В Ярославле создана инициативная группа по организации первого в России музея железнодорожного моста. Авторы идеи предлагают не пускать в переплавку последний исторический пролет моста через Волгу, а установить его на Волжской набережной в качестве памятника-музея. Осенью 2005 года "Северная железная дорога" планирует заменить этот пролет на новый, ранее были заменены другие пролеты моста. Инициативная группа предлагает создать на основе пролета моста туристический комплекс, установить на пролете моста паровоз и вагоны.

Идея появилась в связи с подготовкой к 1000-летию Ярославля, которое будет отмечаться в 2010 году. Обсуждаются возможные площадки под необычный памятник. Это район речного вокзала, куда летом причаливают теплоходы с многочисленными туристами.

Железнодорожный мост был построен в 1913 году, к 300-летнему юбилею дома Романовых. На его открытии присутствовал последний император Николай II. Долгое время мост назывался "Николаевским".

"Индустриальные памятники сегодня стали объектом пристального внимания в мире. У специалистов этот мост давно считается особенно ценным. Это первый железнодорожный мост на Волге, связавший север России с Москвой. Представьте себе, до его строительства десятки тысяч тонн груза переправлялись на баржах через Волгу и перегружались на трамвай, который доставлял грузы на железнодорожный вокзал. Россия тогда бурно развивалась. В то время строительство такого моста можно сравнить, наверное, с полетом в космос", - сообщил корреспонденту ИА REGNUM участник общественной организации "Петропавловская слобода", один из авторов идеи Владимир Захаров. Николаевский мост овеян множествами легенд и достоверных историй. Как утверждает ярославский историк Андрей Данилов, его строители пытались успеть построить мост к юбилею династии. Почти как в советское время, его строили ударными тепами, отчего страдало качество. В результате часть моста обрушилась во время строительства.

"Там есть пробоины и вмятины от пуль. Во время событий 1918 года, так называемого "Белогвардейского мятежа", мост обстреливали. Во время Великой отечественной войны мост не раз подвергался бомбардировкам, он был стратегическим объектом. Развернулась настоящая битва за мост. Но ни одна бомба не попала в цель. Туристам было бы о чем рассказывать", - рассказал Владимир Захаров.

Многие в Ярославле "неуязвимость" моста связывают с тем, что он был освящен в 1913 году патриархом Тихоном, причисленным к лику святых. Идею установки моста-памятника поддерживают директор Ярославского музея-заповедника Елена Анкудинова и президент Ярославской торгово-промышленной палаты Валерий Лавров. Пока нет ни проекта, ни сметы, но ясно, что затраты могут быть огромными.

"Цена металлолома одной фермы моста - это уже большие деньги. И это без проектировки, перевозки и так далее. Хотя я говорил с некоторыми предпринимателями на эту тему. Они проявляют любопытство. Нужны люди, которые бы определенную инициативу взяли на себя и продвинули этот проект", - сообщил в интервью областной телекомпании НТМ президент Ярославской торгово-промышленной палаты Валерий Лавров.

"Мы пытаемя подключить ярославские власти. Первый заместитель губернатора Александр Федоров провел первые переговоры с губернатором. Анатолий Лисицын звонил министру транспорта. Пока на уровне идеи этот проект всем нравится", - сообщил корреспонденту ИА REGNUM Владимир Захаров.

Руководство "Северной железной дороги", которой и принадлежит железнодорожный мост, пока никак не комментирует эту идею.