Промежуточные итоги эксперимента по введению профильного обучения старшеклассников российских школ подвели 16 августа на пресс-конференции в Москве представители Минобразования и других его организаторов, сообщает корреспондент ИА REGNUM. По словам руководителя координационной группы по профильному обучению, заместителя директора Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ Игоря Реморенко, в течение 2005/2006 и следующего учебных годов должна быть разработана необходимая нормативная база, после чего в 2007-2008 учебном году планируется переход к массовому введению профильного обучения в российских школах.

Эксперимент по введению профильного обучения осуществляется с 1 сентября 2003 года в 266 образовательных учреждениях - школах, гимназиях и лицеях, находящихся в 20 городах и сельских районах 10 субъектов Российской Федерации: республиках Якутия и Татарстан, Краснодарском крае, Калининградской, Кемеровской, Московской, Новгородской, Псковской, Самарской и Челябинской областях.

"Общая задача эксперимента - апробирование различных моделей организации обучения, которые позволяли бы учащимся выбирать свою индивидуальную образовательную траекторию на старших ступенях общего образования, выбирать наиболее интересную для себя образовательную программу углубления по тому или иному учебному курсу", - сообщил Игорь Реморенко. По его словам на данный момент, сложились четыре модели профильного обучения. Первая модель - однопрофильная школа - хорошо знакома старшему поколению, помнящему специализированные школы советского времени с математическим или языковым уклоном. Сейчас, по данным Минобразования, такой однопрофильной школой фактически является каждая седьмая школа в России, и в основном это лицеи и гимназии. Вторая модель подразумевает создание в рамках одной школы различных профильных классов, например, гуманитарного, математического или естественнонаучного, когда старшеклассник сам решает, какой из этих классов ему предпочтительнее.

Если первые две модели хорошо известны российским родителям и детям, то третья и четвертая стали новинкой последнего года эксперимента. Третья модель подразумевает профильное обучение на основе индивидуальных учебных планов (ИУП) учащихся. "Смысл ее состоит в том, что ребятам на старших ступенях общего образования предлагается на выбор несколько учебных курсов вне зависимости от того, как они связаны друг с другом. То есть они могут одновременно углубленно изучать и математику, и литературу, - пояснил Игорь Реморенко. - Это, конечно, означает резкое усложнение школьного расписания, но тем не менее ряд школ уже вводит такие индивидуальные учебные планы. В основном это крупные городские образовательные учреждения".

Четвертая модель, по его словам, оказалась характерной для сельских и районных школ - сетевое профильное обучение, - когда учащимся предлагается выбрать учебный курс не только в своей школе, но и за ее пределами. Более подробно об этом варианте рассказал директор Центра социально-экономического развития школы Института развития образования Государственного Университета Высшая школа экономики Анатолий Пинский, говоря о различных проблемах введения профильного обучения: "Совершенно ясно, что если в районе у нас 20 школ, то невозможно в каждой из них ввести профильное обучение. Районная школьная сеть должна реструктурироваться, и ряд регионов уже идет по этому пути. Создаются 4-5 узловых школ, в которые обеспечивается подвоз детей в рамках модели сетевого обучения, а остальные 15 школ становятся девятилетками".

Кроме того, он отметил необходимость изменения системы оплаты труда учителей: "Сегодня система оплаты отдана на уровень субъекта федерации. Единая общефедеральная тарифная сетка упразднена, и ряд регионов активно готовят собственные региональные и муниципальные системы оплаты труда". Также в изменении, по его мнению, нуждается сама система управления образованием. На смену полновластию директора школы должно придти разделение власти между администрацией и школьным управляющим советом - коллегиальным государственно-общественным органом. "В концепции профильного обучения еще в 2002 году было записано, что решение о выборе модели профильного обучения администрация школы должна обязательно согласовать со школьным советом, - рассказал Анатолий Пинский. - В этом случае достаточно острый для родителей вопрос о будущем профилировании школы, в которой учатся их дети, будет решаться с учетом их позиции".

В заключение руководитель координационной группы Министерства образования по профильному обучению Игорь Реморенко сообщил, что в 2006-2007 учебном году по результатам эксперимента должен быть разработан комплекс общих методических рекомендаций по массовому переходу российских школ в 2007-2008 учебном году к системе профильного обучения. Отвечая на вопрос корреспондента ИА REGNUM о конкретном содержании разрабатываемого пакета нормативных документов, он пояснил: "Имеются в виду, собственно, три пакета документов. Первый готовят органы федеральной исполнительной власти - изменения в примерной образовательной программе и соответствующая корректировка государственного образовательного стандарта. Второе - это примерные программы профильного обучения для муниципалитетов и регионов. Это, скорее, ориентиры и рекомендации. И третий пакет документов это школьная локальная документация - изменения в уставе, изменения в штатном расписании и так далее - все то, что школа должна принять для того, чтобы ей легче было вводить профильное обучение".