С 1 сентября в Усть-Абаканском районе изменяется порядок продажи электроэнергии ее потребителям. Она будет происходить без посредничества оптового перепродавца - МП "Усть-Абаканские районные электрические сети", задолженность которого перед ОАО "Хакасэнерго" за потребленную ранее электроэнергию составляет 3,3 миллиона рублей. Наличие такого долга не раз вынуждало Энергосбыт ограничивать подачу энергии в Усть-Абакан, Сорск и другие населенные пункты, из-за чего многие их жители подолгу оставались без света. Ясно, что это невыгодно всем: энергетикам, которые не получают полной оплаты своей продукции и потому сами не могут планомерно вести расчеты на энергетическом рынке, людям, не по своей воле лишающимся привычных благ цивилизации, которые приносит в каждый дом электроэнергия.

Теперь же ОАО "Хакасэнерго" в лице Южных электрических сетей принимает на техническое обслуживание электрические сети, находящиеся в муниципальной собственности, а другое его подразделение - Энергосбыт организует договорные отношения между собственно ОАО "Хакасэнерго" и потребителями, которых в районе почти 19 тысяч.

Сейчас работникам Энергосбыта предстоит обследовать Усть-Абакан и другие населенные пункты района с тем, чтобы получить информацию о состоянии учета расходования там электроэнергии. Попросту говоря, надо знать, какой потребитель платит по счетчику, соответствует ли этот прибор техническим нормам. Если в этом смысле все нормально, то с потребителем заключаются договорные отношения, отпускается энергия и ведутся расчеты за нее в дальнейшем напрямую, без посредника. Если окажется, что счетчика нет или он неисправен, то в сотрудничестве с потребителем достигаются приемлемые варианты решения этой проблемы. А варианты такие.

Первый: потребитель покупает новый счетчик, энергетики устанавливают его бесплатно. При этом купить прибор можно в любом магазине либо у энергетиков, что дешевле (в магазинах 600 - 700, у энергетиков - 470 - 500 рублей).

Второй: в обязательном порядке убедиться в пригодности к последующей работе ранее установленного счетчика, это сделают в лаборатории Энергосбыта. После этого счетчик можно эксплуатировать, а энергетики берут на себя обязательство обслуживать его. Но практика приемки энергетиками электросетей в других районах республики показала, что в большинстве случаев люди используют счетчики, которым по 20 - 30 лет. Эти приборы дают показания, которые не соответствуют реальному потреблению электроэнергии, другими словами, искажают в сторону занижения картину потребления энергии. А большей частью, точнее в 80 процентах случаев, потребители не ведут учета расхода электроэнергии. Ситуация, когда в доме нет счетчика, возможна, но в этом случае применяется третий вариант платы за свет.

Он состоит в том, что деньги за энергию вносятся по нормам расчета, установленным органами местной власти. Надо заметить, что такой вариант невыгоден потребителю, поскольку он обязан вносить фиксированную плату за все принадлежащие ему энергоснабжающие точки независимо от того, включал он их в работу или нет. Как видно, такой порядок побуждает хозяина квартиры или дома быстрее устанавливать счетчик и оплачивать реальное потребление.

Несколько слов о том, с чем столкнулись энергетики во время недавней приемки электрических сетей в Аскизском, Ширинском, Орджоникидзевском, Боградском, Бейском районах республики, а также в Черногорске. Некоторые потребители рассуждали так: поскольку в поселок приходит новая организация, которая будет заниматься реализацией энергии и сбором за нее платы, то пусть она, мол, и заменит счетчики. Но это невозможно, поскольку прибор учета - это собственность того или иного потребителя, а отсюда следует все остальное. Другой говорит: а я не буду ничего менять, у меня пенсия маленькая... Как исключение некоторым малоимущим потребителям энергетики продают новые счетчики в рассрочку. Кто-то считает, что в его доме должны заменить проводку, поскольку она старая. Но это невозможно, потому что состояние электрического хозяйства в доме или квартире - это предмет заботы их хозяев, энергетики не могут этим заниматься даже в качестве платной услуги - нет специальных людей для такой работы.

Не обошлось и без жалоб в прокуратуру на так называемую незаконность действий энергетиков, связанных с наведением порядка в учете расхода электроэнергии. Во всех упомянутых выше районах органы прокуратуры занимались разбором таких жалоб, везде энергетики объяснялись по этому поводу и везде установлено, что их действия правомерны.

Сейчас энергетики приступили к приему и подготовке персонала, который займется работой с потребителями в конкретных населенных пунктах. Их обучением занимаются специалисты Энергосбыта. Кроме того, необходимо обеспечить новые энергосбытовые участки помещениями, средствами связи и оргтехникой. На все это требуются финансовые ресурсы, и на эти затраты "Хакасэнерго" идет, хотя они не включены в действующие тарифы. Энергетики исходят из того, что важнее упорядочить отношения с потребителями, добиться полной и своевременной оплаты потребленной энергии. Там, где в энергосбытовой сфере удалось уйти от посредников-перепродавцов, ситуация с расчетами уже изменилась к лучшему. Правда, энергетикам прибавилось работы с электросетями, которые при приеме на обслуживание находились в плачевном техническом состоянии. Но рано или поздно удастся разрешить и эту проблему.

Сейчас же важно хорошо подготовиться к непосредственной работе с потребителями. И здесь энергетики надеются на поддержку местных властей. Речь идет о рабочих помещениях. Не хотелось бы, чтобы повторилась ситуация, подобная черногорской. В этом городе новый участок Энергосбыта расположен в нескольких комнатах Дома культуры, и оказалось, что клиентам трудно найти его сразу, тесно в маленьких коридорчиках, если образуется очередь. Сложно работать в таких условиях и инспекторам, а ведь им нужно действовать предельно точно и быстро.