Газета "Камчатское время" за 10 августа публикует журналистское расследование под названием "Топливные щупальца Москвы. Камчатка рискует потерять налоги и аэропорты". Поводом к длинной цепочке расследования послужило любопытство корреспондентов издания, которые обнаружили неприметную стройку в непосредственной близости от аэропорта "Елизово". Как удалось выяснить у руководства ФГУ "Петропавловск-Камчатское авиационное предприятие", земляные работы близи главного аэропорта Камчатки ведутся под патронажем группы компаний "Аэрофьюэлз". Если вкратце, то в России "Аэрофьюэлз" занимается доставкой топлива и заправкой самолетов в 22-х аэропортах страны. С некоторых пор на официальном сайте компании появилась информация, что "в аэропорту Петропавловска-Камчатского получен землеотвод под строительство альтернативного склада авиаГСМ". Также на сайте группы солидных компаний указано, что "Аэрофьюэлз" заправляет самолеты в аэропорту "Елизово". Как сообщил "КВ" заместитель директора по коммерческой работе ФГУ "Петропавловск-Камчатское авиационное предприятие" Валентин Ахремюк, в настоящее время вышеназванная компания никакого отношения не имеет к аэропорту "Елизово". Любопытно, что руководство ФГУ подтверждает информацию насчет строительства топливозаправочного комплекса на территории аэропорта, но этот комплекс не имеет никакого отношения к компании "Аэрофьюэлз". Как выяснилось, стройка ведется при непосредственном участии ООО "Солнечный ветер". Именно камчатская фирма вложила средства (по данным "КВ" - около 60 млн рублей) в этот проект. По словам Валентина Ахремюка, современный комплекс действительно нужен аэропорту. Он позволит увеличить его пропускную способность, создаст надежный запас топлива высокого качества, причем, не уступающего стандартам, на которые ссылаются специалисты "Аэрофьюлз". Итак, возникает резонный вопрос: а какого, простите, рожна строить альтернативный комплекс, когда уже создается обычный? Ответ простой - разговор идет о деньгах. Их может заработать (и зарабатывает) Камчатка, но законы не запрещают заниматься таким же бизнесом другим регионам. В данной ситуации мы можем предположить, что деньги пойдут в Москву. Следующий вопрос: раз уж такая солидная компания как "Аэрофьюэлз" занялась топливом камчатского аэропорта, следовательно, здесь крутятся хорошие деньги (примерно треть всех доходов аэропорта). Куда их девает аэропорт "Елизово"? Если мы посмотрим на карту Камчатской области, то обязательно обнаружим пять аэродромов в поселках Никольское, Усть-Камчатск, Мильково, Соболево и Озерная. Все эти взлетно-посадочные полосы убыточны. Затраты на их содержание компенсирует работа аэропорта "Елизово". Если камчатский аэропорт откажется (по доброй или чужой воле) от хранения авиатоплива и заправки самолетов, то все камчатские аэродромы придется закрыть. Маловероятно, что чужая фирма, созданная для получения прибыли, будет нести такую гигантскую социальную нагрузку. В условиях капитализма это просто глупо. Вероятнее всего, схема перекачки денег за топливо будет выглядеть следующим образом. Новая фирма с громким именем предлагает авиакомпаниям купить топливо для заправки самолетов на Камчатке в московском офисе. Цена (на первых порах) по сравнению с камчатской будет ниже. Там же в столице авиаперевозчики оплачивают и услуги по хранению и заправке топливом своих "тушек", "боингов" и пр. Налоги с оборота при этом остаются в Москве, а камчатские бюджеты различных уровней получают в 20-40 раз меньше денег, чем в настоящее время. Для информации: в 2004 году камчатский аэропорт принес полуострову только в виде бюджетных поступлений 50 млн 954 тыс. 780 руб.

В статье "Добро пожаловать, "Капитан Муковников!" газеты "Рыбак Камчатки" рассказывается о значимом событии в рыбацкой жизни полуострова. К колхозному причалу ошвартовался новенький, сияющий свежеокрашенными бортами рыболовный сейнер "Капитан Муковников". Такого события в городе не было уже несколько лет. А в Сероглазке - с 1993 года. Тогда колхоз имени В.И. Ленина встречал из новостроя БАТМ, названный в честь рыбацкого поселка. С тех пор колхозный флот пополняли суда, уже послужившие не один год прежним хозяевам - отремонтированные, переоборудованные, но "с биографией". Этот же красавец - РС-600 - в свой первый промысловый рейс отправится от причала родной Сероглазки. Хотя, наверное, формально родиной судна должен считаться китайский порт Далянь, где оно было построено. По китайскому проекту, но усовершенствованному предложениями колхозных специалистов - и всего за 8 месяцев.Председатель колхоза В.З. Драчев считает, что на российских судоремонтных верфях рождение сейнера затянулось бы на гораздо более длительный срок. Да и стоимость его была бы выше примерно на 40-50%. Конечно, говорит Владимир Захарович, хотелось бы поддержать отечественного производителя, но пока выгоднее строить флот за рубежом. Китай в этом плане предоставляет наиболее привлекательные условия - и при этом гарантирует отличное качество. Особенно гордится председатель тем, что колхоз пополнил флот новым судном только за счет собственных средств - без помощи государства, банковских кредитов и займов. Последний платеж (20% от общей стоимости) Сероглазка провела после ходовых испытаний. Работать на новом "пароходе" всегда приятно. Поэтому желающих попасть в этот экипаж было много. Но кадровики к отбору подходили придирчиво. И не удивительно, что характеристики камчатским рыбакам даляньские менеджеры дали превосходные, а руководству колхоза выразили пожелание: если будут заказывать еще суда - пусть направляют этот же экипаж. Очень уж понравились им трудолюбивые, ответственные и вообще славные парни из Сероглазки. Особенно капитан - Андрей Резников, молодой, но, как отзываются коллеги, отличный рыбак-промысловик. Колхоз собирается строить в Даляне еще два таких же сейнера, но экипажи на них будут, конечно, другие - они уже подобраны. Технические характеристики, как предполагается, не изменятся, за исключением того, что эти РСы адаптируют и к промыслу сайры. На торжественную встречу судна пришли все колхозники и жители поселка, которые смогли выкроить на работе полчасика свободного времени. Пожалуй, никто из собравшихся на причале лично не был знаком с Борисом Муковниковым, именем которого назвали сейнер. Но все в Сероглазке знают, что он - один из трех рыбаков колхоза имени Ленина, удостоенных звания Герой Социалистического Труда. РС-600 "Капитан Муковников" выйдет на промысел донных пищевых в Петропавловск-Командорскую подзону. Он будет обеспечивать береговую фабрику высококачественным охлажденным сырцом, который может сохраняться, не теряя свойств, в течение 6 суток до момента переработки благодаря технологии заливки сырца жидким льдом.

"Отопительный сезон в Корякии начнется в середине сентября", об этом рассказывает газета "Московский комсомолец на Камчатке". Отопительный сезон в Корякском автономном округе начнется не позднее 15 сентября. Об этом сообщил начальник ЖКХ округа Николай Прокопенко. По его словам, во всех районах Корякии полным ходом в круглосуточном режиме ведутся восстановительные и ремонтные работы в системе ЖКХ. Отопительный сезон начнется в округе по графику, хотя полностью ремонт будет завершен к 1 октября. Наиболее благоприятная ситуация в Тигильском районе, который готов к зиме на 80%. В Пенжинский район 6 августа теплоходом "Вася Курка", который сейчас держит курс к берегам Корякии, будут доставлены все необходимые материалы. Туда же направляются ремонтные бригады из Петропавловска. В Олюторском районе восстановительные работы проводятся собственными силами местного ЖКХ - монтаж систем водоснабжения в 18 жилых домах, ремонт котельных и замена труб. В Карагинском районе, с прибытием оборудования, будут установлены новые котлы в котельных, уже ведутся работы по замене сгнивших участков теплотрасс, строится котельная, которая будет работать на жидком топливе. Некоторые поселки в округе состоят на балансе рыбопромышленных предприятий, они спокойно пережили прошедшую зиму и полностью готовы к следующей. "В таком количестве в округ никогда еще не завозили ремонтное оборудование, поэтому мы впервые осваиваем такой объем работ в такие сжатые сроки. Благодаря новой администрации были вовремя получены кредиты, и сегодня мы уверены, что Корякия в срок подготовится к зиме", - сказал Прокопенко. По словам губернатора Корякского АО Олега Кожемяко, никаких кадровых перемен в системе ЖКХ на этот сезон не планируется. Все работы будут проходить под контролем местного начальства. "В округе реальная кадровая проблема: все люди работают по районам не покладая рук, без сна и отдыха. На каждого руководителя завязаны хозяйственные договоры, другая документация, информация. Так что никого заменять не будем".

Газета "Аргументы и Факты на Камчатке" за 10 августа в статье "Ремонт затянулся" рассказывает о подготовке Камчатских школ к новому учебному году. На прошлой неделе в облсовете состоялось заседание, на котором депутаты комитета по социальной политике и правам граждан и комитета по экономике, ресурсам и собственности совместно с представителями областной администрации решали вопросы подготовки камчатских школ к новому учебному году. Вице-губернатор Лариса Бобровник начала с неутешительного сообщения по поводу ремонтных работ в учебных заведениях. Несмотря на то, что уже середина августа, ремонту во многих школах не видно конца и края. На первый взгляд благополучной выглядит ситуация в образовательных учреждениях Вилючинска, Усть-Камчатского и Соболевского районов, однако и здесь школы готовы лишь наполовину. В других городских и районных муниципальных образованиях области за оставшееся время предстоит починить крыши, наружные теплотрассы, утеплить стены, остеклить окна - не говоря уже о внутренней отделке. В худшем положении находятся школы Елизовского района и Петропавловска. Здесь ремонтные работы выполнены менее чем на 20%. Капитальный и текущий ремонт образовательных учреждений областного центра - на 30%. Еще одна проблема - оснащение школ противопожарным оборудованием и учебной литературой. На эти цели областной бюджет выделил около 11 млн рублей, бюджеты муниципальных образований - более 8 млн рублей. Между тем системы безопасности установлены далеко не во всех учебных заведениях Петропавловска, Быстринского района и п. Вулканный. Пока еще не проведена огнезащитная обработка деревянных конструкций в шести школах Усть-Большерецкого и Усть-Камчатского районов. Заметим также, что после трагедии в Беслане в прошлом году Минобразования выступило с предложением установить в каждой российской школе "тревожную кнопку". Однако, по словам замначальника управления образования Камчатской области В. Тюменцева, для наших школ - это слишком дорого. Кроме того, с нынешнего года изменена схема доставки учебников в школы области. Приобретением книг и методичек занимаются непосредственно органы управления образованием РМО - за счет субсидий из областного бюджета. На сегодняшний день для Петропавловска закуплено учебников на сумму 8 млн рублей, для Елизовского района - на 646,6 тыс. рублей. Областное управление образования внесло и свою лепту - 240 тыс. рублей на "спецзаказ". Специалисты обещают, что ни одного школьника проблем с учебными материалами не возникнет, однако хочется верить, что заниматься по ним школьники будут в теплых отремонтированных кабинетах. Надеемся также, что абсолютно все учащиеся сядут за уроки не в первых числах октября, как в прошлом году, а в традиционный День знаний. Притом что на все про все у ремонтников и обладминистрации осталось чуть больше двух недель.

"С кижучем наука пожадничала". Такую заметку публикует газета "Рыбак Камчатки" в номере за 10 августа. Начался закат путины на восточном побережье. В отличие от западного она продолжается по сентябрь. 5332,35 тонн лосося разных видов было залимитировано в нынешнем году. На вчерашний день выловлено 4119,94 т. По видовому составу картина выглядит так: из 1921 тонны нерки выловлено 1906,77 т; из 1915 т кеты - 1297 т; из 638 т горбуши - 379 т; из 539 т чавычи - 434,6 т; из 114 т кижуча - 22,45 т. Квоты нерки освоили, можно сказать, полностью, а если глядеть правде прямо в глаза, то и с переловом. Но признаться в этом ни один рыбопользователь себе не позволит. С этой самой валютоемкой рыбой вообще получилась трагикомедия. Ту, которую ловят морскими ставными неводами, в "верхах" оценили по 20 руб./кг. Вдумайтесь в несуразность, если не сказать, в идиотизм этой цифры, если осетр сегодня оценивается по 5 руб. 50 коп. за 1 кг. А вот в реке та же нерка стоит уже по 5 руб./кг. Где логика? Из-за этого все старались ловить красницу в речке. Выловили и показали более 1 000 т. Не показали тоже изрядно. Обычное дело: государство к рыбаку по-человечески - и он к нему с душой. В общем, нерка идет в невода и речные сети до сих пор. Но до окончательной выборки квот ее осталось всего 15 т, вот и показывают неводчики и сетчики в ежедневных отчетах ее вылов в 200, 300, 500 кг: по цифрам видно, что прячут. Что удивительно, продолжает идти и чавыча: 2-3 т ее ежесуточно ставят на приход. Причем рыба попадается неплохая. Такое редко бывает, чтобы при разгаре хода кеты параллельно ей шли бы те, кто стартует в лососевую путину первыми. Горбуша традиционно не устькамчатская рыба. Дают ее лимитов много, но их выбирают далеко не до конца. А вот с кижучем наука пожадничала. Его количество всегда было стабильным: без ущерба в реке Камчатка его ловили от 400 тонн и выше. В этом году дали очень немного - 114 т. Он уже тоже пошел на нерест, и его тоже будут прятать от учета, т.к. ход очень хороший. Кстати, чавыча и в прошлом году шла и шла по реке до самого сентября. А нерка в эти дни валом валит в озеро Ажабачье. Тех 20 дней, которые запрещали лов всех лососей, для нее хватило, чтобы проскочить в речку. Но в озере она не появлялась. Опытные рыбаки предполагают, что все это время нерка "гуляла" по речке, дожидаясь, пока прогреется вода Ажабачьего - там было холодно (4-5 градусов). И идет она сюда сейчас серебристая, без брачного окраса. Выходит, второй ее "толчок" растянулся по времени. А в общем, нерки можно было бы взять и побольше, легально, без воровства и махинаций. Но наше государство пока расчухается, пока разберется в просьбах и рыбацких письмах-жалобах, как тут уже и путина проходит. И все остаются с носом.

В заметке "Военный "Урал": с Камчатки - в Брест" газета "Камчатское время" за 10 августа рассказывает о том, что в субботу 6 июля на борту сухогруза из Петропавловска во Владивосток отправился "Урал" времен Великой Отечественной - "ЗИС-5В", восстановленный силами камчатских патриотов-энтузиастов. Легендарный труженик войны модели 42-го года пройдет своим ходом через Дальний Восток и Сибирь к месту рождения - на завод "Уральский автомобиль" в городе Миасс (Челябинская область). Здесь его окончательно подготовят к главному автопробегу "Границам России - эстафету Великой Победы". Автопробег стартует в городе-герое Бресте и пройдет через двадцать с лишним областей и краев России, финишируя в начале октября в Петропавловске. Инициатором автопробега стал военный корреспондент Андрей Маргиев: он же поведет машину. Акция поддержана командованием Северо-восточного погранокруга, пограничных войск России, Белоруссии и объединенных погрансил стран СНГ. Она посвящена сразу нескольким знаменательным датам: окончанию Второй мировой войны и героическому десанту на Курилы в августе 1945 года, 60-летию Камчатского пограничного управления ФСБ РФ и 300-летию православия на Камчатке. В Белоруссии военный автомобиль ждут не только пограничники - достойная встреча "ЗИСу" будет обеспечена на уровне администрации президента республики: возможно, состоится встреча с президентом Белоруссии. С собой Андрей Маргиев везет гильзу с землей острова Шумшу, обагренную кровью дальневосточников, которые добывали победу во Второй мировой войне в сентябре 45-го. Земля Брестской крепости, защитники которой одними из первых дали отпор фашистам в 41-м, будет привезена на Камчатку. Военный "Урал" соединит запад и восток некогда единого Советского Союза и станет символом общей Победы в самой жестокой войне прошлого века, станет реальным доказательством того, что подвиг пограничников и всего советского народа не забыт и не обесценен. Кстати, камчатский джипер-клуб "Квадратное колесо" по собственной инициативе выделил машину и трех энтузиастов, которые будут сопровождать раритетный "Урал"-"Зис" на протяжении всего автопробега.