"У меня такое ощущение, что все наши так называемые "революционеры" совершенно напрасно подпрыгивают, разговаривая о революции. Революцию им обеспечит Минфин и Президент Российской Федерации. Вот мы видим исполнение федерального бюджета, которое, по сути дела, является подготовкой к революции. Потому что недофинансирование силовых структур вместе со всеми остальными назвать по-другому сложно, неважно чем это было вызвано - простым цинизмом или желанием перевести их на хозрасчет". С таким заявлением выступил 10 августа доцент экономических наук, руководитель Института проблем глобализации Михаил Делягин на пресс-конференции в Москве, посвященной итогам исполнения федерального бюджета России за 1 полугодие текущего года, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

Как сообщало ранее ИА REGNUM, вчера, 9 августа пресс-служба Министерства финансов РФ опубликовала предварительную оценку исполнения федерального бюджета за январь-июль 2005 года.

По мнению Михаила Делягина, перевыполнение полугодового проектируемого увеличения доходов бюджета на 46,1% (при плане в 1 631,5 млрд. руб. реальный доход составил 2 383,1 млрд. руб., что дает 751,6 млрд. руб. дополнительного дохода) объясняется налоговыми выплатами "ЮКОСа", результатом последующего испуга крупного бизнеса и улучшением внешней конъюнктуры. "Чуть более 30% из этой суммы объясняется разгромом "ЮКОСа", остальные 70% - это деньги от испуга бизнеса и улучшения внешнеэкономических условий, в первую очередь баснословного подорожания нефти. Обратите внимание, что даже официальные чиновники признаются, что государство здесь, в общем-то, ни при чем" - отметил экономист.

По его подсчетам, разгром нефтяной компании принес бюджету 233,1 млрд. руб. (с учетом средств, перечисленных компанией региональным бюджетам и переданным ими впоследствии в федеральный бюджет), рост последовавшей за разгромом активности налогоплательщиков дал 1 084,5 млрд. руб. (с превышением ожидаемого итога на 30,4%), таможенные платежи достигли 858,6 млрд. руб. (с превышением ожидаемых на 35,5%, что объясняется ростом ставок экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты из-за удорожания нефти), еще 18,8 млрд. руб. поступило от Федерального агентства по управлению имуществом (превышение на 19,0% за счет увеличения поступлений от "Вьетсовпетро" также по причине удорожания нефти) и 188 млрд. руб. доходов, администрируемых другими федеральными органами (превышение на 11,2% без учета 81,6 млрд. руб. дополнительно взятых у "ЮКОСа" в бюджеты Тюменской области и Ханты-Мансийского АО и безвозмездно переданных ими в федеральный бюджет, а также невыясненных поступлений, составивших 8,5 млрд. руб.).

"Однако эти колоссальные доходы не пошли на нужды России, - продолжил Михаил Делягин. - Не потому что кто-то глупый, плохой или враг, а потому, что такова принципиальная установка всего российского государства. Продолжается безумная и абсолютно нелепая политика, слизанная с середины 90-х годов, которая сводится к тому, что государство пытается бороться с инфляцией монетарными методами - сдерживанием роста денежной массы, ограничением бюджетных расходов, замораживанием денег в федеральном бюджете. Но парадокс в том, что, как и в середине 90-х годов, инфляция вызвана заведомо немонетарными фактами: произволом монополий и ростом аппетитов силовой олигархии". Делягин пояснил, что произвол монополий вызван "не только животной жадностью наших уважаемых бизнесменов", но и качественным изменением условий бизнеса, когда силовая олигархия требует от них все больше и больше денег. При этом качественное отличие новой силовой олигархии, опирающейся на силовые структуры, от привычной ранее коммерческой олигархии, опиравшейся на бюрократов, экономист усматривает в их образе деятельности - "не воровство, а грабеж, не коррупция, а рэкет". В этих условиях растет "плата за страх", когда бизнесмен откладывает средства на черный день, а итоговый рост расходов монополий перекладывается на плечи потребителей.

Подобная политика, по словам экономиста, привела к росту инфляции, уже в первом полугодии вышедшей на уровень 8,5% (что ранее прогнозировалось на весь год) и ожидаемой в размере свыше 12% к его концу. "В результате, несмотря на рост доходов, финансирование расходов, составив 1657,1 млрд. руб., оказалось ниже планового уровня на 0,6% или на 10 млрд. рублей. Ну, не такая уж большая сумма, можно простить. Проблема в том, что разные статьи бюджета финансируются по-разному", - сказал Михаил Делягин. В качестве примера он привел перефинансирование статей общегосударственных нужд на 2,5% и обороны на 0,1% и недофинансирование статей: ЖКХ - на 28,6%, которые "будут вытрясать из жильцов", здравоохранения - на 6,8%, экономики - на 2,9%, культуры - на 2,6%, социальной политики - на 2,2% и так далее. "Самое парадоксальное, что впервые в этом году недофинансированию подверглись структуры госбезопасности и охраны правопорядка. Недофинансирование не так велико, на 850 млн. рублей, но тем не менее это очень знаковая вещь, потому что именно ФСБ и МВД являются, по логике, реальной опорой нынешнего режима. Если это не является элементом политики перевода их на "подножный корм", тогда возникает вопрос: это выражение глубочайшего презрения правящей бюрократии к единственным людям, которые последовательно и эффективно ее поддерживают?" - спросил экономист.

Кроме того, он обратил внимание, что кассовые расходы, то есть средства, реально потраченные бюджетополучателями, составили за полугодие 1 444,4 млрд. руб. и оказались ниже бюджетных проектировок (222,7 млрд. руб.) на 13,4%: "Таким образом, сокращение открытого недофинансирования расходов было лихвой компенсировано увеличением скрытого недофинансирования, осуществляемого замораживанием денег на счетах не федерального бюджета, но бюджетополучателей при помощи выдвижения столь сложных условий использования денег, что их по сути дела использовать нельзя", - заключил Делягин.

Наконец, особую критику экономиста вызвал факт досрочного погашения долга России перед МВФ и Парижским клубом в размере 525,5 млрд. руб. из средств Стабилизационного фонда: "Внешним кредиторам эти деньги были не нужны. В России без этих денег люди, в том числе и дети, без преувеличения умирают с голоду. При этом нужно понимать, что часть этих денег, прокрутившись легально в торговле, вернулась бы в бюджеты всех уровней в виде налоговых поступлений, но государство предпочло своих бедных чужим богатым".

"Но это не самый худший способ использования денег, - продолжил Делягин. - Самый худший способ использования денег я обнаружил, читая отчет Минфина. Прелесть наших чиновников в их искренности, они настолько уверены в своей безнаказанности, что пишут все, как есть". Комментируя текст июньского приказа Министерства финансов № 113 о списании из Стабилизационного фонда 1,3 млрд. рублей как разницы между фактически перечисленными и уточненными остатками средств, он подчеркнул, что подобное списание денег без объяснительных причин (а именно так характеризуется заявление Минфина от разнице между перечисленными и имеющимися деньгами) может быть объяснено только двумя причинами: "Первое: чиновники Минфина не владеют русским языком, писать не умеют, мысли свои выразить не способны. Второе: это настолько незначительная сумма, что Минфин просто потерял ее. Но и это не самое важное. Меня интересует другое. Когда я теряю десятку на улице, ее потом обязательно кто-нибудь находит. Возникает вопрос: а кто нашел потом этот миллиард?"

Подводя итоги, Михаил Делягин заключил: "Оппозиционеры должны понять, что устраивать революцию - это не их задача. Революцию им обеспечит товарищ Путин лучше всех. Никто, кроме президента Российской Федерации с этой задачей лучше не справится. Но и помешать ему в этом деле тоже не может никто. Революция - это ужасная вещь. Но она, по-видимому, неизбежна при таком исполнении федерального бюджета".