Экономика

Жилищный комикс (Правда Севера)

Половина города не платит за коммунальные услуги. Почему? А денег нет...

В поморском городе Онега из 7500 семей почти 3500 не платят за коммунальные услуги. То есть половина горожан - должники. Большинство задолжало по городу по 500-700 рублей, 752 семьи - по 3 тысячи и больше. Но есть и те, чья задолженность коммунальщикам зашкаливает за 30-40 тысяч рублей! Общий долг населения местному комбинату коммунальных предприятий уже близится к 14 миллионам рублей. Городские руководители в прошлом году думали-думали и приняли жесткое решение: выселять злостных неплательщиков.

Сезон "охоты"

Первым делом в комбинате коммунальных предприятий составили полный список неплательщиков. Потом разослали всем грозные предупреждения о возможном выселении. Но на этом пришлось притормозить: выяснилось, что город не имеет переселенческого фонда, выселять некуда. Есть, правда, на окраине полуразвалившиеся 12-квартирные бараки, но чтобы хоть один из них привести в божеский вид, потребуется 3 миллиона рублей. Такие деньги местному коммунхозу и не снились. И что теперь делать? - Судиться невыгодно, - говорит Николай Шумилин, заместитель главного инженера комбината. - За каждый иск (а их могут быть сотни) нам придется платить госпошлину - 200-400 рублей. К тому же суд присуждает должнику выплачивать лишь небольшие проценты (20-50 рублей) из доходов, а долг в это время продолжает расти. Отключить неплательщика от отопления мы не можем по закону. Хотели снизить долги за счет оформления коммунальных субсидий - тоже не дало результата. Государство не может помогать неплатежеспособным квартиросъемщикам...

- Как не появиться должникам, когда ни в городе, ни в районе нет работы? - разворачивает разговор Петр Шемякин, председатель комитета по ЖКХ Онежской райадминистрации. - Гидролизный завод, который раньше кормил полгорода, дышит на ладан. На лесоповале платят от силы 4 тысячи в месяц, и то с задержками. 5600 семей (три четверти городского населения) считаются малоимущими.

И решили онежские чиновники не пугать людей выселением. Вместо этого предложили бедолагам самостоятельно решать долговую проблему путем... добровольного жилищного обмена. На деле это выглядит так: новый владелец благоустроенного жилья обязан оплатить все коммунальные долги прежнего квартиросъемщика. В городе официально зарегистрирован ряд обменов жилья между бедными и состоятельными. Таких, кто должен был по 50 тысяч и более, уже не осталось. На очереди 40- и 30- тысячники.

Мы негры, но только белые

Основная еда в семье Ольги Ануфриевой - суп из селедочных голов, дешевая жареная рыба. А на что покупать нормальную пищу, если вся семья кормится от "бомжовки" (получает пособие по безработице на бирже труда)?

- Жили мы в отличной двухкомнатной квартире, со всеми удобствами, в кирпичном доме, - вспоминает Ольга Федоровна. - Я работала воспитателем в детском садике, муж - пилоточем (специалистом по заточке пил на пилорамах). Растили двоих дочерей и сына. Заработка хватало на все. Потом муж остался без работы. Моих 1200 рублей еле-еле хватало на хлеб. А квартплату нам начисляли на пять взрослых и внука. И образовалась задолженность в 20 тысяч рублей. Пришлось оставить центр города и переехать в этот... Саш, - спрашивает Ольга у сына-школьника, - как нашу улицу-то называют?

- Нигерский квартал, - угрюмо бурчит Санька.

-... Да, в этот бомжатник, - находит Ольга определение новому месту жительства. - Новые хозяева обещали не только погасить наш долг по квартплате, но и доплатить наличными 100 тысяч рублей. А дали... только две. На следующий день после нашего отъезда соседи растащили весь запас дров. Сашку избили местные хулиганы. А потом мужа Юру забили до смерти. Как мне дальше жить? Не знаю...

У Ольги Ануфриевой дом, хоть и развалюха, но все-таки отдельный. А вот Валентина и Валерий Поспеловы с двумя малолетними сыновьями из новенькой двухкомнатной квартиры переселились в барак. Им тоже обещали погасить долг по квартплате 20 тысяч плюс доплатить 100 тысяч (двухкомнатная благоустроенная квартира в Онеге стоит от 300 до 500 тысяч), но... - не дали ни гроша. Надежда Дьячкова, задолжавшая местным коммунальщикам 7 тысяч рублей, после обмена благоустроенной двухкомнатной квартиры на нищенский барак, получила 70 тысяч рублей доплаты и купила подержанные "Жигули". (Местная шпана тут же угнала и разбила машину).

Пересказывать истории онежских "добровольных выселенцев" нет смысла - они примерно одинаковы. И поверить в них трудно. Но любой желающий улучшить свои жилищные условия может прийти к директору МУП "Онежский ККП" (так официально называется комбинат) Виталию Серову и попросить для ознакомления "Список должников" по квартплате. Вам тут же предъявят документ. Остается только выбрать подходящую жертву и обещать ей, что обмен будет выгодным. Полноценные договоры заключать тут почему-то не принято...

- Но мы строго следим за тем, чтобы в процессе обмена не ущемлялись права несовершеннолетних детей, - строго говорит Ольга Мызенко, председатель районной комиссии по социальной защите населения.

Если бы! В трех из четырех семей, переехавших из благоустроенных квартир в "бомжатники", на момент оформления документов оказались несовершеннолетние дети в возрасте до 16 лет.

- Такие факты мне известны, - не менее сурово парирует Мызенко.

- Да кто из наших чиновников думает о чужих детях? - спрашивает меня Илья Иконников, журналист местной газеты. - Есть долг населения местным коммунальщикам - почти 14 миллионов рублей. Его надо погасить, и для этого все средства хороши. Тарифы-то растут как на дрожжах. Сейчас многие онежане начинают подумывать о том, чтобы перебраться из благоустроенных квартир в частные дома с печным отоплением. Но ведь и кубометр дров у нас стоит 500-700 рублей. Куда подаваться дальше - в монастырь?

Коммунальный рай

Ну, допустим, все онежские должники переселятся в трущобы - исчезнут ли долги по квартплате?

Цены на тепло поделили Онегу как бы на два лагеря. Почти 90 процентов населения райцентра обогревает мощная ТЭЦ гидролизного завода. Она берет по 16 рублей 50 копеек с каждого квадратного метра жилья. Остальные 10 процентов отапливают 12 крошечных котельных МУП "Онежский ККП". Они дерут со своих клиентов уже по 46 рублей 26 копеек за обогрев каждого жилого "квадрата". Тех, кто греется от ТЭЦ, в Онеге называют "белыми", а клиентов котельных - "черными". Если гидролизники, по словам заместителя генерального директора завода Александра Дойкова, постоянно снижают себестоимость тепла, то муниципальные истопники, наоборот, взвинчивают тарифы. В конце марта, например, руководители комбината, надеясь вытащить свое предприятие из долгов, решили цену за пользованием водой и канализацией поднять примерно в 3,5 раза. Вышестоящая организация - областной департамент по тарифам и ценам - эти тарифы "срезала". Да так, что предприятие снова стало убыточным. Но, может, онежские специалисты цены срисовали с потолка?

- Нет, в Онеге посчитали правильно, - говорит Елена Трескина, начальник отдела ценообразования департамента по тарифам администрации Архангельской области.

- Тогда почему же вы не приняли их расчеты? - спрашиваю.

- А пусть подают в суд, - ответила Елена Викторовна. - У нас в области все коммунальные предприятия убыточны.

- Мы могли бы удешевить производство тепла, - размышляет уже знакомый нам Петр Шемякин. - Для этого надо купить котельную, которая работает не на угле по 1300 рублей за тонну, а на почти бесплатной древесной коре и опилках. Но где взять 17 миллионов рублей?

Короче, понял я, у неплательщиков из долговой ямы один путь - в городские трущобы. Но и тут, оказывается, надо платить за коммунальные услуги. В семью Поспеловых, у которых в бараке давно не действует канализация, нет водопровода, регулярно приходят счета за пользование этими "удобствами". В Онеге вообще более 60 процентов домов нуждаются в капитальном ремонте, но владельцев квартир заставляют платить немалые деньги за якобы оказанные услуги. И в итоге вынуждают переселяться в давно заброшенную деревню Пивка (по соседству с кладбищем). Другого выхода местные власти не видят.

Проверка готовности (Нарьяна вындер)

Темпы подготовки к отопительному сезону в регионах стали главной темой селекторного совещания Министерства регионального развития РФ, которое состоялось вчера.

На прямую связь с Москвой вышли Корякский автономный округ, Бурятия, Алтайский край, Республика Адыгея, а также Ивановская, Кировская и Иркутская области. От Ненецкого округа участие в совещании приняли Виктор Бурлака, начальник Управления транспорта, промышленности, связи и ЖКХ администрации НАО и Александр Лутовинов, заместитель главы Нарьян-Мара, руководители хоз. служб города.

Как заявил Владимир Яковлев, вызывают опасение темпы подготовки к зиме в Бурятии, Калмыкии, Карачаево-Черкессии, Псковской, Амурской, Сахалинской и ряде других территорий. Отставания от планов и графиков допущены в Иркутской области и Корякском автономном округе. В пример же были поставлены Ханты-Мансийский автономный округ и Липецкая область. Итоги подготовки страны к осенне-зимнему периоду Правительство РФ намерено рассмотреть в сентябре.

Москва намерена оказывать финансовую помощь под конкретные проекты ЖКХ тем регионам, которые активно работают в этой сфере. Также глава Минрегиона отметил, что постоянно растущая кредиторская и дебиторская задолженность коммунальных предприятий регионов не дает правительству запустить закон о финансовом оздоровлении жилищно-коммунальной отрасли.

Ненецкий автономный округ участие в совещании принял в качестве слушателя. Итоги освоения северного завоза по НАО будут рассмотрены позже. Как заявил Виктор Бурлака, в Ненецком округе северный завоз планируют завершить в первой половине сентября. Сегодня в округ от запланированных объемов завезено 72% дизтоплива и 28% угля. По поставкам твердого топлива отставание будет устранено до конца августа.

С 18 по 23 августа шахты Воркуты отгрузят для НАО 7100 тонн угля, это 117 вагонов. До конца месяца по графику поставки в Ненецкий округ должны завезти оставшиеся 13 тысяч тонн твердого топлива. В настоящее время на подходе 60 тонн бензина для сел Несь и Ома. Дровами жители НАО обеспечены на 47%, позавчера этим видом топлива обеспечили Великовисочное.

Объекты энергетики и ЖКХ в этом году готовятся к зиме несколько меньшими темпами, чем в 2004-м. Объясняется это затянувшимся в 2005 году отопительным сезоном. Если год назад теплоэнергетику отключили в начале лета, то нынче отопительный сезон закончился только 26 июня. В результате сроки ремонта теплотрасс были перенесены.

Александр Лутовинов оценил ситуацию с подготовкой к зиме в Нарьян-Маре, как оптимистичную. Параллельно с началом отопительного сезона, который обычно начинается в НАО в первой декаде сентября, до 1 ноября будут продолжены ремонтные работы теплосетей. Котельные город намерен ремонтировать по октябрь включительно.

Город, которого нет (Правда Северо-Запада)

И не будет. В Архангельске разработают несостоятельный Генплан

Ну нет его, хоть ты дерись!

2002-й год. Главный архитектор города Геннадий Калиненков говорит о том, что "Архангельск живёт и развивается по безнадёжно устаревшему Генплану 1983 года". Мэрия объявляет тендер на разработку нового градостроительного документа города. Народу обещают, что к 2005-му году Архангельск получит "согласованный Генплан и необходимую нормативно-правовую основу для застройки областного центра". "Ага, ЩАС", - подумал я тогда. Прошло три года: Опасения подтвердились. "Ну нет его", - скажут вам в администрации области. По слухам, при слове "генплан" у чиновников управления архитектуры и градостроительства мэрии начинается истерика. А любой уважающий себя архитектор, услышав словосочетание "Генплан Архангельска", закатит глаза и будет долго плеваться...

"Алло, управление архитектуры и градостроительства? Могу я узнать о новом Генплане Архангельска?" В трубке послышалась возня, сдавленные крики. Кто-то истерически засмеялся. Потом всё замолкло:

Надежда умирает последней

Недавно стали появляться обнадёживающие сообщения о том, что новый Генплан у Архангельска всё же будет. Но только к 2007-му году, если верить словам главного архитектора города Евгения Бастрыкина. Раньше невозможно, так как в городе нет соответствующих специалистов (архитектурно-планировочное бюро Архангельскгражданпроекта недавно благополучно скончалось). Да вообще уже поздно - город загажен. Исполнение Генплана образца 1983-го года стало невозможным, потому что исчезла страна, в которой он готовился. Не появилось нового Генплана и в 1995-м, и даже десять лет спустя - в 2005-м году, хотя работы должны были начаться ещё три года назад. Не начались. И вот почему.

Евгений Бастрыкин, главный архитектор Архангельска:

"Я первый отговаривал Геннадия Калиненкова создавать новый Генплан. У нас на тот момент не было никаких данных, никакой статистики. Например, прогноза по населению. Для Генплана это - определяющий параметр. Сейчас эти данные есть, и новый план развития города должен быть готов года через полтора-два".

"Ещё два года анархии:" - подумал я. Не разделяете моего пессимизма, уважаемые читатели? Погодите, вот когда во дворе вашего дома, на месте, где играли ваши дети, начнут строить гаражный комплекс, супермаркет или забегаловку, тогда: Но тогда уже будет поздно.

Достаём Генплан и чиновников

Чтобы говорить о Генплане, надо иметь о нём информацию, а лучше - иметь сам Генплан. Итак: Вооружившись фотоаппаратом, идём в управление архитектуры и градостроительства мэрии знакомиться с главным градостроительным документом города. Как бы не так: Несколько безуспешных походов в мэрию, несколько бесплодных попыток связаться с главным архитектором города. Увы, он всегда занят. Застать Евгения Бастрыкина в кабинете удалось лишь однажды, да секретарша не пустила. На все увещевания следовала чиновничья реплика: "По всем вопросам - в отдел по связям со СМИ!". С главным архитектором я всё же поговорил - правда, по телефону. Но в ходе этого разговора выяснилось, что Генплан Архангельска 1983 года - СЕКРЕТЕН! То есть находится под грифом "С" (создавался-то он в советские годы, во время холодной войны). Никто, кроме работников управления архитектуры и градостроительства, имеющих допуск, не может увидеть секретный документ (который пылится в кабинете под охраной "архивной бабушки"). Бред. Абсолютный бред. Простой человек ознакомиться с Генпланом не имеет права: это для привилегированных только. Между тем, согласно ст. 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации, граждане имеют право получать "достоверные и полные сведения о планировании и осуществлении градостроительной политики" в своём городе. Явное нарушение прав человека. Но наши хвалёные правозащитники в характеристике колеблются.

Надежда Ахраменко - уполномоченный по правам человека в Архангельской области:

"В данном случае я затрудняюсь с ответом, поскольку в России есть закон о гостайне".

Для примера: Генплан Ярославля можно спокойно найти в интернете. А Генплан Беслана вообще выставлен на всеобщее обозрение в городском парке. Непонятно, ОТ КОГО прячут главный градостроительный документ Архангельска? От "вероятного противника", что ли? Но ведь есть спутники, современные средства слежения и т. п. Генплан прячут не от американской военщины, а от простых людей! От нас с вами, уважаемые читатели.

Хотели, как лучше:

Итак, Генплан секретен. Но нам удалось получить кое-какую информацию по этому документу. Приоткроем же завесу секретности:

Архангельск 2005-го советские планировщики представляли городом с населением в 500- 550 тысяч человек. Городом, полноценным в плане социально-бытовых условий, городом, где всё под рукой, городом, который не давит на психику человека: как, например, Кишинёв, Тольятти, Душанбе: Чувствуете масштабы? Будущий Архангельск должен был стать именно УДОБНЫМ для горожан, "оптимальным городом". С современной инфраструктурой, хорошими дорогами и шестью миллионами кв. метров нового жилья. Основную массу жилых зданий (12-ти и 16- этажных, кстати) планировалось построить в Октябрьском, Ломоносовском и Соломбальском округах, уплотняя уже имеющуюся застройку. Другой вариант предусматривал создание Завокзального района. Дальнейшее развитие должны были получить Исакогорка и Маймакса. Одним из самых массовых мест отдыха горожан хотели сделать остров Краснофлотский. Параллельно Ленинградскому проспекту запланирован Московский - он протянулся бы сегодня аж до улицы Воронина. Новгородский проспект стал бы пешеходной улицей и обзавёлся бульваром, а на пересечении его с Воскресенской должен был вырасти огромный концертный зал. На углу Поморской и проспекта Обводный канал планировалось построить торговый центр. Проспекты Троицкий и Ломоносова должны были расширить, а основной транспортный поток направить по расширенной Объездной дороге:

Генплан 83-го года выполнен процентов на восемь. И вот нам хотят, извините, впендюрить новый. Напеть песен про светлое будущее Архангельска:

Back in USSR?

В Советском Союзе очень любили планировать. Создавались планы развития фабрик, заводов, страны: Планировали, разумеется, и дальнейшее развитие городов. До чего в итоге допланировались, все отлично знают. Но вернёмся к нашим баранам. Точнее, к нашим Генпланам: Прежде чем проектировать главный градостроительный документ города, надо очень серьёзно подумать, будет ли он жизненным. Сегодня большинство архитекторов сходятся во мнении, что Генеральные планы развития городов - в целом пережиток социалистических времён, атавизм советского периода: Они просто устарели как градостроительная концепция. Все предыдущие Генпланы выполнялись в среднем не более чем на 10-15 процентов. С их помощью можно лишь задать направление, не более: Так что если такая политика устраивает, то, пожалуйста, давайте будем браться за новый Генплан. Который, напомню, рассчитывается в среднем на 20-25 лет. То есть на четверть века. А как за это время шагнёт прогресс? Какова будет демографическая ситуация? Что будет с российской экономикой и с Россией? В сегодняшних условиях невозможно планировать более чем на пять лет. А поэтому разработка ещё одного Генплана вызывает сомнения относительно компетентности архитекторов города. И эти сомнения небезосновательны: очевидна зависимость архитекторов от заказчика, то есть от денег. Дошло до того, что должность начальника управления архитектуры и градостроительства мэрии (тот, от кого зависит выделение участков) стала важнее должности главного архитектора.

Куда идти?

Россия переходит сейчас (или пытается перейти) на новый уровень развития. А значит, пора переходить на новый уровень и в градостроительстве. Для этого было бы неплохо обратиться к западному опыту. И, в частности, опыту США. Например, в Чикаго даже нет главного архитектора. И никаких Генпланов. Зато есть чёткая и внятная градостроительная политика, регулируемая законом. Поэтому уверен, что Архангельску нужен не столько Генплан, сколько эта самая градостроительная политика. А ещё - принципиальность главного архитектора и ответственность первого лица, от которого всё зависит. И, конечно, активность горожан, которая в своё время спасла от уничтожения памятники деревянного Архангельска. Теперь архитектурное наследие (вернее, его остатки) снова нуждаются в помощи народа. Где ты, общественность?

Образование

В морях твои дороги (Рыбак Севера)

Как в наших архангельских мореходках прошел прием на очередной учебный год?

Об этом говорит начальник Архангельского мореходного училища имени капитана Воронина Михаил Павлович Порошин.

- Государственная комиссия утвердила прием на бюджетной основе на первый курс 128 человек. Это четыре группы курсантов по 30 человек, закончивших 9 и 11 классы, они будут обучаться специальностям судоводителя и судомеханика. Дополнительно к ним мы приняли 8 человек на место выбывших в группу электромехаников второго курса. Если сравнивать с прошлогодними данными, то год назад конкурс составлял два человека на место, сейчас у нас на 72 заявления больше. Как видим, флотские специальности остаются привлекательными для молодых людей. Можем из числа абитуриентов выбирать лучших. Мы рады, что среди поступающих увеличилось количество ребят, приезжающих из области. Адреса самые разные - Шенкурск, Няндома, Вельск, Красноборск. Само собой разумеющееся - поморские села. Но согласно сделанному нами опросу, источник информации о мореходке - родственники, друзья. Никто из абитуриентов не назвал ни газеты, ни радио, ни телевидение, хотя мы достаточно широко рекламировали учебу в АМУ в районах области. Даже были направлены письма- обращения в сто школ Северо-Запада. В будущем мы намерены привлечь к распространению информации о нашем учебном заведении районные и городские бюро занятости.

Кроме тех, кто сегодня нашел себя в списках принятых на учебу, мы намерены принять две группы будущих судоводителей на базе 11 классов на платной основе. Выпускники школ, не прошедшие по конкурсу или не участвовавшие в нем, могут до конца августа стать нашими курсантами. Стоимость обучения за год 16 тысяч рублей. В этом случае родители должны потратиться на обмундирование и питание сына. Будущим курсантам, полагаю, будет интересно узнать, что к январю 2006 года завершится присоединение мореходного училища имени капитана Воронина к Санкт- Петербургской морской академии. Мы станем филиалом МГА имени адмирала Макарова. То есть учащиеся смогут получить среднее специальное образование, а затем и высшее. Программа плавного перехода для получения специальности инженера- судоводителя или инженера-судомеханика находится в процессе обсуждения. По нашим расчетам, время от первокурсника АМУ до выпускника МГА займет 7,5 лет. Но и закончив среднюю мореходку, наши выпускники получат дипломы международного образца, смогут работать в качестве вахтенных судоводителей и механиков на любых судах под любым флагом.

Важным для программы обучения в нашем училище считается морская плавательская практика. Курсант за годы обучения должен не менее 12 месяцев находиться на судне, на рабочем месте осваивать профессию, на море подкреплять свои теоретические знания. Как правило, наши курсанты успевают набрать и плавательский ценз и, выходя из стен училища, получают рабочий диплом и другие сертификаты, требуемые Международной конвенцией по дипломированию моряков.

Сравнивая с прошлым годом, хочу сказать, что отношение к нашим курсантам у компаний-судовладельцев в корне переменилось. Сегодня проблемы с направлением на суда нет.

К слову сказать, нынешние выпускники - 28 судоводителей и 24 механика, - получив дипломы, уже устроились на работу на транспортном флоте.

О том, как сегодня живет учебное заведение, готовящее рядовой состав для флота, рассказывает директор морского профессионального лицея N 9 имени Орешкова Виктор Михайлович Туинцев:

- Наше учебное заведение - государственное учреждение начального профессионального образования. Основной набор курсантов мы ведем из числа выпускников школ на базе 9 классов - две группы поваров и по одной группе - механики, судоводители, судостроители. Всего 154 человека. А также одну группу механиков из закончивших 11 классов школы. Всего должны принять 180 человек. Департамент образования области устанавливает нам план приема, поскольку в нынешнем году мы финансируемся из областного бюджета. В настоящее время прием учащихся подходит к концу. По абитуриентам, поступающим на базе 9 классов, мы определились еще 6 июля. Выпускники школ дружно принесли заявления, прошли медицинскую комиссию, сдали тестирование. Списки о зачислении первокурсников уже готовы.

Группа механиков, обучающихся на базе 11 классов, набрана на две трети, предстоит принять еще 10 человек. Как раз они сейчас к нам и приходят - ребята постарше, они дольше решают: куда пойти учиться, у некоторых с поступлением в институт не получилось. Так или иначе, мы предполагаем к концу августа набор закончить. Проблем с приемом на учебу мы, признаюсь, не ощущали никогда. Кроме того, имеем лицензию на право преподавания специальности на уровне среднего профессионального образования. Отделение - технология общественного питания. Эта единственная группа платная. Стоимость обучения 13 тысяч.

На первом курсе наши учителя дают лекции в объеме средней школы. Студенты одновременно получают профессиональные навыки по специальности. По истечении двух лет учебы они получают профессию первой ступени - повар, матрос, судокорпусник. Практика учащихся проходит в мастерских лицея или на предприятиях города. На третьем курсе они не только углубляют свои знания, но и приобретают вторую профессию. Так, к примеру, судоводители проходят курс обучения по специальности "Спасатель МЧС". Областное управление ГО и ЧС помогает нам в этом собственной материальной базой. На практику наши ребята отправлялись на Соловки в составе отряда спасателей. Есть намерение в будущем формировать такие отряды из выпуск-ников нашего лицея.

К окончанию лицея наши учащиеся на отделении судостроителей должны быть профессиональными судокорпусниками, газоэлектросварщиками, токарями. Промышленность уже сегодня испытывает их нехватку. И по мере возможностей мы из вчерашних мальчишек делаем специалистов. Но процесс обучения требует значительных материальных затрат. Закупить инструмент, материалы - все это требует денег. И если раньше нам помогали промышленные предприятия, то сегодня многие из них "на боку". Другие, благополучные, финансировать учебу своих будущих работников попросту не хотят, объясняют - налоги мы платим. В наших мастерских оборудование есть, но, к примеру, станкам уже более 40 лет, возраст сварочной техники приближается к 30-ти. Приобрести новое и качественное оборудование нам не по силам - простенький токарный станок стоит около полумиллиона рублей.

Мы пытались решить эту проблему, направляя наших учащихся на практику на предприятия. Очень жаль, но в нашем регионе высокотехнологичных предприятий ( кроме "Севмаша" и "Звездочки", где практикуются свои студенты) нет. Совместной работы с одним из прогрессирующих предприятием - Соломбаль-ским механическим заводом - у нас не получилось. Предполагали воспользоваться дуальной системой: теория в учебном заведении, практика на заводе. Но в условиях промышленного производства предприниматель заинтересован в выпуске продукции. Крутить станки вхолостую ему невыгодно. И еще остается риск, что студент, не дай бог, что-то сломает. Остается вспоминать о прежней хорошо отработанной системе профессионального обучения. Ребята учатся здесь, а научившись, будут давать продукцию.

Я уже упоминал о том, что нас перевели на финансирование из областного бюджета. На первый взгляд это хуже. Область раньше не работала с нами. Федеральный бюджет давал деньги - тратьте. Сегодня областная администрация готова давать средства на подготовку тех, в ком, по их мнению, есть потребность. Департамент образования в этом только начинает разбираться. В данном случае у нас хорошая перспектива. К нашему мнению тоже прислушиваются. Област-ное Собрание рассматривало вопрос о функционировании в регионе начального образования. И наши законодатели в эти проблемы вникают глубоко. Один из результатов - речное училище N 40, расположенное в поселке Затон, перешло под наше крыло. В течение нынешнего года мы будем переводить всю материальную базу в Соломбалу.

Общество

Транспортная война Архангельска (МК в Архангельске)

Казалось бы, рынок пассажирских транспортных услуг Архангельска давно поделен и стабилизирован. Но это впечатление обманчиво.

Наметанный взгляд профессионала сразу подмечает хаотичность перемещения автобусов. Ни намека на график. Номера маршрутов зачастую являются лишь оптическим обманом. От количества используемых моделей автобусов и маршруток пестрит в глазах.

О физическом состоянии водителей зачастую не подозревают они сами. Среди архангельских номеров мелькают выданные в Ярославле и Вологде. Эти на подработке в выходные. Тут же идет вахтовый автобус одной из строительных фирм. Водитель решил подкалымить, выставив на борту номер популярного маршрута.

Частные предприниматели, на свой страх и риск купившие автобусы, но не сумевшие выиграть конкурс на маршрут, наплевав на правила, вывели свои машины на улицы. Всеобщий бардак, рай для желающих заработать. Рентабельность до 100%. Кажется, и население довольно. Автобус к остановке подходит каждые 30 секунд.

Но вот обратная сторона этой медали. Количество ДТП с участием автобусов в Архангельске увеличивается с каждым годом. Улицы и остановки не справляются с наплывом такого количества машин. Даже ликвидация трамвайных путей только отчасти улучшила обстановку, создав при этом сложности иного порядка.

Отсутствие утвержденной единой маршрутной сети не позволяет организовать единые правила перевозки. Нет единых тарифов, проездных билетов. Невозможно проведение общегородских социальных программ. А уж вопросы экологии вообще на задворках, хотя иногда в СМИ проскальзывают материалы о сбросах, например, в Юрос "отработки" неустановленными автопредприятиями.

Нелегальное предпринимательство в таком опасном для общества бизнесе, как пассажирские автоперевозки, является безусловным злом.

Но беда в том, что недалеко от нелегальных ушли и так называемые легальные автопредприятия.

Например, практически ни в одном из них не существует стабильного коллектива водителей. Трудовые договоры либо вообще не заключаются, либо заключаются формально. Выдача зарплаты в конвертах экономят хозяину налоги, лишая при этом работников социальной защищенности.

В чем же тогда заключается "общественный интерес", который призваны защищать местные органы власти?

Громогласные заявления нового мэра о желании навести порядок заставили напрячься местных транспортных олигархов. Усугубляет ситуацию банкротство муниципальных транспортных предприятий, совокупный долг которых кредиторам достигает 500 миллионов рублей. Это вам не бани, долги которых решено было оплатить из муниципального бюджета.

Летнее отпускное затишье грозит превратиться по осени в безжалостную транспортную войну. Велико искушение власть предержащих "втихую" решить вопросы в начальственных кабинетах. При этом тактика бюрократов-чиновников обогащается опытом стратегии коммерческой деятельности.

Реальным и близким кажется кулуарное решение. Забывается наличие грамотных противников, имеющих положительный опыт арбитражных судов, и их представителей в депутатском корпусе всех уровней.

Единственным реальным шансом являются жесткие административные действия в совокупности с материальным, финансовым, трудовым и политическим ресурсами, но в рамках действующего законодательства. Действия прямые и открытые. Они должны сопровождаться разъяснительной работой среди населения. Их грамотность необходимо будет доказывать в многочисленных неизбежных судах.

Это тяжелый и кропотливый труд по реализации программ, которые еще необходимо создать.

Опыт работы в этом секторе городской инфраструктуры г. Северодвинска позволяет проводить некоторые аналогии. Даже в более благоприятных северодвинских условиях одновременно в работе ПАТП находится до 30 проектов.

Хочется пожелать мэру Архангельска Александру Донскому успехов в решении этих, безусловно, животрепещущих вопросов.

Множество нюансов опущено по причине их специфичности, не понятной непрофессионалам.

Справедливости ради надо сказать, что такой бардак не только в Архангельске, но и в других областных центрах России. Разваливали отрасль в государственных масштабах, а восстанавливать придется каждому в отдельности. Ведь по действующему закону "О муниципальных образованиях" именно местные власти отвечают теперь за транспортное обслуживание населения.