Михаил Ходорковский раздумывает над предложением принять участие в довыборах в Госдуму по 201-му Университетскому округу Москвы, заявил его адвокат Антон Дрель. Место освободил Михаил Задорнов, перешедший работать во Внешторгбанк. Шансы добраться до депутатского мандата у Ходорковского ничтожны, но в данном случае важнее участие, а не победа, пишет газета "Ведомости".

Источник газеты, близкий к Ходорковскому, сообщил, что с предложением баллотироваться к бывшему главе ЮКОСа обратились "демократические политики", упомянутые в его статье "Левый поворот, то есть "Яблоко", депутат Госдумы Владимир Рыжков и Ирина Хакамада. Рыжков и Хакамада отрицают, что обращались к Ходорковскому с таким предложением, но признают, что идея "активно обсуждается". "Ходорковский получит возможность поучаствовать в политической борьбе, по которой скучает уже почти два года", - рассуждает Рыжков. "Его согласие может разозлить власть до такой степени, что он не выйдет никогда", - опасается Хакамада. В партии "Яблоко" говорят, что выдвинут своего кандидата в 201-м округе. Право баллотироваться Михаилу Ходорковскому дает 32-я статья Конституции. "СИЗО не является местом лишения свободы. Пока не будет пройдена кассация, приговор не считается вступившим в силу", - сообщил исполнительный директор Московского бюро политической юриспруденции Александр Шемелев.

Ходорковский успевает зарегистрироваться кандидатом в депутаты. 25 августа истечет срок подачи замечаний на протокол судебного разбирательства в Мещанском суде. Мещанский суд может их рассмотреть уже 26 августа, и дело направится в кассацию в Мосгорсуд.

"Если бы он находился в СИЗО как подследственный, он бы обладал избирательными правами, но в отношении его вынесен приговор, и ЦИК может использовать этот аргумент для отказа в регистрации", - полагает завкафедрой конституционного и муниципального права юрфака МГУ Сурен Авакьян. По его мнению, пауза в уголовной ответственности у Ходорковского во время кампании не наступает.

"Идея баллотироваться - беспроигрышный проект, - считает директор Института национальной стратегии политолог Станислав Белковский. - Если его снимут с регистрации или ускорят рассмотрение приговора в кассации, это аргумент в пользу того, что власти его боятся. Если не снимут - он во время кампании будет рекламировать свои взгляды и критиковать власти".

Во вторник, 9 августа, Михаил Ходорковский был переведен из СИЗО №4 Матросская Тишина в СИЗО №1. Теперь он содержится в камере на 11 человек, больше не получает газет и лишен доступа к телевизору. Накануне в СМИ было распространено последнее заявление Михаила Ходорковского по поводу скандала вокруг "Единой России" и "Родины". "Вероятно, господа в Кремле считали его прежнюю камеру на четырех человек слишком комфортабельной, а условия содержания - позволяющими сохранять работоспособность и силу духа, и оставляющими возможность помимо работы с материалами дела, в доступных пределах участвовать в жизни страны и общества", - заявил адвокат Шмидт.

По мнению Шмидта, "нет никаких сомнений, что своими последними выступлениями в газете "Ведомости" Ходорковский наступил на больную мозоль, и месть не заставила себя ждать. Безусловно, у нас не было никаких сомнений, что нынешняя российская власть крайне мстительна. Однако мы не ожидали, что эта мстительность столь мелочна, мы недооценили степень низости людей, принимающих подобные решения, и силу страха, который эти решения направляет".

СИЗО номер один известен под названием "Матросская Тишина". Следственный изолятор номер четыре также находится на территории "Матросской Тишины". Ранее у Ходорковского в камере были холодильник и телевизор, он регулярно получал передачи. Каждую неделю Ходорковский имел право на бесплатное посещение бани, а также мог посещать спортзал и каждый день выходить на двухчасовые прогулки на свежем воздухе.

Бывший зэк Олег Трунов, прошедший почти все московские СИЗО, а ныне руководящий интернет-проектом "Арестант.ру", созданным для оказания помощи заключенным и их близким, считает, что жизнь Михаила Ходорковского после перевода не сильно изменится. "В общем корпусе больше возможностей для межкамерного общения, более коррумпированный персонал. Но там заключенный не человек, он полностью бесправен и беззащитен. Однако я уверен, что Ходорковского это не коснется. В общую камеру на 26-28 коек, где содержат по 60-100 человек, его не посадят. Насколько я понял, его перевели в камеру на 11 человек. Всех их заранее отобрали. Теперь вокруг Ходорковского будет гораздо больше людей, связанных с оперотделом. Я вообще считаю, что вся эта история с переводом затеяна для того, чтобы усилить за ним наблюдение. Чтобы знать, что и куда он там пишет", сообщает NEWSru.com