Применение раструба из углерод-углеродных композиционных материалов при запуске ракеты позволяет сэкономить 1 млн долларов США. Об этом проекте, представленном на авиакосмическом "МАКС", рассказал генеральный директор пермского НПО "Искра" Михаил Соколовский, сообщили корреспонденту ИА REGNUM в администрации Пермской области.

НПО "Искра" является мировым лидером в изготовлении сопловых аппаратов с применением углерод-углеродных композиционных материалов. И на "МАКСе" были представлены разработки "Искры" в сфере твердотопливных технологий, повышающие энергетические характеристики жидкостных ракетных двигателей высотных ступеней. Демонстрировался фрагмент раструба, который работал в 25 раз больше, чем традиционный твердотопливный двигатель. "Если традиционный двигатель в твердотопливной маршевой ступени работает примерно 1 минуту, то с применением сопловых насадок из углерод-углеродных композиционных материалов увеличивает ресурс в практически в 25 раз", - отметил Соколовский.

Применение таких раструба фактически без конструктивных изменений в ракете и в разгонном ее блоке, позволяет увеличить полезную нагрузку на 100 кг. Если считать, что по мировому прейскуранту цена 1 кг груза, выводимого на геостационарную орбиту, равен 10 тысячам долларов, то на каждом пуске ракеты с применением сопловых насадок из углерод-углеродных материалов экономится 1 млн долларов. В рамках реализации совместной российско-норвежско-украинско-американской программы "Воздушный старт" проект окупился в течение одного пуска. На НПО "Искра" изготовлено уже четыре таких насадки. Соколовский отметил, что, применяя углерод-углеродные насадки, теоретически можно увеличить полезную нагрузку ракеты на 300-400 кг.

Внимание участников авиасалона в вертолетной тематике привлекла система аварийного приводнения, которая разработана конструкторами НПО "Искра" применительно к вертолету Ми-38. Проведены продуктивные переговоры с представителями всех вертолетных заводов России. Например, генеральный директор Казанского вертолетного завода пожелал выкупить все разработки НПО "Искра" в этом направлении, чтобы не было конкуренции.

Соколовский надеется, что за два года до очередного МАКСа "Искре" удастся провести сертификацию системы аварийного приводнения. И вертолеты, которые продает Россия, смогут достойно конкурировать на мировом рынке. Генеральный директор НПО "Искра" отметил, что стенд предприятия посетили практически все руководители федерации космонавтики России. "Кстати, в конце сентября - начале октября ожидается приезд в Пермь большой группы космонавтов", - сообщил Соколовский.