют на книжной ярмарке около ДК им. Чкалова "бэушными" "физиками" и "букварями". Как пишут журналисты, в этом году школьный "бизнес" набрал обороты как никогда: 20 августа в узком "аппендиксе"-проулке вдоль "Чикалды" столпились более тысячи школьников, желающих продать свой "бэушный" товар. Товар предлагается покупателям с прилипчивой настойчивостью профессионального менеджера по торговле: хватают за руки и истошно голосят: "Вам нужны учебники за шестой класс?! Отдам весь комплект за триста рублей!" Родители-покупатели, не торгуясь, лезут за кошельком: где еще можно купить ребенку учебник за пятьдесят рублей максимум? Когда на соседнем, "взрослом", книжном прилавке эта же "Алгебра", хоть и пахнущая свежей типографской краской, стоит 160? Трое пацанов в широких джинсах "дуют" "кока-колу" и останавливают каждого, кто протискивается к их "прилавку": "У нас есть все!". У ребят, действительно, очень богатый ассортимент: хочешь "Букварь" Морозовой, хочешь "Историю средних веков" под редакцией Литвинова - в картонном ящике тесными рядами лежат около сотни учебников. "А мы уже не первый год продажей учебников промышляем! - охотно делится тонкостями школьного бизнеса девятиклассник 169-й школы Павел. - В конце учебного года мы идем по классам и предлагаем ребятам: отдавайте нам свои учебники, мы их в августе продаем и делимся выручкой - фифти-фифти. В прошлом году нам мало учебников на продажу отдали, а в этом - вон сколько насобирали: ребята нам доверяют, мы никого не обманываем. Цены мы не ломим, любой учебник - по 50 рублей. А-а, женщина, милая, не проходите мимо - что вам нужно?" - Павел раздраженно машет в сторону журналиста рукой: мол, не перебивайте торговлю. Две девчонки продают "свое". "Сейчас продадим и на выручку купим себе новый комплект, - заявили они. - К чему эти новые учебники, за год они все равно истреплются". "Эти ребятишки нас выручают уже второй год - все учебники очень дешевые и в нормальном состоянии, - на ходе отвечает встрепанная женщина, с бумажкой в руках. И тут же перекрывает шум толпы: "У кого есть "Биология" за восьмой класс?!". Внезапно среди гомонящего водоворота детворы возникает какое-то "броуновское" движение: ребята, торгующие на подступах к проспекту Дзержинского, начинают ошалело подхватывать свои коробки и "ввинчиваться" в толпу. Равномерное движение покупателей "по коридору" прекращается, начинается хаос. Слышны крики: "Милиция, милиция!". С двух сторон переулка, где уже второй год продают свои учебники дети, движутся две милицейские машины, разгоняя на своем пути стихийный детский рынок. Как рассказывает свидетель ситуации Альберт Митер, "я покупал в этот день на этом детском рынке учебники для своего внука, когда в десять часов утра по этому переулку проехали две милицейские машины, дети всполошились, но потом вернулись на свои места. А потом откуда-то из подворотни выехала пожарная машина, которая начала двигаться в сторону Дзержинского проспекта, поливая наших детей водой из брандспойта. Помню, как ревела одна девчонка: все ее учебники были втоптаны в грязь и залиты водой". Как пишет автор материала, после такого остается гадкий осадок: "дети, конечно, в этом году превысили на книжной ярмарке допустимую "концентрацию". Но неужели руководство этого книжного базара не придумало ничего лучшего, как натравливать на школьников милицию и пожарную команду?! Или школьный "бизнес" составил слишком жесткую конкуренцию владельцам книжных палаток?", - задается вопросами журналист.

Журналист издания "Аргументы и Факты на Оби" пересказывает рассказанную ее приятелями байку о том, что под Новосибирском есть уменьшенная вдвое копия города. Своеобразный муляж с основными узнаваемыми зданиями мегаполиса. В случае угрозы атаки с неба все огни в настоящем городе погаснут, а в псевдо-Новосибирске зажгутся. Именно он примет на себя основной удар. По словам журналиста, у Новосибирска вообще много легенд и выглядят они вполне правдоподобно. Например, история о том, что на начальном этапе строительство храма Александра Невского, как это принято в христианстве при строительстве церквей, необходимо закладывать освященный камень. Когда такой камень якобы нашли, его не смоги довезти до строительной площадки - не выдержала повозка. Инженерам предстоял нелегкий выбор: начинать строительство на новом месте (где остался освященный камень) или все-таки возводить собор там, где задумывалось изначально. Выбрали второе и в результате строительство храма сопровождалось неудачами и сильно затянулось. "На самом деле строительство было завершено в рекордные для того времени сроки, - опроверг этот слух Михаил Шиловский, доктор исторических наук, заведующий кафедрой истории России НГУ. - В 1898 году, буквально через год после начала постройки, сооружение было закончено. Поэтому инженерам-строителям, скорее, сопутствовала удача, чем несчастье".еще одна городская легенда связана со Сквером Героев революции, который будто бы возник на братской могиле красноармейцев, сражавшихся за власть Советов. По словам Михаила Шиловского, в 1919 году в рядах белых солдат местного гарнизона было поднято восстание под предводительством полковника Ивакина - для того чтобы передать власть эсерам и меньшевикам. Однако вскоре оно было подавлено, белое движение разгромлено, и власть вернулась в руки Советов. Все зачинщики были расстреляны. Именно этих людей и похоронили в братской могиле на углу Новобазарной площади, а ныне - Сквере Героев революции. Изначально памятник посвящался жертвам революции, позже его переименовали. Поэтому по сути "героями революции" стали белогвардейцы. Еще одна легенда связана с устойчивым мнением, что основателем города является Николай Гарин-Михайловский. "Действительно, большинство людей до сих пор уверены, что Гарин-Михайловский чуть ли не сам лично строил наш город, - говорит сибирский историк. - На самом деле основателями Новосибирска можно считать целую группу инженеров-изыскателей. Перед тем как приступить к строительству Транссибирской магистрали, было послано несколько изыскательских партий. На лошадях, а где-то и пешком, инженеры должны были пройти весь путь от Челябинска до Владивостока. Часто дороги от Каргата до Тайги исследовала партия инженера Викентия-Игнатия Роецкого. В Основном железную дорогу строили вдоль уже существовавшей севернее Каргата транспортной магистрали, которая выходила на Колывань. Поэтому центром Сибири могли стать как Колывань, так и Томск. Нашего города бы тогда не возникло вовсе. Но в силу географически более выгодного местоположения, несмотря на усилия томичей и колыванцев, дорога пошла южнее. Не помогли ни взятки, ни приглашенная группа изыскателей, подготовивших свой вариант прохождения дороги. Окончательное решение было принято на заседании Кабинета министров под председательством Александра III по предложению министра финансов Сергея Витте. Именно этот человек курировал вопросы строительства Транссиба и, самое главное, он находил деньги. Руководствуясь тем, что южный вариант пути спрямляет дорогу на 80 верст (это давало колоссальную экономию средств) и проходит по хлеборобным, рудным местам, министра финансов остановился на этом предложении изыскателей. Поэтому основоположником города вполне можно считать и Витте. А Гарин-Михайловский был лишь одним из изыскателей места для первого железнодорожного моста через Обь".