Власти Ленинградской области намерены предложить для создания особой экономической зоны территорию на севере Усть-Лужской губы, где в настоящее время закончены проектно-изыскательские работы портового района "Горки". Об этом корреспонденту ИА REGNUM сообщили сегодня, 25 августа, в комитете экономического развития областной администрации.

Напомним, 24 августа 2005 года в комитете экономического развития администрации Ленинградской области ИА REGNUM сообщили, что, по мнению вице-губернатора области Григория Дваса, потенциальная емкость территории проектируемого портового района "Горки" составляет 100-110 млн тонн грузов в год, в том числе 60-70 млн тонн нефти, нефтепродуктов и сжиженного газа. Портовая зона должна разместиться в непосредственной близости от строящегося порта Усть-Луга. Заказчиком проектно-изыскательских работ выступила компания "ТНК-ВР", которая обязалась в дальнейшем передать разработанный проект областным властям. Первый терминал в "Горках", по расчетам областных властей, может быть построен в 2008 году. Двас также считает, что в районе Усть-Лужской губы необходимо построить закольцованную железную дорогу длиной 40 км (стоимость строительства составляет 300 млн долларов), и средства на это должны быть выделены самими компаниями, намеревающимися строить терминалы в Горках. Кроме того, вице-губернатор заявил, что объекты государственной собственности и систем безопасности также должны быть построены за счет средств инвесторов, а в дальнейшем эти компании получат от государства компенсацию в форме снижения морских сборов. Также ИА REGNUM в пресс-службе сообщили, что территорией "Горок" "интересуется около десятка фирм", и в настоящий момент уже "решены вопросы по разбивке прибрежной территории между отдельными инвесторами.

Напомним, 23 июля 2005 года губернатор Ленинградской области Валерий Сердюков, комментируя подписанный президентом РФ закон об особых экономических зонах (ОЭЗ), заявил, что в ближайшее время ОЭЗ будет создана в Усть-Луге. В настоящее время в порту Усть-Луга, располагающемся на юге Усть-Лужской губы, завершено строительство терминала по перевалке угля, продолжается строительство самого порта, где смогут обрабатывать 35 миллионов тонн грузов в год, а также идет реализация проекта строительства железнодорожно-паромной переправы "Усть-Луга - Калининградская область - Германия", которая должна будет обеспечить транзит грузов из России через Калининградскую область в обход прибалтийских стран. Кроме того, специалисты ОАО "Российские железные дороги" разработали план строительства подъездных путей к терминалам Усть-Луги, и РЖД готово выделить средства на этот проект.

ОАО "Компания Усть-Луга" было создано в 1992 году. Компания является заказчиком-застройщиком морского торгового порта Усть-Луга. На основании контракта с Министерством транспорта РФ компания обладает полномочиями самостоятельно принимать решения по вопросам финансирования, проектирования, строительства и эксплуатации порта с привлечением государственных и частных инвестиций. Крупнейшими акционерами компании являются правительство Ленинградской области (27,3% акций), ОАО "Объединенная финансово-промышленная компания" (21,9%), кипрские компании Gramelinko Ltd. (17,5%) и Interalonso Holding Ltd. (15%).

Компания ТНК-ВР основана в 2003 году в результате слияния "Тюменской Нефтяной Компании", СИДАНКО и основных российских активов компании ВР. Акционерами компании являются ВР (50%) и группа российских инвесторов в составе "Альфа Групп", Аксесс Индастриз и Ренова (ААР, 50%). Акционерам ТНК-ВР также принадлежит 50% компании "Славнефть". В 2004 году добыча нефти компанией составила 72 миллиона тонн. ТНК-ВР управляет шестью нефтеперерабатывающими предприятиями в России и на Украине, осуществляя сбыт продукции через 2 100 АЗС. Стратегия компании предусматривает капитальные инвестиции в объеме около 1,5 млрд долларов в год до 2007 года, без учета потенциальных приобретений новых активов.