Национальная комиссия разработает Индивидуальный план действий Молдавия-НАТО. В Приднестровье граждане Молдавии создадут демократический форум. Реакция на закон об основных положениях статуса Приднестровья. Реакция молдавского МИД на заявление министра обороны России. Министерство реинтеграции Молдавии: Шову не выдворяли с тираспольского стадиона. Визит министра обороны Молдавии в США. Поезда пойдут в обход Приднестровья. Таможенники сотрудничают и используют информационные технологии. Правительство Молдавии готовится к децентрализации экономики. Почему не были выполнены "десять заповедей" оппозиции.

Национальная комиссия разработает Индивидуальный план действий Молдавия-НАТО

Президент Республики Молдова Владимир Воронин издал 4 августа указ об образовании Национальной комиссии по разработке и реализации Индивидуального плана действий партнерства Республика Молдова - НАТО, сообщает "МОЛДПРЕС". Председателем комиссии назначен заместитель премьер-министра, министр иностранных дел и европейской интеграции Андрей Стратан, заместителем председателя - министр обороны Валериу Плешка.

В соответствии с указом Национальной комиссии надлежит до 1 марта 2006 года разработать и представить на утверждение Высшему совету безопасности Индивидуальный план действий партнерства Республика Молдова - НАТО, а также обеспечить его реализацию.

В тот же день президент Владимир Воронин провел совещание с участием ответственных лиц правительства и парламента, посвященное началу процесса разработки Индивидуального плана партнерских действий Республика Молдова - НАТО. Как передает "МОЛДПРЕС", президент напомнил, что ходатайствовал о подписании Индивидуального плана партнерских действий (ИППД) с НАТО 7 июня этого года во время заседания Североатлантического совета в Брюсселе. Недавно, сообщил, Воронин, он получил положительный ответ на это обращение от генерального секретаря НАТО Яапа де Хооп Схеффера, который проинформировал руководство Республики Молдова о решении Североатлантического совета подписать такой документ с РМ уже в первом полугодии 2006 года.

Президент привел широкий ряд аргументов в пользу разработки и внедрения Плана действий Республика Молдова - НАТО, информирует "МОЛДПРЕС". Участие в программе НАТО "Партнерство во имя мира" в марте 1994 года и до настоящего времени принесло много выгод в политической, экономикой областях и сфере безопасности Республики Молдова и способствовало сближению страны с альянсом, сказал глава государства. Опыт и положительные результаты сотрудничества в рамках "Партнерства во имя мира", расширение блока до границ Республики Молдова, подписание Плана действий Молдова-ЕС, рост политического направления в деятельности НАТО - все это диктует необходимость перехода к новому этапу политического диалога и сотрудничества между Республикой Молдова и Североатлантическим альянсом, заявил президент. Глава государства сказал, что именно разработка и внедрение ИППД открывают новые возможности для активизации и углубления отношений с НАТО и 26 странами-членами блока в самых разных областях для повышения политической поддержки и объема помощи как со стороны НАТО, так и со стороны государств-членов альянса, а также других партнеров.

Для разработки и внедрения плана Республике Молдова не надо отказываться от своего статуса нейтральной страны. Этот документ не является планом присоединения к НАТО, он предназначен для тех стран, которые не намерены присоединяться к НАТО в обозримом будущем, подчеркнул Владимир Воронин. До настоящего времени блок разработал аналогичные планы с рядом стран-партнеров на пространстве СНГ: Грузией, Азербайджаном, Арменией, Казахстаном, Узбекистаном. Отсутствие в дальнейшем такого документа в качестве политико-юридической основы для развития отношений с НАТО отодвинуло бы Молдавию на периферию общеевропейского процесса консолидации безопасности, что было бы в ущерб национальным интересам РМ, сказал глава государства, сообщает "МОЛДПРЕС".

Президент Воронин отметил также, что параллельная реализация Плана действий Республика Молдова-Европейский союз и Плана действий Республика Молдова-НАТО облегчит и ускорит достижение цели по вступлению в Евросоюз, исходя из того, что большинство государств-членов НАТО также входят в ЕС. Выполнение ИППД окажет позитивное влияние и на вооруженные силы Молдавии. Благодаря реформированию оборонного сектора и сектора безопасности в соответствии со стандартами НАТО, обучению военнослужащих по программам НАТО, введению гражданского контроля над армией эта сфера будет существенно модернизирована. Результатом реализации плана станет совместимость Республики Молдова с государствами-членами НАТО не только с политической и социально-экономической, но и с военной точек зрения, так как одна из целей ИППД - обеспечение взаимодействия молдавских вооруженных сил с вооруженными силами НАТО, отметил глава государства. Глава государства отметил и тот факт, что укрепление отношений с НАТО не способно усложнить или отсрочить урегулирование приднестровского конфликта и вывод войск Российской Федерации с территории страны: напротив, большая поддержка со стороны альянса и государств-членов НАТО способна сыграть решающую роль в решении этой проблемы, передает "МОЛДПРЕС".

Президент подчеркнул, что при разработке ИППД будут учитываться потребности и позиция Республики Молдова в сфере общих с НАТО интересов. Переговоры по плану будут вестись таким образом, чтобы документ включал только положения, одобренные обеими сторонами, отвечающие их стратегическим интересам. Следовательно, план - это не навязанный Североатлантическим альянсом документ, цитирует Владимира Воронина "МОЛДПРЕС".

В Приднестровье граждане Молдавии создадут демократический форум

Представители общественности приднестровского региона предлагают создать демократический форум граждан Республики Молдова с левобережья Днестра. Инициатива была выдвинута в ходе встречи западного политобозревателя Владимира Сокора и руководства американо-германского фонда им. Маршалла с представителями Приднестровья. Встреча состоялась 4 августа в селе Кочиеры Дубоссарского района, передает "МОЛДПРЕС".

Участники встречи отметили необходимость быстрейшего формирования в Приднестровье структур гражданского общества. При этом подчеркивалось, что именно представители населения должны стать законными партнерами международного сообщества в деле демократизации приднестровского региона. "Голос населения Приднестровья заглушают в его собственном доме, он слабо слышен на правом берегу Днестра и почти никогда не доходит до международной общественности. Язык коренного большинства исключен из общественной жизни; латинский алфавит заточен в стенах четырех школ, которые тоже находятся под угрозой; образование также притесняют, чтобы держать коренное население в невежестве. Молдавские села силой лишают земельных угодий, которые принадлежали им испокон веков; чтобы повидать своих родных, коренные жители обоих берегов Днестра обязаны платить незаконные таможенные пошлины или же так называемую плату за переход границы. Люди лишены доступа к информации о происходящем на европейском пространстве. Политическая жизнь организована таким образом, чтобы исключить участие местного населения в процессе принятия решений. Явный репрессивный аппарат, но имеющий, разумеется, невидимые руки, подчиняется московским нео-кагэбистским структурам, имея задачу запугать местное население", - цитирует мнения участников встречи "МОЛДПРЕС".

Критике была подвергнута политика предыдущих молдавских властей, которые оставляли без внимания проблемы населения Приднестровья. Действия, предпринятые президентом Владимиром Ворониным при поддержке парламента и гражданского общества Правобережья, впервые вселили надежду на позитивные изменения и гражданам левобережья Днестра, передает "МОЛДПРЕС".

Негативная оценка была дана и деятельности Миссии ОБСЕ в РМ, которая, как отмечалось, "за все эти годы не предприняла ни одной серьезной попытки изменить ситуацию к лучшему и постоянно призывала к переговорам с незаконными сепаратистскими властями, считая их представителями Приднестровья, вместо того чтобы прислушаться к голосу коренного населения", сообщает "МОЛДПРЕС".

Участники дискуссии заявили, что "к демократическому решению можно прийти лишь с "теми, кто представляет местное население", что "демократизация Приднестровья на основе инициатив обоих берегов и демилитаризация региона при международной поддержке сделают возможным реинтеграцию Республики Молдова в европейское пространство". Аналитик Владимир Сокор считает необходимым объединить усилия официального Кишинева, неправительственных организаций, международных форумов, чтобы помочь гражданам Республики Молдова, проживающим на левом берегу Днестра, вернуться "из региона варварства в нормальные условия и вместе с нашими согражданами с правого берега Днестра вступить на путь продвижения к Европе", передает "МОЛДПРЕС".

Учредительная конференция демократического форума молдавских граждан, проживающих на левом берегу Днестра, как предполагается, состоится осенью этого года.

Реакция на закон об основных положениях статуса Приднестровья

Партия социалистов "Patria-Родина" считает закон об основных положениях статуса Приднестровья "ультиматумом остальным участникам переговорного процесса". Он свидетельствует "о твердом нежелании и неспособности нынешней власти решить приднестровскую проблему и объединить страну мирным путем", говорится в заявлении партии, которое цитирует "ИНФОТАГ". По мнению его авторов, "поспешно получивший силу закона документ, представленный молдавской общественности как позитивная и согласованная реакция властей Республики Молдова на последние инициативы Украины, на самом деле является политическим ультиматумом Кишинева остальным сторонам, вовлеченным в переговорный процесс".

Лидер социалистов Вероника Абрамчук утверждает, что закон "полностью игнорирует наработанную Кишиневом и Тирасполем нормативную базу этого процесса, никак не учитывает сложившиеся на берегах Днестра объективные реальности и влечет за собой новый виток напряженности с непредсказуемыми последствиями". Исполком партии расценил закон как "первый и крайне неудачный документ на пути к реинтеграции страны", сообщает "ИНФОТАГ".

Авторы заявления считают, что закон, "выдвинутый и принятый без согласования с приднестровской стороной, а также с гражданским обществом, обречен пополнить список неработающих законодательных актов", а "возобновление переговорного процесса между сторонами становится весьма проблематичным". "Практически единогласное одобрение закона молдавскими законодателями никак не свидетельствует о наличии политического консенсуса в государстве и обществе по основным проблемам становления и укрепления государственности Молдавии, ее реального суверенитета. Напротив, это лишь свидетельствует о политическом банкротстве правящей партии, ее ренегатстве и неспособности выполнять взятые на себя обязательства", - говорится в заявлении Партии социалистов "Patria-Родина".

Исполком партии обратился к общественно-политическим формированиям обоих берегов Днестра с предложением "незамедлительно начать открытый диалог по проблеме реинтеграции страны", сообщает "ИНФОТАГ".

Хельсинский комитет по правам человека в Молдавии считает, что Приднестровью нет необходимости предоставлять какой-то особый статус в составе Республики Молдова. Председатель Комитета Штефан Урыту сообщил 3 августа на пресс-конференции, что "недавно вернулся из Москвы, где проходил круглый стол по обсуждению проблем нарушения прав человека в разных странах". "Для Молдавии приднестровский вопрос - основное препятствие на пути становления демократии в республике. В Приднестровье искусственно сохранено закрытое общество образца СССР 1937 г., население региона находится в информационном вакууме", - процитировал Урыту свое выступление в Москве, сообщает "ИНФОТАГ".

Реакция молдавского МИД на заявление министра обороны России

Министерство иностранных дел Молдавии прокомментировало заявление российского министра обороны о том, что войска РФ останутся в Приднестровье, пока оттуда не будет вывезено вооружение. "Позиция Кишинева относительно безоговорочного вывода российских войск и вооружений с территории Республики Молдова в строгом соответствии со Стамбульскими договоренностями остается такой же твердой, какой она была и на протяжении всех лет после саммита, - говорится в сообщении МИДа РМ, переданном для распространения "МОЛДПРЕС". - Заявления министра Иванова созвучны и с недавними утверждениями российских властей, не желающих продемонстрировать свою готовность приобщиться к новым стратегическо-политическим реалиям современного мира. Более того, говоря вкупе о так называемых миротворческих функциях и функциях по охране и хранению оружия, находящегося на территории нашей страны, в контексте мнимого мандата нелегально расквартированных на территории нашего государства сил, российский министр тем самым показывает неосведомленность о тех соглашениях, которые есть между Республикой Молдова и Российской Федерацией. Вызывает сожаление попытка придать официальный характер высказываниям российских чиновников, выходящим за рамки нормального и вредящим сохранению, упрочению и дальнейшему построению хороших отношений между двумя государствами.

В этой связи отметим, что частые ссылки российских властей на позицию сепаратистских лидеров в пользу пребывания российских войск на территории Республики Молдова наводят на мысль о том, что Российской Федерации следовало бы разъяснить своим гражданам, проживающим в другом государстве, что именно предписывает режим гражданства, а также другие, вытекающие из этого режима нормы", - отмечается в сообщении МИД РМ.

Министерство реинтеграции Молдавии: Шову не выдворяли с тираспольского стадиона

Министерство реинтеграции Молдавии опровергло информацию российских и приднестровских СМИ о задержании и выдворении с территории Приднестровья руководителя этого ведомства Василия Шовы. Как отмечается в заявлении министерства, которое распространило 4 августа агентство "МОЛДПРЕС", несмотря на желание ряда офицеров спецслужб воспрепятствовать присутствию министра на футбольном матче "Шериф" (Тирасполь) - "Партизан" (Белград), Василий Шова с удовольствием просмотрел весь матч на стадионе "Шериф" в Тирасполе и с огорчением воспринял поражение тираспольской команды. Несмотря на инсинуации о том, что присутствие министра "было направлено на дестабилизацию ситуации в регионе", г-н Шова, который по приглашению друзей присутствовал на матче в качестве болельщика, был с радостью встречен на стадионе многочисленными друзьями и знакомыми - тираспольчанами и бендерчанами. Обвинения, прозвучавшие из уст офицеров т.н. министерства госбезопасности приднестровского региона во время беседы на административной границе близ поста миротворческих сил на въезде в Бендеры, о том, что присутствие министра реинтеграции запрещено якобы по причине того, что "министр мог болеть за "Партизан" а не за "Шериф", заставляет усомниться в профессионализме этих офицеров в их деле обеспечения т.н. государственной безопасности, отмечается в заявлении министерства реинтеграции РМ.

Визит министра обороны Молдавии в США

Соединенные Штаты Америки готовы предоставить необходимую помощь в реализации проекта, связанного с контролем, учетом и уничтожением оружия и боеприпасов мелкого калибра в восточных районах Республики Молдова в целях демилитаризации этого региона и во избежание попадания оружия в руки террористов или недемократических режимов. Об этом заявил заместитель помощника государственного секретаря США по военно-политическим вопросам Роберт Дж. Лофтис на встрече с молдавским министром обороны Валерием Плешкой, передает "БАСА-пресс". Лофтис отметил, что американское государство ценит усилия Республики Молдова по решению приднестровской проблемы и продолжит поддерживать в этом Республику Молдову.

Молдавский министр считает, что проблема демилитаризации восточных районов республики может быть разрешена путем роспуска приднестровских военизированных формирований и интеграции их личного состава в силовые структуры Республики Молдова. Достижение этой задачи предполагает, по мнению Плешки, и решение проблемы складов российского вооружения в Колбасне, которые сейчас представляют возросшую опасность не только для Республики Молдова, но и для других стран.

После завершения пятидневного визита в США Валериу Плешка сообщил 5 августа журналистам, что американские власти дают высокую оценку усилиям по реформированию молдавской армии, а также вкладу молдавских военнослужащих в осуществление постконфликтной операции в Ираке. "Республика Молдова намерена продолжить участие в миротворческих или постконфликтных операциях, а по запросу международных организаций готова направить новый контингент саперов для участия в миссии по восстановлению Ирака", - цитирует министра обороны "МОЛДПРЕС". Возможно, отметил Плешка, это произойдет нынешней осенью. (Первый контингент из 42 молдавских саперов был направлен с миссией по восстановлению Ирака в сентябре 2003 года, второй - в составе 12 человек - в июле 2004 года. Молдавские военные находились в Ираке по шесть месяцев - прим. ИА REGNUM.)

Во время визита министра обороны Молдавии в США обсуждались также возможности расширения сфер сотрудничества между армиями двух стран, а также реализации совместных проектов в будущем.

Поезда пойдут в обход Приднестровья

Руководство непризнанной Приднестровской Молдавской Республики (ПМР) отказалось от приватизации железной дороги региона, заявил агентству "БАСА-пресс" министр транспорта и дорожного хозяйства РМ Мирон Гагауз. Он сообщил, что располагает "верной информацией" о том, что Тирасполь отказался от идеи продажи предприятия, однако это не было подтверждено пока официальными лицами из Тирасполя. По словам Гагауза, "приднестровское руководство отказалось от продажи активов в отсутствие покупателей". "Маловероятно, чтобы компания с именем, располагающая фондами для покупки железной дороги, заключила сделку, зная, что активы принадлежат Республике Молдова", - сказал Мирон Гагауз.

Приднестровское руководство объявило в начале этого года, что намеревается приватизировать в 2005 году предприятие "Железная дорога Приднестровья". Во второй половине 2004 года приднестровские власти силой взяли в свои руки управление железной дороги региона, которая до тех пор управлялись "Железной дорогой Молдавии" (ЖДМ) и была единственным экономическим объектом, расположенным в Приднестровье, но управляемым из Кишинева, сообщает "БАСА-пресс". В сентябре 2004 года Тирасполь объявил о завершении регистрации прав собственности на предприятие "Железная дорога Приднестровья", которое не признано транспортными властями Молдавии, напоминает "БАСА-пресс". В состав предприятия "Железная дорога Приднестровья" (протяженность железнодорожных путей - 162,6 км) входят станции Тирасполь, Бендеры и Рыбница.

Недавно предприятие "Железная дорога Приднестровья" доложило о получении в первом полугодии прибыли ниже 100 тысяч долларов США. По данным предприятия, в январе-июне компания получила доходов на сумму 17,2 млн. приднестровских рублей (около 2,1 млн. долларов США), в то время как расходы были на уровне 16,8 млн. рублей (2 млн. долларов). "Полученная прибыль, пусть скромная, указывает на то, что предприятие развивается", - заявил директор "Железной дороги Приднестровья" Сергей Марцинко на торжестве, прошедшем в Тирасполе, по случаю исполнения одного года со дня учреждения предприятия, сообщает "БАСА-пресс".

Республика Молдова рассматривает возможность направления поездов, которые отправляются в Москву, а также других поездов на Российскую Федерацию в обход приднестровской территории, заявил 2 августа на пресс-конференции министр транспорта и дорожного хозяйства РМ Мирон Гагауз. По его словам, Кишинев готов применить такие меры "для устранения проблем, с которыми сталкиваются пассажиры при пересечении приднестровской территории, в том числе при проходе так называемой приднестровской таможни". "Одним из факторов, которые нас пока останавливают изменить маршрут, является ограниченная возможность перевозок на сегменте железной дороги Могилев-Подольск-Жмеринка", - цитирует Гагауза "БАСА-пресс".

Министр транспорта заявил также, что до 1 ноября с.г. будет завершено строительство участка железной дороги Ревака-Кайнары, который соединит север Республики Молдова с югом в обход приднестровского участка и сократит путь на 70 км. "На эту дату поезда уже смогут ходить, может с некоторыми ограничениями скорости, а путь приобретет статус магистрали в течение примерно года", - приводит слова министра агентство. С 29 мая управление государственного предприятия "Железная дорога Молдовы" изменило маршрут поезда № 62 на Санкт-Петербург, который ходит теперь в обход территории Приднестровья.

Таможенники сотрудничают и используют информационные технологии

Таможенная служба Республики Молдова объявила 2 августа о ведении в действие информационной системы таможенного оформления "Asycuda World" в первых пяти таможенных бюро. "Таким образом, четвертая версия автоматизированной информационной системы "Asycuda World" для таможенных служб входит в Европу", - заявил на пресс-конференции директор Таможенной службы Николае Вылку. Как отмечает ИА "НОВОСТИ-МОЛДОВА", Молдавия - первая в мире страна, переходящая на четвертую версию ASYCUDA World, разработанную Конференцией ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД).

Как сообщает "БАСА-пресс", первые таможенные бюро начали использовать новую систему 1 августа, а до октября ее использование будет расширено на всю территорию Республики Молдова. "Asycuda World" позволяет информатизировать все таможенные операции, включая управление рисками, контроль декларированных ценностей, установление сборов, автоматизацию и контроль транзитных операций. "Система использует WEB-технологии, так что таможенные офицеры и экономические агенты могут осуществлять большинство таможенных операций через интернет, от таможенных деклараций до контроля документов", - сказал Вылку. Также система облегчает электронный обмен документами между таможней, другими государственными учреждениями, экономическими агентами и таможенными службами из других стран.

Программа "Asycuda World" была официально запущена 6 октября 2003 года. Полная стоимость проекта составляет 9,69 млн. долларов, из которых 7,21 млн. предоставила РМ Международная ассоциация по развитию, 1,28 млн. - правительство США, 1,19 млн. выделило правительство Молдавии.

Внедрение информационной системы Asycuda World стало продолжением работы по оптимизации деятельности таможенных структур Молдавии. Ее началом можно считать создание месяц назад совместных таможенных постов на границе с Украиной.

"Вопрос организации совместного контроля на молдавско-украинской границе так или иначе решался начиная с 1997 года, когда между сторонами был подписан Меморандум об организации такого контроля, - отметил для "Экономического обозрения" генеральный директор Таможенной службы Николай Вылку. - Был даже период, когда на отдельных пунктах перехода молдавские и украинские таможенники работали совместно. Но до полномасштабного решения вопроса дело не доходило. Поэтому в последнее время с обеих сторон были предприняты большие усилия для организации такого контроля по всему периметру молдавско-украинской границы. К примеру, нам пришлось в ускоренном режиме заново отстроить все пункты пропуска, на которых планировалась совместная работа. И с 1 июля в пунктах перехода Бричаны-Россошаны, Ларга-Кельменцы, Джурджулешть-Рени и Медвежье-Зеленая начал осуществляться совместный контроль таможенными органами Молдавии и Украины. До 1 октября должны быть завершены строительные работы на таможне в Крива, после чего и на этом пункте перехода будет действовать совместный пост. Главная цель - максимально ускорить таможенное оформление и пропуск грузов, не снижая при этом эффективности проверок".

Принцип организации работы совместных постов предельно прост и соответствует европейской практике, применяемой в том числе на границах ЕС, отмечает "Экономическое обозрение". Часть молдавских таможенников "идут на службу" на украинскую территорию. Те, в свою очередь, делегируют своих представителей на сопредельную таможню в Молдавии. Создаются совместные группы, которые вместе осуществляют контроль и оформление проходящих грузов. Как разъяснил "ЭО" замначальника управления администрирования таможенных режимов и процедур Таможенной службы РМ Владислав Швец, проверка осуществляется на территории государства, куда ввозится товар. Например, грузы из Молдавии подвергаются совместному контролю на украинской стороне. Тем самым в два раза снижается время досмотра и таможенного оформления. Хотя проверка осуществляется смешанными группами, каждая из сторон четко выполняет возложенные на нее функции и обладает самостоятельностью в принятии решений. Например, если груз транзитный в сторону Молдавии, то пока украинские таможенники не "закрыли" транзит, молдавская сторона не приступает к досмотру и оформлению. В случае выявления контрабанды товар остается под контролем той таможни, которая выявила незаконную операцию.

Первые четыре совместных поста начали работать на "беспроблемном" участке молдавско-украинской границы, потому и особых накладок, по словам представителей Таможенной службы, в течение первого месяца деятельности не наблюдалось. Хотя механизм совместной работы и уровень взаимодействия еще нуждаются в совершенствовании. Не везде еще есть устойчивая двусторонняя телефонная связь, поэтому таможенникам приходится пользоваться радиостанциями или ноутбуками. В последнем случае отработавшая смена по возвращении на свою территорию закачивает всю информацию в единую компьютерную базу. Не везде есть возможность в режиме реального времени обмениваться информацией через интернет. Как пишет "Экономическое обозрение", эти и многие другие вопросы организационного плана, по словам Николая Вылку, будут оперативно решаться.

Параллельно ведется работа и по организации совместного контроля на других участках границы. Прежде всего, на пунктах пропуска Кучурган-Первомайск и Паланка-Маяки. И хотя здесь стороны сталкиваются с определенными проблемами организационного и технического характера, они полны решимости внедрить и на этих пунктах перехода систему совместного контроля. Николай Вылку подчеркнул, что кабинет министров Украины 26 мая этого года принял постановление № 400 о недопущении ввоза на свою территорию товаров из Молдавии без наличия сопроводительных документов таможенных органов РМ.

Если совместные посты призваны облегчить жизнь бизнесменам при осуществлении торговых операций в восточном направлении, то внедрение с 1 августа на пяти таможнях системы Asycuda World направлено на "европеизацию" всей таможенной системы Молдовы. Как сообщил Николай Вылку, "первопроходцами" информатизации стали Кишиневская, Бендерская и Леушенская таможни, а также таможни в кишиневском аэропорту и в "Экспо-бизнес-Кишинэу". В будущем система будет внедряться и на остальных таможнях. Начиная с октября она должна использоваться в полном объеме всеми таможенными структурами республики. Главное достоинство Asycuda World, по мнению гендиректора Таможенной службы, не только в том, что она максимально автоматизирует процесс таможенного оформления, вплоть до исчисления размеров платежей и сборов, но и сводит до минимума возможности для злоупотреблений, пишет "Экономическое обозрение".

Каждому оператору на пропускном пункте присваивается персональный код, и он несет личную ответственность за правильность вносимых данных. Если еще учесть, что все операции в режиме реального времени отражаются на центральном сервере и передаются на другие таможни, то "поле для маневров" и вовсе сужается до невозможного, считает чиновник.

Система использует WEB-технологии, так что хозяйствующие субъекты могут осуществлять большинство таможенных операций через интернет, вплоть до заполнения деклараций. Asycuda позволяет также обмениваться документами в электронном виде и информацией между таможней и другими структурами, в том числе службами контроля из других стран. В системе предусмотрена специальная функция контроля грузопотоков по "цветовому" признаку, поэтому использование "зеленой полосы" станет повсеместным. "С помощью специальной программы будут определены группы риска в зависимости от приверженности к нарушениям как для товаров, так и для предприятий, и в отношении них будет применяться более жесткий контроль, - отметил Николай Вылку. - Все же остальные будут пользоваться "зеленым коридором" и смогут в облегченном режиме осуществлять экспортно-импортные операции. Но это вовсе не означает, что контроль за их деятельностью будет менее эффективным. В рамках Таможенной службы создано специальное управление контроля и аудита, которое будет постоянно анализировать базы данных и поступающую информацию. На основе этого анализа будет осуществляться избирательный контроль фирм. И если будут выявлены нарушения, то этот хозяйствующий субъект потеряет право пользования "зеленой полосой", пишет "Экономическое обозрение".

Правительство Молдавии готовится к децентрализации экономики

Молдавское правительство завершает разработку пакета законодательных актов, которые создают основополагающие стимулы для развития бизнеса на селе. Об этом заявил премьер-министр Василе Тарлев. В эксклюзивном интервью агентству "ИНФОТАГ" он сказал, что одним из стимулов будет дифференцированный подход к налоговой политике, применяемой в различных населенных пунктах страны. Вплоть до полного освобождения от налогообложения деятельности экономических агентов в сельской местности.

"Всем известно, что преобладающая часть экономического потенциала сконцентрирована в Кишиневе и Бельцах. Вряд ли с такой структурой производительных сил можно добиться переломного экономического роста и улучшения благосостояния граждан", - сказал Тарлев. По его словам, это и привело власть к мысли о необходимости разработки и внедрения национальной программы Satul Moldovenesc ("Молдавское село"). По подсчетам специалистов, для ее реализации потребуются более 40 млрд. леев ($3,3 млрд.). "Рассчитывать на бюджетные ассигнования или только на бюджетные ресурсы не приходится. Требуются радикальные и неординарные меры, которые бы способствовали децентрализации экономической мощи страны", - цитирует Тарлева "ИНФОТАГ".

Глава правительства считает, что государству предстоит убедить своих граждан в необходимости, целесообразности, а главное, выгодности ведения бизнеса в регионах, где для этого будут созданы соответствующие условия. Тарлев надеется, что привлекательность ведения бизнеса в провинциальной зоне станет началом привлечения инвестиций соотечественников в экономику Молдавии, с помощью которых удастся существенно поднять уровень жизни на селе, перелает "ИНФОТАГ".

Почему не были выполнены "десять заповедей" оппозиции

(Игорь Волницкий, "ИНФОТАГ" для Moldova Azi)

"Завершение весенне-летней сессии парламента обозначило не только первый этап деятельности нового законодательного органа, но и истечение срока, отведенного власти на выполнение десяти требований оппозиционных формирований, проголосовавших за переизбрание Владимира Воронина на должность главы государства. Странно, но ни президент Владимир Воронин, ни лидеры СЛП (Социал-либеральная партия - прим. ИА REGNUM) и ХДНП (Христианско-демократическая народная партия - прим. ИА REGNUM) не коснулись этого в своих выступлениях и заявлениях по поводу завершения парламентской сессии.

Подобное развитие событий можно было предвидеть заранее. С момента появления "десяти заповедей" оппозиции было ясно, что они не будут соблюдены полностью. Хотя бы потому, что их выполнение означало бы для власти полную утрату контроля над такими важными институтами, как Счетная палата, Координационный совет по телевидению и радио, судебная система.

Среди десяти требований оппозиции фигурировали: принятие нового Закона о телерадиовещании и формирование Координационного совета по телевидению и радиовещанию по новым принципам, с участием представителей оппозиции и гражданского общества; принятие нового Закона об общественном телевидении и радиовещании и гарантирование права на свободу выражения; приостановление издания правительственных газет "Независимая Молдова" и "Молдова Суверанэ"; принятие нового Закона о Счетной палате и установление контроля над расходованием публичных средств; реформирование судебной системы, обеспечение независимости судебных инстанций, принятие нового Закона о прокуратуре; внесение изменений в Кодекс о выборах и обеспечение независимости Центральной избирательной комиссии, совершенствование законодательства о спецслужбах и установление над ними общественного контроля посредством парламента.

До сих пор полностью или частично выполнены лишь три из этих требований: бывшие правительственные газеты уже не финансируются из государственного бюджета, внесены изменения в закон о Службе информации и безопасности, а также изменения в Кодекс о выборах. Некоторые политические обозреватели склонны считать, что к выполненным требованиям можно отнести и изменения в законодательстве о назначении руководителей судебных инстанций. В соответствии с этими изменениями, даже если президент не согласен с той или иной кандидатурой, выдвинутой Высшим советом магистратуры, он будет вынужден утвердить ее в том случае, если на этой кандидатуре будет настаивать орган самоуправления судебной системы.

В своем выступлении в рамках заключительного заседания парламента Владимир Воронин коснулся возможных новых инициатив по изменению законодательства, регулирующего деятельность Счетной палаты (внесенные до сих пор изменения не учитывают всех требований оппозиции). Пока не известно, о каких именно изменениях идет речь, однако маловероятно, что они будут носить "революционный характер", как того потребовала оппозиция. В контексте стоит упомянуть, что оппозиция неоднократно обвиняла власть в незаконном использовании публичных средств. Вспомним хотя бы скандал с квартирой бывшего спикера Еуджении Остапчук. Поэтому наивно было бы ожидать, что власть станет подыгрывать оппозиции и предоставлять ей цифры и факты, которые затем будут использованы ею против самой же правящей партии.

Что касается остальных требований оппозиции, то они не только не были выполнены, но даже напротив: власть сделала все возможное, чтобы сохранить существующее положение вещей в соответствующих областях. В качестве примера можно привести кадровые перестановки, проведенные в последние месяцы в судебной системе. Так, несмотря на то, что оппозиция была против нового утверждения Валерии Штербец в должности председателя ВСП (Высшая судебная палата - прим. ИА REGNUM), заявляя, что она в значительной степени виновна в нынешней ситуации в судебной системе, власть полностью проигнорировала эти аргументы. Точно также власть поступила при назначении судей, членов коллегии, других ответственных работников ВСП - мнения оппозиции даже не спрашивали.

Аналогичная ситуация отмечается и в случае "Телерадио-Молдова". Во время досрочных выборов примара Кишинева некоторые конкуренты выдвигали серьезные претензии к деятельности общественной телерадиокомпании, однако власть (которой, как утверждали авторы упомянутых обвинений, "Телерадио-Молдова" оказывало преимущество) не сделала ничего, чтобы опровергнуть эти обвинения. Ясно, что правящую партию устраивает ситуация на "Телерадио-Молдова", и даже если в угоду оппозиции она и пойдет на какие-то преобразования, то они будут носить чисто формальный характер.

Уже сейчас можно с уверенностью сказать, что требования оппозиции были выдвинуты лишь для того, чтобы пустить пыль в глаза общественности. С самого начала можно было догадаться, что ни власть не выполнит их на сто процентов, ни оппозиция не будет настаивать на их выполнении. Расчет был тогда гораздо проще. Неофициально утверждается, что и ХДНП, и СЛП проголосовали за Воронина не "по убеждению", или из каких-либо тактических и стратегических соображений, а под нажимом неких внешних сил. Эти силы были заинтересованы в переизбрании Владимира Воронина на пост главы государства, а также в установлении мнимого политического консенсуса в Молдавии. В сложившейся тогда ситуации максимум, на что правая оппозиция могла рассчитывать, чтобы не опозориться перед собственными избирателями, - это выдвинуть определенные условия президенту. Позиция этих партий была предельно ясна: "для нас важно, чтобы пожелания нашего электората были выполнены, и если нам не удалось прийти к власти, то почему мы не можем уполномочить сделать это главу государства, который намерен продвигать некоторые из разделяемых нами принципов?".

Тогда Владимир Воронин прекрасно понимал (или кто-то ему подсказал), что тоже должен сделать шаг навстречу оппозиции, чтобы дать ей возможность с честью выйти из положения. Поэтому президент заявил, сразу же после своего избрания, что готов выполнить эти требования; впоследствии он выполнил некоторые из них; в минувшую пятницу он дал понять, что собирается удовлетворить еще несколько "заповедей" оппозиции. В определенном смысле этот вежливый обмен заявлениями служит гарантией последующего сотрудничества между властью и оппозицией.

Не исключено, что уже осенью (когда все уже забудут, что когда-то на выполнение "десяти заповедей" был отведен определенный срок) и власть, и оппозиция перестанут возвращаться к этой теме. Просто не будет никакого интереса. Ведь "заповеди" уже выполнили свою "историческую миссию" - позволили власти и оппозиции преодолеть деликатную ситуацию, сложившуюся в стране после парламентских выборов начала 2005 года".