Являются ли действия команды губернатора Московской области Бориса Громова по информационному обеспечению его деятельности четко сформулированной информационной политикой? Исследование источников, предоставляющих информацию о деятельности губернатора и правительства Московской области (на областном уровне такими источниками являются местные СМИ - в основном газеты, а также сайты Губернатора и Правительства в интернете), анализ информационных сообщений, предоставляемых самой властью о себе и публикации о ее действиях в местной прессе (например, в августе 2002 года) позволяют сделать следующие выводы.

Официальный сайт (позволим себе объединить два сайта, так как они практически не отличаются друг от друга) предполагает следующие разделы: новости Подмосковья, сведения о Правительстве Московской области, Московской областной Думе, сведения о биографии, программе губернатора и информацию о его текущей деятельности, возможности обратной связи (возможность задать вопрос губернатору в режиме online на пейджер или оставить сообщение в гостевой книге). Хотелось бы подробнее остановиться на новостях Подмосковья и на разделе, посвященном деятельности губернатора.

Новости Подмосковья содержат сообщения, в основном подготовленные пресс-службой губернатора и о губернаторе. Стиль данных сообщений можно определить как "официально-хвалебный". Основными темами новостей являются мероприятия, на которых появлялся Б.Громов или мероприятия, проходящие под его патронажем. Для наглядности - некоторые заголовки сообщений: "Вот так школа!", "Вот это комплекс", "Работы хватает" и т.д. В текстах подобных сообщений часто употребляются фразы следующего типа: "Под шквал аплодисментов Председатель Госкомитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу Анвар Шамузафаров вручил Борису Громову диплом Гран-при и почетный знак "Орден Созвездие Водолея" I-ой степени вместе с синей в звездах мантией", "Ведь засиял же строительный комплекс Подмосковья с приходом Громова!", "Иначе и быть не могло: именно по решению областных властей стоявший на этом месте долгострой, который в свое время хотели превратить не то в казино, не то в гостиницу, сломали и заново выстроили современное красивое здание из красного кирпича, с оригинальной архитектурой - и подарили его ребятишкам. Возвели школу на средства, выделенные из областного бюджета" и т.п.

Раздел, посвященный деятельности губернатора (несколько недель назад называвшийся "Пресс-служба Губернатора сообщает" - раздел убрали с сайта предположительно потому, что в формулировках сообщений встречались недопустимые для официальной речи выражения, например "Губерния отстегнет городу 1 млн рублей") содержит информацию о действиях властей на местном уровне. Суть в основном сводится к указанию сумм, переведенных из областного бюджета или резервного фонда на нужды города или района Подмосковья.

Для выяснения отношения журналистов к деятельности Б.Громова был проведен анализ местных печатных изданий за август 2002 года по следующим критериям оценки: частота выхода печатного издания (в основном, местные газеты выходят 1 раз в неделю, реже 2 или 3 раза); частота появления в местной прессе сообщений о губернаторе; количество позитивных и негативных оценок деятельности властей.

В изданиях, выходящих раз в неделю, в среднем выходили по две публикации о губернаторе. В изданиях, выходящих 2-3 раза в неделю (газеты "Наше слово" - Воскресенск, "Калининградская правда" - Королев, "Вперед" - Химки, "Серпуховские вести") за август не встретилось ни одного сообщения о деятельности губернатора. Своеобразным лидером стала газета "Калининградская правда": с 1 по 23 августа вышло 10 выпусков и ни в одном из них не было упоминания об областных властях. Видимо, молчание газеты является особой формой ее самоопределения в отношении губернатора, отказом от хвалебного описания его деятельности.

Удалось найти лишь одно сообщение с легким оттенком критики в адрес губернатора и правительства. Эта статья была опубликована в издании "Домашняя газета для всех" - Домодедово. В сообщении говорилось о пресс-конференции Б.Громова об экономических итогах развития области за 1 полугодие 2002 г. Это событие было освещено во многих местных газетах. Однако статьи остальных газет на эту тему были написаны либо сугубо информативно, либо - чаще - хвалебно, с описанием чувств и переживаний губернатора по поводу различных событий.

Таким образом, говорить о выработанной информационной политике властей Московской области еще рано. Возможно, губернатор и его пресс-служба пытаются вести некое подобие информационного освещения деятельности губернатора с целью выработки положительного облика власти. Однако здесь преобладает официоз, характеризующийся низкой степенью информативности и большой эмоционально-пафосной окраской, а все информационные действия Б.Громова больше похожи на пропагандистскую акцию в рамках новой предвыборной кампании.