История

Первыми участниками процесса появления новой кондитерской компании задолго до ее официального создания стали европейская компания Baring Privat Equity, когда-то привлекавшая западный капитал для строительства железных дорог в дореволюционной России, и космонавт Алексей Леонов, занимающий должность президента компании Vostok Capital. В начале 1990-х эти две фирмы выступили спонсорами компании Baring Vostok - первой частной российской компании, управляющей прямыми инвестициями. В 1994 году Baring Vostok вложила 160 млн. долл. в организацию фонда прямых инвестиций "Нис" (First NIS Fund), являющегося сейчас владельцем контрольного пакета акций кондитерских фабрик "Конфи" (Екатеринбург), "Волжанка" (Ульяновск), "Заря" (Казань). К 1996 году фонд "Нис" вложил деньги в нефтяные компании "Сиданко", "Славнефть", "Черногорнефть", телекоммуникационные компании "Вымпелком" и GTS. Однако руководство фонда решило создать и новую крупную структуру в сфере пищевой промышленности. Было принято решение о создании кондитерского холдинга "СладКо", в который после детального изучения рынка вошли три крупных региональных производителя - "Волжанка", "Заря" и "Конфи" - фабрики, входящие в десятку крупнейших российских производителей. Покупка контрольных пакетов акций стоила фонду "Нис" 20 млн. долл. Еще в 26 млн. долл. обошлись реструктуризация и обновление оборудования фабрик. Кроме того, привлекательным для инвесторов было и то, что все три предприятия не имеют долгов. Таким образом, на кондитерский рынок вышел производитель, работающий по традиционным российским рецептурам, производящий максимально широкий ассортимент сладостей. Кроме того, объединение намерено создавать национальные кондитерские марки, как это делают западные конкуренты, расширять сеть своих дистрибьюторов и оказывать им рекламную поддержку.

В период подготовки к официальному созданию объединения были закуплены новые линии по переработке какао-бобов, замесу теста, производству карамелей "Раковая шейка" и "Гусиные лапки", вафельных батончиков, а также оборудование по выпуску плиточного шоколада с крупными добавками. В ассортименте фабрик, вошедших в состав объединения "СладКо", практически все виды кондитерских изделий, произведенных в том числе и по оригинальным рецептурам.

Трехлетний план развития кондитерского объединения "СладКо" предусматривает превращение компании во второго по значению производителя России с долей рынка 8-10% при использовании мощностей трех кондитерских фабрик.

Расширение рынка - одна из первоочередных задач для любого предприятия, освоившего близлежащие регионы и имеющего налаженный экспортный механизм и конкурентоспособную продукцию. Кондитерское объединение "СладКо", в сравнении с российскими конкурентами, благодаря собственной бизнес-стратегии на кондитерском рынке имеет достаточно высокие шансы при освоении новых территорий. В ближайших планах "СладКо" - экспансия как на российском рынке кондитерских изделий, так и на рынках ближнего зарубежья.

"СладКо" в своей экспансии на новые рынки уходит от общей проблемы российской "кондитерки" - продажи через сеть фирменных магазинов. Торговое заведение привлекает гораздо больше покупателей, если предлагает товар разных производителей, считают менеджеры объединения. Только тогда покупатель имеет возможность выбрать, и только так производители имеют возможность по-настоящему конкурировать между собой. Кроме того, предприятия, входящие в состав объединения "СладКо", имеют основное конкурентное преимущество перед иностранными производителями: они лучше знают предпочтения потребителя и предлагают именно ту продукцию, к которой он привык. Причем некоторые изделия не имеют западных аналогов. Например, мягкие конфеты с помадными начинками, глазированные шоколадом или глазурью.

В настоящий момент "СладКо" начинает формирование дистрибьюторской сети на юге Казахстана, Киргизии и в Узбекистане. Это объясняется желанием руководства объединения существенно увеличить обороты и уже к концу текущего года довести их до 136 млн. долл. и выйти на проектную мощность 110 тыс. тонн в год. Средняя Азия с традициями "чайных столов" и формирующимся рынком рассматривается как регион с большими возможностями для развития бизнеса кондитерского объединения.

Цифры

В 2000 году фабрики, сегодня объединенные в кондитерский холдинг "СладКо", произвели и продали около 86 тыс. тонн кондитерской продукции на сумму более 110 млн. долл. Причем рост объемов производства в результате формирования на всех трех фабриках команды менеджеров составил 8%. Планы на 2001 год предусматривали производство и продажу 99,5 тыс. тонн кондитерских изделий на сумму свыше 136 млн. долл. Но в итоге получилось немного меньше. В 2001 году было продано 92,5 тыс. тонн кондитерских изделий, что на 8,3% процента больше, чем в 2000 году. При этом объем реализации по сравнению с 2000 годом вырос на 16,7% и составил 134 млн долларов (с учетом НДС). По объему продаж за 2001 год объединение вышло на 2-е место на рынке карамели и мучнистых изделий (печенье и вафли) после концерна "Бабаевский" и "Большевика" соответственно. Но наиболее существенных результатов "СладКо" добилось в самой "тяжелой" и рентабельной части кондитерского рынка - шоколадных изделиях. Так, если в марте 2001 г. доля объединения по всему шоколадному сектору оценивалась в 5%, то по итогам года она составила 5,8%. А в сегменте шоколадных конфет, где "СладКо" принадлежит 8% рынка по развесным конфетам и 8,7% по конфетам в коробках, компания потеснила "Красный Октябрь", заняв четвертую позицию по продажам коробочной продукции. В 2002 году "СладКо" рассчитывает довести свою долю в этих сегментах рынка до 10%.

Объем продаж ОАО "Кондитерское объединение "СладКо" за I квартал 2002 года превысил показатели аналогичного периода 2001 года на 20,6% и составил 961,3 млн руб.