Министр транспорта РФ Игорь Левитин поставил перед астраханскими властями и федеральными ведомствами задачу усовершенствовать работу морского торгового порта Оля (Астраханская область). Как сообщает пресс-служба Минтранса, Левитин обязал ускорить решение вопросов организационного, технологического и имущественного характера с тем, чтобы в 4 квартале 2005 года достигнуть объема грузопереработки в порту не менее 30 тыс. тонн в месяц.

При этом по итогам 2004 года грузооборот порта составил лишь 135 тыс. тонн, за 7 месяцев 2005 г. на действующих причалах переработано 48 тыс. тонн грузов. Игорь Левитин отметил, что прежде отставание развития грузовой базы порта связывали с отсутствием железнодорожного подхода к нему. Однако с вводом в июле прошлого года железнодорожной линии Яндыки-Оля проблема так и не была решена. Министр подчеркнул, что "с учетом политической ситуации на Каспии и перспектив развития международных транспортных коридоров в стратегическом плане для России это очень важный объект".

Среди проблем, препятствующих развитию порта, участники совещания назвали неурегулированность административно-имущественных и тарифных отношений. Кроме того, ситуация с Северо-Каспийским морским пароходством (порт Оля входит в структуру пароходства), не дает возможности бизнесу более активно работать с грузами.

Как сообщает пресс-служба, по итогам совещания принято решение возобновить работу Координационного Совета МТК "Север-Юг" и на заседании Совета, которое запланировано провести в Дели в октябре 2005 года, выйти с предложением о необходимости создания постоянного рабочего органа, который бы занимался вопросами взаимодействия сторон по формированию стабильной грузовой базы.

Следующее совещание по рассмотрению вопросов развития порта Оля пройдет в сентябре 2005 года. По мнению министра, необходимо рассмотреть вопрос о создании сквозной операторской компании и возможность применения единого сквозного тарифа на перевозку грузов по маршруту МТК "Север-Юг", конкурентоспособного с другими направлениями.

Обсуждались вопросы транспортного сообщения, увеличения грузопотоков и развития паромного сообщения на Каспии. Как сообщает пресс-служба министерства, на совещании также был затронут вопрос строительства моста через реку Кигач. В обсуждении вопросов приняли участие - губернатор Астраханской области Александр Жилкин, представители правительства региона, специалисты Минтранса России, а также представители Федерального агентства морского и речного транспорта, Росавтодора, ФГУП "Росморпорт", ФГУ "Дирекция государственного заказчика программ развития морского транспорта", Минэкономразвития, Пограничной службы ФСБ России, Федеральной службы по тарифам России, Росимущества, ОАО "РЖД", грузовладельцев, перевозчиков и др.

Строительство порта Оля начато в 1992 году. Решение о создании порта принято в связи с отсутствием у РФ после распада СССР на Каспии современных портовых перегрузочных комплексов для удовлетворения потребностей внешней торговли страны и обеспечения транзита грузов мировой торговли по отечественным транспортным системам. До 2000 года строительство порта велось за счет средств МАП Астрахань. Всего затраты на строительство порта Оля составили 240 млн. рублей, из них средства федерального бюджета - 108 млн. рублей.

Действующие причалы порта способны перерабатывать 850 тыс. тонн грузов в год. В перспективе, к 2010 году со 100 % вводом портовых мощностей проектная мощность порта Оля составляет 8 млн. тонн.