Три конверта для губернатора и сколько стоит тульский школьник? Обзор тульской прессы с 9 по 13 августа

Тула, 15 августа 2005, 14:43 — REGNUM  

Власть и политика

Послание губернатора Вячеслава Дудки областной Думе о положении дел в регионе стало одной из центральных тем тульских изданий на минувшей неделе.

Еще накануне оглашения самого послания Валентин Павлов в "Тульском молодом коммунаре" (№102 от 9.08.05) опросил ряд депутатов на тему того, что они ждут от этого выступления. Материал размещен под заголовком "Законспектирую и проанализирую". Предприниматель и думец Сергей Фролов мечтал услышать про снятие коррупционных барьеров для бизнесменов. Лидер тульского СПС Владимир Абакумов пообещал законспектировать послание, чтобы потом его тщательно проанализировать и использовать в дальнейшей работе. Автор статьи отмечает: политиков, "целиком и полностью одобряющих", можно понять: перед большими муниципальными выборами ссориться с исполнительной властью не резон. Звучали в ходе этого журналистского опроса и критические высказывания, да вот только все больше "не для печати": их авторы просили фамилий не указывать.

"Проблемы изучены. Возможности ясны. Нужны действия" - под таким заголовком вышла редакционная статья в "Тульских известиях" (№190-191 от 10.08.05). После заседания депутаты поделились впечатлениями. Все они сошлись на том, что дан критический анализ ситуации в области и намечены пути решения накопившихся проблем практически по всем отраслям.

"Молодой коммунар" (№103 от 10.08.05) также в редакционном материале пишет "О достижениях и о том, как с ними бороться". В зале заседаний был аншлаг, да такой, что некоторые руководители федеральных подразделений вынуждены были искать места на галерке. Среди приглашенных было немало тех, кто, несмотря на духоту, тщательно конспектировал речь губернатора, - отмечает издание. Конспект, наверное, получился мрачноватым. Анализ положения дел в регионе в исполнении Вячеслава Дудки звучал в минорных тонах. Хотя в конце речи присутствующим обещали, что ситуация поправима. Доклад был построен не по структурному принципу, который применял Василий Стародубцев (от положения дел в отдельных отраслях экономики к анализу общей ситуации), а по правилам системного подхода (от общих, стратегических бед к способам их устранения). Все показатели давались не в абсолютном выражении, так как они почти ни о чем не говорят, а в сравнительном варианте. Еще одна особенность нынешнего послания: в нем не было "политики". Ни заговора мирового империализма, ни происков реформаторов. Как правило, Василий Стародубцев увлекался приукрашиванием достижений, "забывая" о недостатках. Вячеслав Дудка, наоборот, основное время уделил неудачам прежней администрации (45 минут), перечислив ее заслуги за 3 минуты. А оставшуюся четверть часа потратил на изложение мер по выходу из кризиса. Выход из сложной ситуации губернатор видит в нескольких направлениях работы исполнительной власти, на которых он кратко остановился. В частности, речь идет о разработке ряда комплексных областных программ, каждая из которых будет подкреплена системой мер по зарабатыванию денег. Пока сложно оценить реальность этих планов. Но сам факт того, что власть рассказала о том, что есть на самом деле, настраивает на оптимистический лад.

Сразу две статьи посвятил посланию Вячеслава Дудки "Новотульский металлург". "Федерального денежного дождя ждать не стоит" - под таким заголовком в № 64 от 11.08.05 Оксана Николаева анализирует констатирующую часть губернаторского выступления. Выступление губернатора заняло ровно час. За это время Вячеслав Дудка подробно охарактеризовал положение дел в области: социально-экономическую, демографическую ситуации, назвал основные "болевые точки", наметил программу оздоровления региона. Без нее, как заявил Дудка, вывести регион на путь обновления не удастся. В качестве главной цели назвалось повышение качества жизни людей. Однако до ее достижения, похоже, еще далеко. Говоря о том, как исправить сложившуюся ситуацию, Вячеслав Дудка отметил, что бюджетная политика области должна строиться так, чтобы увеличивать собственные доходы региона - в этом году на 1,2 млрд рублей. Чтобы понять, много это или мало, достаточно сказать, что только прибавка к зарплате бюджетникам будет стоить области не меньше 1,5 млрд рублей. Тем не менее "федерального денежного дождя ждать не стоит", - заявил губернатор. Александр Анисимов в №65 от 13.08.05 под заголовком "Цели определены, задачи поставлены?" пишет, что губернатор Дудка не мог отчитываться о работе губернатора Стародубцева. Поэтому о достижениях и успехах собравшиеся в тот день в большом зале заседаний администрации области почти не услышали. Зато поняли: "болевых точек" на теле области: ткни, куда хочешь - не промахнешься. И если впрямую Вячеслав Дудка не критиковал предшественника, то между строк эта критика все же присутствовала. Острословам это тут же дало повод вспомнить анекдот про три конверта. Так что первую часть Послания можно было рассматривать как "первый конверт", то есть перекладывание ответственности на предшественника. Очевидно, под "вторым конвертом" ("Обещай, всё, что хочешь") понимались тезисы выступления Вячеслава Дудки о мерах по выводу области из кризиса. Автору статьи не совсем понятно, как исторические традиции могут сегодня способствовать решению наших проблем, а непосредственная близость к столице - палка о двух концах. С одной стороны, столица перенасыщена капиталом и начался их перевод в регионы. Тула - рядом. Но, с другой стороны, Москва и лишает нас того "потенциала", о котором говорил губернатор, вычерпывая лучшие кадры. По мнению журналиста, если в регионе появится программа среднесрочного развития, вместе с ней обозначатся и направление движения. Главное, чтобы это документ был максимально реалистичен и не напоминал хрущевское построение коммунизма к 1980 году, горбачевское: каждой советской семье к 2000 г. - отдельную квартиру, "500 дней Явлинского" и "утроение ВРП к 2010 году" бывшего тульского вице-губернатора Воропаева. Про "третий конверт" (в нем, как известно, рекомендуется готовить три конверта) Александр Анисимов не написал ни слова...

Еще одной темой недели для тульской прессы стало обращение главы Тулы Сергея Казакова к депутатам гордумы с просьбой принять его досрочную отставку.

"Тульские известия" (№ 189 от 9.08.05) так и озаглавили заметку: "Глава Тулы подал прошение об отставке". Примечательно, что сам Сергей Казаков с 14 июля пребывает в отпуске, причем в сорокапятидневном. А дня за три до думского заседания он отбыл в санаторий, расположенный далеко за пределами Тульской области. Но сей аргумент депутатами не принимается. Главное, считают они, что Казаков успел подать соответствующее заявление, в котором якобы ссылается на то, что в губернии сменилось руководство, а также на отсутствие у него властных амбиций (мол, он не намерен принимать участие в выборах). И уже на следующий день в том же издании под заголовком "А вас, мэр, я попрошу остаться" журналистка Елена Шулепова пишет о том, что отставка мэра Тулы Сергея Казакова пока не принята городской Думой. Его заявление о сложении полномочий было зачитано спикером городских депутатов Олегом Самылиным на внеочередном думском заседании во вторник, но тем пока все и ограничилось. Как пояснил коллегам Самылин, проблема - в областном законодательстве. Дело в том, что вместе с уходящим главой муниципального образования должны написать заявления об отставке и чиновники категории "Б", то есть его заместители главы администраций городских районов. В соответствующем правовом акте не было четко прописано: кто же в случае досрочной отставки остается у руля муниципального образования. Пробел восполнили депутаты облдумы, но необходимо несколько дней для вступления поправок в силу. Когда это произойдет, в любом муниципалитете области в случае досрочного ухода главы обязанности до новых выборов будет исполнять его первый заместитель.

Свою позицию относительно отставки Казакова высказал в интервью "Молодому коммунару" (№104 от 12.08.05) заместитель председателя Тулгордумы Александр Луговской. По его мнению, причин отставки много: некачественное управление командой чиновников, которые побежали, как крысы с тонущего корабля, долги бюджетникам, проблемы с благоустройством, бестолковое разбазаривание городских земель и имущества, и главное - тарифы на услуги ЖКХ. Луговской считает, что два года назад мэр имел возможность избраться в Госдуму и уйти "красиво".

"Новотульский металлург" в № 64 от 11.08.05 разразился по этому поводу редакционным материалом под заголовком "Команда, без которой лучше жить?". В статье читателям напоминают, как два года назад испортились отношения между тогдашним губернатором Василием Стародубцевым и мэром Тулы Сергеем Казаковым. Приход нового губернатора ситуацию не изменил. Несмотря на то, что и Казаков, и Дудка - оба оборонщики, тульскому градоначальнику дали понять, что его время прошло. Приход к руководству городом главы Пролетарского района Владимира Могильникова издание комментирует так: в областной администрации ходят упорные слухи, что это ставленник и большой друг спикера облдумы Олега Татаринова, а вовсе не Вячеслава Дудки. И что это совсем не губернаторская интрига. Просто сейчас по каким-то глубинным причинам губернатору удобно поддерживать хорошие отношения с областной Думой. Вот и соглашается на чужие призывы...

"Город можно "вытащить" за год" - считает председатель Тулгордумы Олег Самылин. Эта цитата и вынесена в заголовок его интервью "Тульским известиям" (№189 от 9.08.05). Беседуя с политобозревателем газеты Александром Халиковым, он подтвердил, что не намерен выдвигаться на пост главы города. Причину бедственного положения Тулы он видит в политике предыдущей областной администрации. Экс-губернатор Стародубцев, по мнению Самылина, старался решать проблемы области за счет города, поэтому Тула и оказалась в такой "яме". В 2005 году, после прихода нового губернатора, ситуация изменилась к лучшему. При уточнении областного бюджета мы наконец-то сумели заложить в него, например, ремонт лифтового хозяйства Тулы, Демидовского путепровода и Ваныкинской больницы. Конечно, это немного, но сдвиг к лучшему произошел. По его первым шагам видно, что человек он решительный, принципиальный, жесткий. Эти его качества вызывают оптимизм у депутатов - заявил председатель гордумы в интервью "Тульским известиям". Большие надежды Самылин также возлагает на нового исполнительного директора городской управы Владимира Могильникова, который известен именно как организатор, как управленец, хозяйственник с тридцатилетним стажем. У него есть опыт работы с предприятиями. Он умеет объединять директоров и коммерсантов для решения поставленных задач, скажем, по благоустройству. Поэтому Пролетарский район, самый большой и самый "тяжелый", по благоустройству не уступает городскому центру, а во многом и превосходит его. Относительно долгов муниципалитета, председатель Думы, сумма кредитов составляет около семисот миллионов рублей. И около миллиарда город должен всем другим поставщикам работ и услуг (например, за энергоносители). Так что долги оказались соизмеримы с бюджетом города. Называя причины кризиса, Самылин назвал те же факторы, что и его заместитель Луговской. Председатель Тулгордумы также считает, что "вытащить город" можно примерно за год. Для этого необходима поддержка области и мобилизация внутренних резервов.

"Игорный бизнес в резервацию" - этот призыв депутатов гордумы Игоря Рогова и Ирины Романовой вынесен в заголовок статьи Елены Шулеповой в "Тульских известиях" (№193 от 11.08.05). По словам Рогова, "в связи с массовым распространением игорного бизнеса на территории области возникло значительное число негативных явлений экономического и нравственного характера". Народные избранники озабочены тем, что "тысячи людей в качестве игроков, вовлеченных в эту сферу деятельности, полностью или частично разоряются, растет преступность". Оказывается, страсть к игре - это заболевание, уже получившее официальное название, занесенное в международную классификацию болезней как "лудомания" (от латинского ludus -игра). В предлагаемом законопроекте даются серьезные ограничения по размещению объектов игорного бизнеса. Подобные законодательные акты уже приняты в ряде регионов страны. В Обнинске Калужской области, например, местные власти вообще убрали игровые автоматы и тому подобное из города, выделив игорному бизнесу место вдали от жилья. Озабочены этой проблемой и депутаты Госдумы: уже принят в первом чтении законопроект об игорном бизнесе на территории РФ, который установит единые правовые основы федеральной политики в этом отношении.

Экономика

"Ha управу нашлась управа" - информирует читателей "Новотульского металлурга" в №64 от 11.08.05 журналист Федор Листахов. Имеется в виду брифинг председателя Региональной энергетической комиссии Юрия Орехова, на котором он заявил об экономической необоснованности повышенных тарифов на ЖКУ в Туле. Подводя черту под этими расчетами, председатель Региональной энергетической комиссии Тульской области резюмировал: годовые затраты на содержание и текущий ремонт жилья, обслуживание лифтов, вывоз бытовых отходов, включенные управой Тулы в расчет тарифов, в сумме 1 млрд 110,7 млн руб. должны снизиться на 434 млн руб. и составить 676,7 млн руб. по 2005 году. Эти пресловутые 434 млн мы как раз и переплачиваем вот уже восьмой месяц подряд.

Юрий Орехов отметил, что есть жалобы и нарушения и по некоторым другим городам и районам области. Завершая брифинг, председатель РЭК отметил, что задача его специалистов - проверить экономическую обоснованность тарифов, а решение об их изменении (снижении) должны принимать органы местного самоуправления. Именно им предстоит поставить в нужном месте запятую, пропущенную в последнем подзаголовке. Будем надеяться, что знак препинания окажется там, где его мечтает видеть возмущенное ростом квартплаты население, - пишет журналист. "Молодой коммунар" (№102 от 9.08.05) по этому поводу отмечает: расчеты РЭК носят рекомендательный характер. Окончательное решение о снижении тарифов для населения должна принимать муниципальная власть. Произойдет ли это? Судя по последним заявлениям губернатора Вячеслава Дудки, тульской городской администрации придется прислушаться к рекомендациям РЭК. Вот только деньги, которые туляки все эти месяцы необоснованно переплачивали коммунальщикам, вряд ли им компенсируют, - отмечает издание.

"Нам подбрасывают" - радует читателей заголовком "Молодой коммунар" (№102 от 9.08.05). Правительство РФ выделило очередную порцию дотаций для регионов страны на 2006 год объемом в 5 млрд рублей. Тульская область получит поболее многих других. Всего помощь по статье федеральной казны "обеспечение сбалансированности региональных бюджетов" поступит в 59 (из 89) регионов страны. Если деньги делить по-братски, то каждой области досталось бы 1,7% от всей суммы, т.е. по 83 млн рублей. Но многим регионам дали много меньше (в том числе соседям Тулы - Орлу, Брянску, Рязани, Тамбову). А вот тулякам достанется 102,278 млн рублей, или 2,04% от общей суммы. Это - 19 место из всего списка. С одной стороны, как бы имеется повод для гордости: наши чиновники смогли отстоять в Минфине повышенную дотационность бюджета области. Но с другой - чему тут радоваться, если область не может обеспечить свои потребности и профинансировать самые необходимые нужды? Да и размер суммы на самом деле мизерный: для реальной сбалансированности областного бюджета требуются те самые - пять миллиардов, которые правительство выделило всей стране. Конечно, спасибо Москве от Тулы за одну двадцатую от ее потребностей, но хочется когда-нибудь получить остальные девятнадцать двадцатых. Заработать их самим у нас почему-то не получается.

Общество

"Тульский школьник "стоит" 4 500 рублей" - пишет в "Молодом коммунаре" (№104 от 12.05.08) журналистка Татьяна Андреева. В преддверии нового учебного года заместитель начальника главного управления образования (ГУО) управы г. Тулы Надежда Ульянцева сообщила изданию, что подготовка школ к занятиям идет по графику, все общеобразовательные учреждения будут приняты к эксплуатации. Деньги на ремонтные и иные работы, в том числе связанные с противопожарной безопасностью, были выделены - 20 млн и 12 млн рублей соответственно. Что касается "подушного" финансирования школ в соответствии со 122 Федеральным Законом, то начальник экономического отдела ГУО Светлана Абаджева пояснила: отныне в год на каждого ребенка будет выделяться определенная сумма, которая включает в себя расходы на заработную плату учителя, затраты на учебные пособия и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных услуг, финансируемые из местных бюджетов). Тульская область, должна взять все расходы на себя и утвердить местный закон о нормативе финансирования. Причем эта цифра не должна быть ниже федеральной. Однако федеральный норматив еще не установлен, поэтому каждая область определяет его самостоятельно, исходя из собственных доходов. В результате в целом по России расходы на содержание одного ребенка очень разнятся. "Цену" обучающегося областной департамент образования определил по видам общеобразовательных программ, а закон требует рассчитывать ее по типам, видам и категориям образовательных учреждений (ст.41 п. 2 ФЗ "Об образовании"). Это большая разница. Ведь у нас есть такие образовательные учреждения, как лицеи, гимназии, школы с углубленным изучением того или иного предмета, прогимназии, коррекционные школы, интернаты, вечерние школы и т.п. Обучение в них стоит по-разному. ГУО путем сложных расчетов и многочисленных переговоров увеличит "цену" одного ребенка до 4 500 рублей. Но и этой суммы катастрофически не хватает.

Тем не менее был принят областной закон № 573, утверждающий спорные нормативы. Кроме всего прочего, в законе вообще не учтена стоимость надомного обучения детей и ребят, лежащих в больницах, а таких в Туле немало). В итоге городские школы недополучат в этом году более 25 млн рублей, - продолжает Светлана Абаджева. - Особенно пострадают небольшие учебные заведения, а также гимназии (их в областном центре 7), лицеи (4) и школы, осуществляющие обучение детей на дому и в больницах.

Деятельность силовых структур, происшествия, криминал

Материалом "Такие преступления раскрывать можно" "Молодой коммунар" (№103 от 10.08.05) продолжает серию критических публикаций по работе тульской милиции. На этот раз журналистка Ирина Елагина по материалам прокуратуры пишет о нераскрытых убийствах ряда тульских предпринимателей: Игоря Канарейкина, Виктора Коломникова, Александра Сайкова, Александра Воробьева и Александра Ануфриева в период с 2000 по 2003 год. Однако и. о. начальника отдела по расследованию особо важных дел облпрокуратуры Татьяна Волкова приводит в пример своих коллег-следователей и сотрудников УгРо Пролетарского РУВД г. Тулы, которые недавно смогли раскрыть убийство пятилетней давности.

"Присяжные подонка не пожалели" - сообщает в том же издании журналист Владимир Шапошников о рассмотрении судом присяжных дела об убийстве 22-летней тулячки. Подсудимый Максим Маркашов из Новомосковска, очевидно, рассчитывал на снисхождение суд присяжных, но просчитался. Ни один из 12 заседателей не усомнился в том, что Максим - убийца. Вердикт был единогласным: виновен. За жестокое убийство и ограбление девушки судья назначил ему наказание в виде 19 лет лишения свободы, присоединив приговор за автомобильные кражи. Кроме того, Маркашов должен выплатить близким Наташи 200 тыс рублей в качестве компенсации морального вреда.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.