Вячеслав Александрович, прошло почти два года после Вашего поражения на выборах президента Марий Эл. На них уже можно взглянуть со стороны. В связи с этим два вопроса: как Вы оцениваете ход прошедших выборов? Использовался ли в предвыборной кампании административный ресурс? Будете ли Вы бороться на следующих выборах за пост президента республики?

Сразу же замечу, что административный ресурс во время выборов президента РМЭ мною не использовался. Против меня - да! Судите сами: первоначально выборы президента РМЭ были совмещены с выборами депутатов Государственного Собрания РМЭ и назначены на 3 октября 1999 года. Не буду скрывать, что к этому моменту ситуация в республике была стабильной. Начавшаяся предвыборная кампания проходила в рамках закона. Даже по сей день большинство моих оппонентов уверено в том, что если бы выборы состоялись 3 октября, моя победа была бы безоговорочной. Но, прислушавшись к просьбам округа, я принял решение провести выборы в декабре, то есть ровно через 4 года с момента моего избрания президентом республики. И вот с этого момента ситуация была взорвана руководством Приволжского федерального округа - началась откровенная травля Кислицына. Постоянные визиты Валентина Степанкова, заказные материалы в центральной прессе, попытка снятия меня с выборов через суд... Так что, я не могу говорить о том, что выборы прошли с соблюдением всех норм закона. И именно это стало причиной моего проигрыша во втором туре.

Я не хочу ничего загадывать. Говорят - время лучший судья и помощник, оно и определит, буду ли я выставлять свою кандидатуру на следующих выборах президента республики. И в любом случае я не собираюсь стоять в стороне от политической жизни Республики. Здесь за меня многократно голосовали сотни тысяч избирателей и значит они доверяют мне представлять их интересы. Я должен укреплять и оправдывать это доверие.

Состоите ли Вы в какой-либо политической партии или организации? Какие партии присутствуют в политической жизни региона, каковы их возможности?

Сегодня в республике довольно большое количество партий и движений. Число их неуклонно растет, и связано это, в первую очередь, с грядущими выборами в Государственную Думу РФ. Что же касается их возможностей, то, на мой взгляд, они весьма невелики... Судите сами: председатель республиканского политсовета нынешней "партии власти" "Единая Россия", депутат Госдумы РФ Сергей Житинкин в своем интервью газете "Марийская правда" прямо говорит о том, что "отношение у электората республики к избирательному блоку "Единство" изменилось. И произошло это по одной простой причине - мы еще мало сделали в интересах граждан, наша деятельность не была видна людям". Нужно ли еще что-то добавлять?

Да и в российском масштабе сегодня ни одна из существующих и вновь создающихся партий не может предложить лидера, способного объединить людей, заставить их действовать во имя общей цели, во благо России. И это основная причина того, что я не состою ни в одной партии или организации.

Существует противоречие: Кириенко за избираемость глав муниципальных образований, а Маркелов за назначаемость. Каково Ваше мнение?

Начнем с того, что не Кириенко за избираемость, а Конституция РФ определяет выборность глав муниципальных образований. И Кириенко как представитель президента РФ не может и не должен говорить что-либо, подрывающее политическое и государственное устройство страны. Думать по- другому - да, говорить - нет. А что по этому вопросу действительно думает Сергей Владиленович, знает только он сам. Я же, как и большинство действующих или бывших глав субъектов федерации, выступаю за назначаемость глав. Это не значит, что главы муниципалитетов станут полностью зависимы от президента или губернатора, способов давления на них предостаточно и сейчас. Самый действенный - регулирование финансовых потоков, что, кстати, и происходит с рядом муниципальных образований Марий Эл. Но страдают-то люди!

Мое же мнение - главы должны назначаться, поскольку это повысит их ответственность. Сегодня же они, избираются на 4 года, и по существу - ответственность перед избирателями нулевая, президенту или губернатору они не подчиняются... То есть, 4 года можно получать приличную зарплату, ездить на персональной машине, выступать на митингах и торжественных собраниях, а что же до реальных дел, то о них можно и забыть.

Национальная политика в регионе - что это такое? МарНИИ в июне 2001 года был проведен опрос, и более 40% респондентов указали, что их притесняют по национальному признаку. Что происходит в республике? Не стоим ли мы на пороге межнационального конфликта в некогда спокойной Марий Эл?

Национальная политика - это постоянное глубокое изучение менталитета каждой национальности и постоянное совершенствующаяся система компромиссов между лидерами национальных движений и государственной властью. Межнациональная рознь самое страшное, что может быть в политической жизни. Она, если вспыхивает, ее не затушишь веками! Поэтому мой лозунг "Стабильность национальных отношений любой ценой". Именно так. За то, чтобы никто не чувствовал себя человеком второго сорта по национальному признаку я готов обсуждать любые условия и даже иногда удовлетворять чьи-то личные амбиции, только чтобы национальная рознь не вспыхнула. А на сегодняшний день в республике действительно национальный вопрос стоит очень остро. И это надо было сильно постараться чтобы создать такую ситуацию там, где уже десятилетиями была почти что идеальная ситуация в сфере национальных отношений. Я не могу сказать придем ли мы к межнациональному конфликту, но совсем этого исключить не могу. Маркелову надо пересмотреть свои взгляды в сфере национальной политике. А пока он занят только тем, что ругает "националистов" в прессе, хвалит себя за понимание национальных проблем, и создает альтернативные национальные движения в свою поддержку. Все это очень не уклюже. Над ним смеются. Одно из искусственно созданных национальных движений люди окрестили "Маркелов-ушем" по аналогии с "Мари ушем".

Скажем так, при мне вопросы притеснения по национальному признаку в Марий Эл вообще не возникали. Почему? Да потому что мы занимались этой проблемой. Никому бы и в голову не пришло проводить реорганизацию в национальных театрах или вмешиваться в дела Марийского книжного издательства. В очень сложных финансовых условиях мы находили средства для поддержания культуры народа мари, издания книг на национальном языке. В Марий Эл был государственный секретарь, представитель коренного народа, представлявший его интересы во всем финно-угорском мире. Но самое главное - мы уделяли огромное внимание селу, ведь именно там сконцентрировано наибольшее количество марийцев. За два года нынешнее правительство РМЭ сдало в эксплуатацию лишь одну школу, да и то ее готовность была практически 100%. Мы же только в 1998 году 1 сентября открыли 6 новых школ по всей республике. И в этом была забота о людях, об их сегодняшнем и завтрашнем дне. А сколько средств мы вложили в сельское хозяйство. Конечно же, многое осталось незавершенным, но мы шли в село!

Сегодня же сельское хозяйство разваливается, оно никому не нужно. Все, что делается, это включение газа в той или иной деревне. Не будем делить славу, говорить, кто и что для этого сделал и на чьи средства это делается. Главное другое. Провести газ - это огромное дело, но люди должны за него платить. А где взять деньги, если колхоз развалился? Так что, повторю: залог межнационального согласия - это забота о людях села! И, конечно же, ни в коем случае нельзя вмешиваться в процессы, которые происходят среди творческой интеллигенции.

Теперь об экономических вопросах. Леонид Маркелов утверждает, что долги по выплатам бюджетникам остались от прежней администрации. Ваше мнение, если возможно, то с фактами.

Факты очень просты. Когда я вступил в должность президента РМЭ, долг по заработной плате бюджетникам составлял 6 месяцев. И я начал с того, что помимо выплат текущей заработной платы стал гасить долги предыдущего правительства. Этот долг, кстати говоря, сократился с 6 месяцев до 0,8. Маркелов же сразу же приступил к выплате текущей заработной платы, оставив долги прежнего Правительства "на потом". И особо хочу подчеркнуть, что и правительство Владислава Зотина, и правительство Кислицына работало в жестких условиях. Правительству Маркелова повезло: с приходом к власти Владимира Путина федеральный центр наконец-то стал в стопроцентном объеме выполнять свои финансовые обязательства перед регионами. И я ответственно могу заявить, что если бы в 1996-2000 гг. все текущие выплаты из центра производились так же, как сейчас, в республике вообще бы не было долгов ни перед бюджетниками, ни по детским пособиям. Кстати, напомню, что хотя те же детские пособия должны были целиком выплачиваться из федерального бюджета, мы же, пусть и в небольших объемах, но выплачивали их из бюджета республики.

Какова ситуация с задолженностью энергетикам? Что нужно предпринять? Роль энергетиков в банкротстве предприятий?

Долги есть, и эта сумма огромна. Но опять же вспомните то время: неплатежи, бартерные расчеты... Долги копились годами, и собрать их сегодня невозможно. Принятая сегодня программа реструктуризации вряд ли способна помочь регионам рассчитаться. Что же касается банкротств, то энергетики играют не последнюю роль в этом процессе. Понятно, что им нужно вернуть долги и собирать текущие платежи, но их требования зачастую служат инструментом в более "искусных" руках.

Прокомментируйте экономический прогноз правительства республики: есть ли на самом деле рост?

Возможно, в цифрах он и присутствует, но, оглянувшись вокруг, в это верится слабо. Обанкроченные предприятия, разваленное село, безработица. Лучше всего просто обратиться к официальным цифрам. По данным Государственного комитета РМЭ по статистике на 1 апреля 2002 года за период января - марта 2002 года с убытками сработали 56% предприятий республики. Малоимущее население (имеющее среднедушевые денежные доходы ниже величины прожиточного минимума) в 1 квартале 2002 года составило 561 тыс.чел., или 74,8% от общей численности населения республики, в том числе 38,1% населения имели доходы менее величины прожиточного минимума (менее 720 руб. на человека в месяц, в то время как прож. минимум, утвержденный постановлением Правительства РМЭ, за 1 квартал 2002 года по республике, составил 1445 руб. на одного чел. в месяц). Я считаю, что какие-либо комментарии здесь излишни.