23-24 августа в Марий Эл находился в рабочей поездке Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе Сергей Кириенко. Программа его пребывания была настолько насыщенной, что в поле зрения полпреда попали фактически все самые неотложные и перспективные вопросы социально-экономического развития республики, отношений между уровнями власти и органами местного самоуправления, национальной политики, общественной и культурной жизни. Как представитель верховной власти страны Сергей Кириенко воочию убедился в позитивных переменах, происшедших в республике за последние полтора года.

Как отмечает "Марийская правда", для нас тоже очень важно было услышать оценку деятельности Правительства республики, которое возглавил в январе 2001 года президент Леонид Маркелов со стороны федеральной власти, чтобы выверить проводимый курс с задачами сегодняшнего дня. В ходе многочисленных встреч и бесед, проведенного совещания по вопросам социально-экономического развития республики удалось найти полное понимание по всему кругу затронутых проблем. А сделать предстоит еще немало, чтобы закрепить положительную динамику в экономике и социальной сфере, поднять на новый уровень развитие языка и культуры народа мари. И, естественно, подготовка и проведение юбилейных мероприятий, связанных с 450-летием вхождения марийского края в состав Российского государства, тоже были в центре внимания.

Марий Эл ставят в пример

Сергей Кириенко в республике уже не первый раз. В конце 2000 года, в канун президентских выборов, он был явно шокирован, познакомившись с ситуацией в республике. Долг по зарплате работникам бюджетной сферы превышал 3-5 месяцев, а по детским пособиям перевалил за 220 млн. рублей, счета были арестованы, поскольку не рассчитывались с "Госрезервом", плата за энергоносители составляла 6 процентов, а запасов топлива оставалось на несколько дней. То есть в буквальном смысле слова население находилось на грани выживания... Надо только представить, каких усилий стоило новому Правительству выйти из этого тяжелейшего положения!

Руководству республики потребовалось проявить политическую волю, настойчивость, жесткость, чтобы за полтора года "кардинально изменить ситуацию" - слова самого Сергея Кириенко, но сказанные уже полтора года спустя, после того, как стал Президентом республики Леонид Маркелов. За это время удалось выйти на 100-процентную плату за электроэнергию и газ, регулярную выплату заработной платы с начислениями бюджетникам и отпускных, погасить старые долги, которые числились за аграрным сектором, сократить шлейф задолженности по детским пособиям за прошлые годы. Президентом республики поставлена задача - полностью рассчитаться по детским до конца 2002 года.

По большому счету это и есть та конструктивная работа, которая стабилизировала обстановку в республике и позволила приступить к решению перспективных вопросов социально-экономического развития. То есть создан своего рода плацдарм для выполнения программы, намеченной Правительством на 2002-2004 годы.

А динамика налицо. Так, производство промышленной продукции увеличилось в первом полугодии по сравнению с тем же периодом прошлого года на 6,6%, и по этому показателю республика заняла 3-е место в округе. За сравниваемый период объем сельскохозяйственной продукции вырос на 2,9%, продуктивность дойного стада увеличилась на 21,3%, возросли привесы на откорме скота, остановлен спад поголовья. И в ПриФО по производству мяса на душу населения Марий Эл занимает 3-е место, яиц - 5, молока - 9-е место.

Впервые за последние годы удалось добиться прорыва в привлечении инвестиций в экономику республики. По темпам прироста инвестиций в основной капитал (36,9%) республика заняла лидирующее место не только в округе, но и среди других регионов РФ. По адресной инвестиционной программе намечается направить нынче на развитие социальной сферы, объектов жилищно-коммунального хозяйства и газификации за счет средств республиканского бюджета 131, 2 млн. рублей.

С привлечением финансовых ресурсов частных инвесторов ведется строительство крупнейшего в Европе стеклотарного завода мощностью 700 млн. бутылок в год, возводятся заводы по выпуску стеклогранулята и экстрагранита, спиртзавода. Начато строительство фанерного завода. Привлечены средства инвесторов по поиску нефти и кварцевых песков, рассматриваются предложения по инвестированию предприятий по переработке древесины, изготовлению мебели, расширению производства на Марийском нефтеперегонном заводе. При этом с целью привлечения свободных банковских ресурсов предложен новый механизм государственной финансовой поддержки предприятий, который предлагает субсидировать половину процентной ставки по кредитам за счет средств фонда развития республиканского бюджета.

Увеличиваются темпы жилищного строительства, начинает развиваться ипотечное жилищное кредитование, разработана программа переселения из ветхого и аварийного жилфонда на период до 2010 года. Поставлена задача - усилить темпы газификации села и завершить эту работу в ближайшие 5-6 лет.

Все эти примеры были приведены в докладе министра экономики и промышленности Ильяса Якупова, который, кстати, не обошел вниманием и имеющиеся проблемы. В частности, в первом полугодии получил минус по сальдированной прибыли предприятий. Не случайно у Сергея Кириенко сразу возник вопрос, как могло такое случиться при заметном росте объемов производства. Как пояснил министр, главная причина - большие убытки СП "Совиталпродмаш", которые сложились из-за непогашенных долгосрочных контрактов. Сейчас ведутся переговоры с инвесторами, готовыми вкладывать средства в это предприятие.

Сергей Владиленович, естественно, поинтересовался и приоритетными направлениями развития экономики, поскольку это очень важно для вхождения в федеральные целевые программы. Такие приоритеты видятся, к примеру, в рациональном использовании лесных богатств, глубокой переработке сельскохозяйственного сырья, развитии этнотуризма.

В планах на 2003-2005 годы задача ежегодного обеспечения прироста валового регионального продукта на - 4,4-4,6%, объемов производства промышленной продукции на 5%, направлять на инвестиционные программы из республиканского бюджета соответственно по годам 200, 250 и 300 млн. рублей, ежегодно вводить 180 тыс. квадратных метров жилья, не менее 100 километров газопроводов, довести среднюю заработную плату до 3680 рублей.

И на сей раз, знакомясь с нашими планами на ближайшую перспективу, Сергей Кириенко показал свою высокую компетентность, умение вести деловой диалог и находить компромиссные решения, когда стороны занимают даже порой противоположные позиции.

Как развязали "тепловой" узел Дипломатические способности полпреда особенно ярко проявились при решении затянувшегося конфликта между ОАО "Мариэнерго" и администрацией города Йошкар-Олы, за которым многие усматривали не экономическую, а политическую подоплеку. Что же произошло на самом деле? По каким направлениям предстоит развиваться теплоэнергетике?

Положению в топливно-энергетическом комплексе посвящался доклад первого заместителя главы Правительства Николая Куклина. В частности, он четко обозначил позицию по использованию мощностей ТЭЦ-2. В настоящее время ее тепловой потенциал используется на 35%, генерирующий - до 60%. Причина - отсутствие загрузки тепловых мощностей. Чтобы развязать этот узел, нужно продолжать строительство магистрали М-7 и разводящих сетей, закончить эту работу к 2004 году. Экономический эффект очевиден: республика получит свою дешевую электроэнергию, будут закрыты 11 неэкономных котельных, выработка электроэнергии увеличится на 110 млн. квт/ч отпуск тепловой энергии - на 102 Гкал. И в дальнейшем столица смогла бы переключиться на ТЭЦ-2. А построив третью очередь ТЭЦ-2 и проведя реконструкцию ТЭЦ-1, предусматривающую увеличение генерирующих мощностей, республика могла бы в перспективе полностью обеспечить себя электроэнергией.

Однако эта схема не устраивала до последнего времени мэра Йошкар-Олы Владимира Таркова, поскольку ТЭЦ-1 является муниципальным предприятием, поставляющим тепло городу, но ее тарифы фактически в два раза выше, чем у ТЭЦ-2. Только на отопительный сезон из городского бюджета уходило более 220 млн. рублей. Вот и озадачил вопросом полпред мэра: неужели некуда потратить городу 100 млн. рублей, которые сэкономились бы при переходе на услуги более дешевого поставщика тепловой энергии? При этом выяснилось, что отпускные тарифы на тепло, поступающее от ТЭЦ-1, явно завышены. Поэтому было предложено создать комиссию и проревизировать затраты. Причем для объективной оценки решено пригласить независимых экспертов из округа.

Итогом обсуждения "теплового" вопроса стало подписание протокола между ОАО "Мариэнерго" и администрацией г.Йошкар-Олы. По нему отрегулированы вопросы взаиморасчетов, тарифных отношений, а также определены подходы к погашению задолженности за прошлые годы.

Поскольку погасить долги за два года нереально, Сергей Кириенко предложил проработать другие схемы реструктуризации, в том числе и за счет имущества, находящегося на балансе города. Вообще, как сообщил полпред, с нового года регулирование тарифов на тепловую энергию передается региональным комиссиям. Поэтому особую актуальность приобретает сейчас экономное расходование всех видов энергоресурсов. У нас уже действует программа энергосбережения и предпринимаются конкретные шаги по ее реализации. А в федеральном округе уже давно вычеркнули Марий Эл из списка территорий, вызывающих озабоченность по подготовке к зиме, подчеркнул полпред.

Каждый должен нести свой чемодан

Во время пребывания Сергея Кириенко в Марий Эл поднимались и вопросы межбюджетных отношений и разграничения полномочий между различными уровнями власти.

В докладе заместителя главы Правительства, министра финансов Евгения Рыжакова отмечалось, что за семь месяцев в консолидированный бюджет республики поступило 996,5 млн. рублей собственных доходов, что в 1,3 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. По этому показателю Марий Эл вышла на второе место в округе, уступив лишь Пензенской области. Положительно отозвавшись о проделанной работе, полпред посоветовал оценивать деятельность того или иного муниципального образования также по приросту собственных доходов и считать этот показатель одним из важнейших. Именно по нему будут судить о достижениях республики и в федеральном центре, определяя размер финансовой поддержки региону на очередной финансовый год. Поскольку финансовая помощь центра занимает в объеме доходов консолидированного бюджета 60%, то становится еще более очевидной необходимость совершенствования межбюджетных отношений. Как считает министр финансов, процедуры определения расходных потребностей бюджетополучателей еще несовершенны и непрозрачны.

В частности, он высказал пожелание федеральным органам власти провести инвентаризацию расходных полномочий федерального, регионального и местных бюджетов, установленных федеральным законодательством, и внести в них изменения и дополнения. Естественно, опять возник вопрос, как будут проводить государственную политику органы местного самоуправления, если субъект Федерации может лишь рекомендовать приоритеты муниципальным образованиям. В то же время именно на субъект ложится вся ответственность за выплату заработной платы, платы за топливно-энергетические ресурсы, социальные выплаты. Сегодня отсутствуют и государственные минимальные социальные стандарты и нормативы минимальной бюджетной обеспеченности. Пока законодательно не закреплена методика распределения средств из фондов финансовой помощи бюджетам субъектов РФ, ряд расходных направлений не обеспечен источниками финансирования. Нет в настоящее время в субъектах Федерации единой законодательной основы при формировании бюджетов на уровне "субъект Федерации - муниципальное образование". Каждый регион решает эти вопросы самостоятельно.

И здесь, понятно, неизбежны противоречия, недопонимание взаимных интересов. Так, мэр Йошкар-Олы Владимир Тарков до сих пор считает, что среднедушевое бюджетное обеспечение жителя столицы-донора незаконно занижено против среднереспубликанского показателя. Свою правоту он отстаивал в трех судебных инстанциях, его приглашали в Комитет Госдумы, но мнение его фактически не изменилось. Сергей Кириенко, выслушав мэра, предложил еще раз все пересчитать, чтобы не обвинять друг друга в предвзятости.

Останавливаясь на проблемах местного самоуправления, он, в частности, подчеркнул, что сейчас вовсе не идет речь об их упразднении и создании государственной вертикали власти до самых низов. Вопрос стоит в несколько иной плоскости: какие меры воздействия применять к тем главам муниципальных образований, если они плохо выполняют должностные обязанности? Критерии оценки их деятельности могут быть разными: чрезмерный дефицит бюджета, большая задолженность по зарплате, за энергоносители и т.д. В этом случае предполагается задействовать механизм внешнего наблюдения, когда все финансовые документы подписываются не только главой администрации, но и уполномоченным наблюдателем. Документ, регламентирующий порядок такого оперативного вмешательства, уже готовится по просьбе Президента РФ, сообщил Сергей Кириенко.

Критическая ситуация, требующая оперативного вмешательства, складывается, к примеру, в г.Волжске, который имеет огромные долги за энергоносители, здесь уже на протяжении нескольких месяцев нет горячей воды, подготовка систем жизнеобеспечения к зиме под угрозой срыва.

Вместо сенсаций - разумные рекомендации

Незадолго до своего приезда в Йошкар-Олу Сергей Кириенко встречался с послами Венгрии, Финляндии и Эстонии в России, чтобы лучше разобраться в процессах, происходящих в финно-угорском сообществе, куда входят также Марий Эл, Мордовия, Удмуртия и Коми-Пермяцкий национальный округ из Приволжского федерального округа.

Свое видение духовного возрождения марийского народа, развития его языка и культуры он изложил на встрече с представителями творческой интеллигенции в музее изобразительных искусств, с лидерами общественных организаций, на пресс-конференции для журналистов, во время пребывания в г.Козьмодемьянске, в личных беседах с гражданами. Такой широкий диапазон общения позволил ему не только получить официальную информацию по решению национальных вопросов, но и услышать общественное мнение. Чего греха таить, у определенной части оппозиционно настроенной интеллигенции было желание в начале года подогреть в республике национальные страсти, чтобы затем обвинить Президента Леонида Маркелова в неумении правильно вести национальную политику. Благо, руководство Марий Эл не поддалось на провокации, и делает все возможное прежде всего для улучшения уровня жизни людей, без чего невозможно развитие и духовное. Кстати, именно на экономическую составляющую дальнейшего культурного развития народа мари не раз обращал внимание и Сергей Кириенко. То есть сама национальная политика имеет вполне конкретное содержание. В этом перечне - издание учебников и методической литературы на марийском языке, газет, журналов, оснащение компьютерной техникой сельских школ и разработка специальных программ, подготовка учителей, культработников, других кадров. Слов нет, надо развивать национальные театры, поддерживать культурные центры народа мари за пределами республики, проводить различные научные симпозиумы и конференции, фестивали и т.д. А почему бы Йошкар-Оле не побороться за право называться столицей округа по этнотуризму?

Предложений поступает много, их следует только обобщить, и, учитывая мнение всех сторон, составить программу развития языка и культуры народа мари на перспективу. Правительство готово к конструктивному сотрудничеству, и уже в ближайшее время будет создан совет по национальной политике и культуре при Президенте республики, который станет координатором всей работы.

Заявили о своей готовности выделить часть средств под международные программы в рамках финно-угорского содружества и послы Венгрии, Финляндии и Эстонии. Обращаясь к полпреду, директор МарНИИ им.В.Васильева Александр Казимов попросил содействия в проведении III конгресса историков финно-угорских стран в 2003 году, а также Всемирного финно-угорского конгресса, намеченного на 2005-й. Йошкар-Ола по праву может стать центром финно-угорского содружества, поэтому мы рассчитываем на получение средств из федеральных источников. Затрагивая проблему изучения марийского языка, Сергей Кириенко подчеркнул, что вопрос очень тонкий и заставить заниматься языком в принудительном порядке нельзя. Это бы стало нарушением прав человека. Любовь к родному языку начинает прививаться прежде всего в семье.

Кстати, во время беседы полпреда с одним из пенсионеров тот пожаловался на то, что в марийском языке появилось немало нововведений, и он с трудом читает газеты. Ученый Александр Казимов по этому поводу заметил, что сотрудники МарНИИ, а также наших вузов тоже обеспокоены проблемами языка, и сейчас подготовлены ряд изданий по пунктуации и орфографии, топонимике, толковый словарь, работа в этом направлении продолжается. Язык - живой инструмент. Не будет языка - не будет культуры, а без этого нация потеряет свое лицо, самобытность.

Люди, которые встречались с Сергеем Владиленовичем на приеме по личным вопросам, в общем-то остались удовлетворенными беседой с ним. Решение одной жилищной пробелы требует даже обращения в Министерство обороны. У одной женщины тяжело болеет ребенок, требуется срочная платная операция. Ей тоже будет оказано необходимое содействие. Была и не совсем обычная просьба: создать в республике мини-зоопарк и театр зверей при нем. Нужны средства, возможно, по какой-то из федеральных программ. Идея заинтересовала полпреда, что тоже для начала немаловажно.

Во время поездки по Марий Эл Сергей Кириенко интересовался решением социальных проблем, посетил приют в Йошкар-Оле, которому будет оказана помощь в размере 1 млн. рублей и предоставлено новое помещение, сельскую школу в Оршанском районе, побывал на предприятиях, созданных на инвестиции, и с удовольствием отметил высокий уровень заработной платы работников. Он высоко оценил участие республики в пилотном проекте по единому государственному экзамену. Подробно ознакомившись с тем, над чем работает сейчас Правительство республики в социальной сфере, высказал пожелание рассчитаться в ближайшие месяцы по детским пособиям, серьезно поработать над вопросами содействия занятости населения, которые во многом связаны с начавшимся процессом оздоровления экономики.

По итогам прошедшего совещания с участием Сергея Кириенко принято решение, в котором определены совместные направления работы на ближайшую перспективу, имеющие межрегиональное значение и необходимые для дальнейшего созидательного развития республики Марий Эл.