Как ранее сообщалось, 15 августа на Пушкинской площади в Москве прошел пикет жителей семи столичных общежитий, протестующих против приватизации и передачи их домов другим собственникам и угрозы выселения. Принявшая участие в пикете правозащитница, член Совета при президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, председатель Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева дала интервью корреспонденту ИА REGNUM.

REGNUM: Людмила Михайловна, как вы можете прокомментировать сегодняшний пикет?

Это даже не московская, а общероссийская проблема - бывшие общежития советского времени оказались в законодательной дыре: когда приватизировались те предприятия, которым они принадлежали, общежития приватизировать не разрешали. Приватизировать можно было только производственные здания, а жилые должны были быть взяты на городской баланс, в жилой фонд города. Но городам неохота это делать - здания ремонтировать надо, навара от них никакого, и поэтому они тянут. А до тех пор, пока эти дома не стоят на городском балансе, Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом пытается за счет этих населенных людьми домов решить проблемы других людей, которым нужно предоставить квартиры.

REGNUM: Вы имеете в виду конфликт жильцов бывшего общежития производственного швейного объединения "Смена" и сотрудников бывшего Главного управления исполнения наказаний Минюста РФ?

Да, в частности. В доме по адресу Ясный проезд дом 19 живет 127 человек, в том числе дети, которые родились в Москве и уже являются москвичами. Вот они, эти дети - в пикете. Федеральное агентство отдало этот дом ГУИНу. Служащих этого ведомства набирают из жителей других регионов с обязательством дать им квартиру в Москве. Им говорят: "Вот, берите девятиэтажный дом и заселяйтесь", и при этом в регистрационном свидетельстве пишут "дом жильцами не обременен" (очень интересная формулировка, кстати, - "обременен жильцами"!), хотя дом как раз "жильцами обременен". И теперь приходят ГУИНовцы и, используя свои методы, апробированные на арестантах, стараются вышвырнуть этих людей из их дома. Переписали жителей, поставили кодовый замок, свою охрану, никого не пускают без удостоверения... Вот, скажем, рядом с нами стоит женщина, которая прописана в этом доме, а муж у нее в другом месте прописан. Мало ли семей у нас так живет? Но новые хозяева здания говорят ее мужу: "Не имеете права приходить". Дети возвращаются из школы, и если они забыли пропуск, их домой не пускают. Ну и так далее...

REGNUM: С вашей точки зрения, как руководителя правозащитной организации - есть ли какой-то выход? Что можно сделать в такой ситуации?

Есть выход. Во-первых, ни в коем случае нельзя допустить, чтобы хоть одного человека вышвырнули на улицу. Я ГУИНовцам тоже сочувствую - раз им по контракту обещали квартиры, то им должны их дать. Но в Москве, что, мало строится новых домов? Можно понять и власти города - им хочется продать квадратные метры, а тут все бесплатно отдавать надо. Вот и решили натравить одних на других, и пусть сами между собой разбираются. Длится это уже год.

В этой ситуации есть несколько вариантов разрешения конфликта, и мы этим занимаемся. Тут, во-первых, надо добиться, чтобы дома были взяты на баланс города. После этого все кончится само собой, потому что тогда город не будет иметь права никому их отдавать, так как это будут его дома, заселенные москвичами. Во-вторых, надо добиваться от того же города или от ГУИНа, чтобы они выбивали деньги как хотят, но чтобы сотрудникам ГУИНа, которых сейчас буквально натравили на этот дом, дали квартиры в другом месте. И, в-третьих, поскольку эта проблема общероссийская, а не только московская, то общее решение возможно такое: надо добиться внесения поправки в Жилищный кодекс, где было бы сказано не только о том, что бывшие общежития переходят на баланс города, но еще точно обозначить дату, к которой все эти общежития должны быть взяты на баланс. Скажем, к 1 января 2006 года. Этот ход подсказала депутат Мосгордумы Галина Хованская, а она совершенный ас в жилищной проблеме.

REGNUM: Были ли предприняты какие-то конкретные действия в этом направлении?

Как член Комиссии по правам человека при мэре Москвы я обратилась к председателю этой Комиссии Михаилу Меню с предложением добиваться, чтобы эти дома были взяты на баланс города. Он сказал, что займется этой проблемой. Я не скажу, что у него при этом какой-то энтузиазм был. Он понимает, что дело трудное, городу невыгодное, но когда они создавали эту комиссию, то должны были понимать, что, если они хотят иметь красивый вид, то, как говорится, за красоту надо платить. Власти Москвы взяли на себя определенные обязательства, и теперь я буду к ним с этими обязательствами приставать. Сейчас все в отпусках, однако я надеюсь, что уже недели через две мы начнем это очень активно пробивать.

Вообще, входя в Комиссию, я заранее предупредила, что я буду серьезно заниматься проблемами москвичей. Например, такой еще проблемой, когда в центральных "вкусненьких" районах города власти заявляют, что дом ветхий, выселяют людей, сносят дом, строят на его месте новый и продают квартиры по завышенной цене, а бывшие жильцы лишаются привычного места жительства, их переселяют куда-то на окраины. При этом дом может быть никакой не ветхий, он еще 100 лет простоит, но его не ремонтируют, потому что выгоднее снести его, построить на этом месте новый и потом продать. Об этом я тоже написала, и документы передала в московскую Комиссию по правам человека; мне пообещали заняться этим с конца августа.

REGNUM: Участники пикета рассказали, что ГУИН пригрозил им подачей судебных исков, причем сначала это коснулось иногородних, а этой осенью собираются подать иски к тем, кто имеет московскую регистрацию. Но, по словам пикетчиков, правозащитные организации предоставили и оплатили им адвоката...

Какое там "оплатили"!.. Это просто доброволец из Независимого экспертно-правового совета, очень хороший адвокат, который работает бесплатно. Кроме того, их консультирует Хованская, а она, я вам говорила, ас в этом деле, лучше нее нет специалиста. Так что они не беззащитны.

REGNUM: Людмила Михайловна, последнее время мы больше привыкли видеть вас в телевизоре рядом с президентом. Почему вы решили принять личное участие именно в этом пикете?

Потому что его организаторы - жители общежитий - большие молодцы. Кроме просто человеческого сочувствия, которое вызывает их положение, мне очень нравится, что они сами борются за свои права и поддерживают друг друга. Они создали всероссийское объединение жильцов бывших общежитий, провели недавно в Перми общероссийский слет, выработали общую концепцию, создали координационный совет, куда вошли представители разных городов.

В прошлую субботу был митинг в Химках, москвичи ездили туда, а сейчас химчане приехали сюда, стоят и поддерживают москвичей. Когда был митинг на Ясном проезде, люди собрались со всего города. Как только из какого-то общежития собираются выкидывать кого-то, тут же все туда приезжают и образуют живую стенку. Они молодцы, вот поэтому я с большим энтиузиазмом их поддерживаю.