"Наш паровоз... back in USSR".

("Красноярский рабочий", 08.08.05. Михаил Кемпинский)

"Свежая идея" министерства в том, что в РФ выделяются несколько "регионов-локомотивов", в которых концентрируются финансовые и административные ресурсы. Те же регионы, которые не войдут в локомотивную элиту, смогут рассчитывать лишь на федеральное вспомоществование для финансирования "социалки" и не более того.

Нам бы радоваться в преддверии грядущего экономического рывка края. Да только есть некоторые сомнения. Начнём с того, что, когда губернатор озвучивал "железнодорожную программу", он то имел в виду наши интересы - в смысле выбить из федерального центра дополнительные денежки для региона. Под локомотивность. Ибо, если кто ещё не заметил, мы довольно успешно возвращаемся к госплановской схеме выделения фондов и лимитов. Только оно теперь трансфертами называется.

Что федеральные деньги первичны, а всё остальное лирика, доказывает и процесс объединения края. С точки зрения инвестиционных рейтингов, операция не самая удачная, поскольку финансово-экономическая ситуация в присоединённых Таймыре и Эвенкии (особенно в связи с погромом "Юкоса") значительно хуже, чем собственно в крае. Конечно, вряд ли рейтинги сильно "просядут", ибо экономический вес северных территорий по сравнению с весом края мизерный, но то, что они резко взлетят, ещё более сомнительно. Теперь что касается Минрегионразвития. Сдаётся, что новая стратегия вполне укладывается в концепцию "монетизации льгот". Только монетизироваться будут не пенсионеры, а бесперспективные регионы. А что касается выбора регионов-лидеров, то здесь уже неважно будет, кто это первым придумал. Единственным существенным критерием предлагается вклад региона в ВВП. И забавно будет, если край, где всё это, собственно, и придумали, в федеральный список локомотивов не попадёт. А это не так уж и нереально. Ибо, несмотря на то, что всем нам свойственно надеяться на лучшее, в том числе на удвоение ВРП к 2010 году, ведомство Германа Грефа рисует несколько иную картину. Так, по итогам 2004 года индекс промышленного производства в крае составил 102,1 процента, в то время как у лидера СФО Томской области он превысил 117 процентов. Но самое главное, по прогнозу того же Минэкономразвития, в 2008 году этот индекс будет не выше, а ещё ниже - 101,85 процента. Обычно этот процесс называется не "развитием", а "стагнацией". Кстати, во время недавнего визита в край Греф уже "корректировал" заместителя губернатора Эдхама Акбулатова в части прироста ВРП края в 2004 году. По мнению министра, это никак не 5,8 процента, а всего лишь 3,4. В 2008 году, по прогнозу МЭРиТ, этот показатель также снизится до 2,26. Понятно, что с такой динамикой удвоение ВРП становится просто фантазией. Впрочем, мы не одиноки. Про удвоение ВВП России тоже говорят нечто подобное.

В перспективе 2008 года в СФО вырисовывается совсем другой регион-лидер. Это Кемеровская область, которая, по прогнозам, превзойдёт Красноярский край не только в динамике (индекс промышленного производства свыше 104 процентов, прирост ВРП более 5 процентов), но и по физическому объёму промышленной продукции и обороту розничной торговли.

Очевидно, на фоне стагнации в старопромышленных районах (кстати, по итогам 2004 года край держит первенство по уровню безработицы в СФО, причём в основном за счёт сокращений промышленных работников), нам нужна маленькая победоносная война. Точнее, две. Речь идёт, разумеется, о Ванкоре и Богучанской ГЭС. И здесь уже не особенно важно, что экономическая эффективность этих проектов для региона довольно сомнительна. Зато есть аргумент для центра. Причём аргумент весьма увесистый, раз даже скептик Греф испытал очарование гигантизма и признал, что здесь есть где развернуться государственному инвестиционному фонду. Но дело даже не в эффективности. Абсолютно непонятно, как Ванкор поможет решить проблемы старопромышленных и сельскохозяйственных регионов в полосе Транссиба, где сосредоточена основная часть населения края.

Очень уж всё это напоминает былые времена, когда вместо того, чтобы поднимать урожайность, в Нечерноземье распахивали целину, а вместо того, чтобы модернизировать предприятия, построенные ещё до империалистической войны с германцем, ухали средства в сибирские мегапроекты. И возникает вопрос: что это за локомотив и куда он мчит? А ответ напрашивается такои: наш паровоз, как в известной песне "Биттлз", прёт прямиком "back in USSR". Кстати, видимо, это очевидное несоответствие между заявленными целями и используемыми средствами и породило новый термин, озвученный тем же Александром Хлопониным, но уже на II инвестиционном форуме: "новая индустриализация". Термин звучный и имеющий все шансы на успех, но что может быть нового в индустриализации? Или следует признать, что все пятнадцать лет реформ были блужданием в трёх соснах, а единственное радикальное изменение в том, что прежде общенародный "Норникель" стал собственностью г-на Потанина?

Процитируем известного теоретика регионального развития Петра Щедровицкого: "Фактически исчерпали себя цели регионального развития, столь характерные для эпохи индустриализации: физические объёмы производства, ВВП в стоимостном выражении, объём привлечённых капиталовложений и пр. Регионы - чемпионы по данным показателям - больше не могут рассматриваться в качестве безусловных лидеров развития. Ну не считать же самыми передовыми регионами России два округа (ХМАО и ЯНАО) Тюменской области?! Стало очевидно, что существенными показателями причастности к процессам развития стали объём потребления или уровень благосостояния, структура ВВП, инновационный потенциал региональной экономики, включённость в глобальные обмены (экспорт, гибкая специализация в межрегиональной системе разделения труда и т. д.), а также экономия естественных ресурсов, вовлекаемых в производство. Можно предположить, что целью регионального развития страны на современном этапе является повышение капитализации составляющих её регионов. Соответственно государственная политика регионального развития РФ должна быть направлена на формирование такой её пространственной организации, которая бы повышала стоимость активов, находящихся в распоряжении территориальных сообществ, и в первую очередь человеческого капитала и среды жизни людей (недвижимости, природных и культурно-смысловых ландшафтов)".

С этой точки зрения, даже если мы освоим десять Ванкоров и покроем весь Енисей плотинами ГЭС, мы ни на пядь не приблизимся к статусу региона-локомотива. Ибо это лишь новые клише со старых матриц. Показательно, что и БоГЭС, и Ванкор - ещё "советские" проекты.

Кстати, по мнению того же Петра Щедровицкого, сегодня в России к "локомотивам" можно отнести лишь полтора региона. Один, естественно, Москва, которая, на взгляд провинциала, уже и не Россия вовсе. А половинка - это "если нос Ивана Кузьмича приставить к губам Петра Терентьевича", то есть надёргать со всех оставшихся регионов "ростки нового" и составить из них некую виртуальную территорию.

А если пойти дальше, то можно предположить, что идея "регионов-локомотивов" принципиально порочна. Хотя бы потому, что границы рынков с границами регионов не совпадают. Наши крупнейшие корпорации перерастают национальные границы и превращаются в ТНК. Как, собственно, региональная власть может эффективно регулировать хозяйственную деятельность транснациональных корпораций, имеющих интересы на территории региона?

"Уже вчера" фактически неподконтрольны власти естественные монополисты и крупные промышленные корпорации, сегодня контроль над потребительским рынком перехватывают глобальные торговые сети, завтра крупный (и не обязательно российский) капитал придёт в ЖКХ. И в принципе, никого из них определённо не волнуют претензии того или иного региона на экономическое лидерство. В этой ситуации в экономических программах региональной власти появится слишком много неизвестных, чтобы они были выполнимы. Всё это абсолютно не означает, что в регионах должен восторжествовать экономический фатализм: "пусть будет, как будет, ведь что-нибудь да будет".

Просто "не вливают вина молодого в мехи ветхие". И не может строиться идеология "локомотивности" на процентах прироста ВРП.

"Новое свинство лучше старых двух"

("Красноярский рабочий", 08.08.05/ Дмитрий Голованов)

Владельцы знаменитого агрокомплекса "Черкизовский" намерены устроить в Красноярском крае свинарник. В смысле - возродить в Сибири совсем было захиревшее свиноводство. И это, безусловно, радует. Как-то руководитель одного очень крупного красноярского оборонного предприятия пожаловался мне, что никак не может избавиться от довольно крупного свинокомплекса, висевшего на балансе предприятия ещё с советских времён. Обзваниваю, говорит оборонный директор, руководителей наших мясокомбинатов и предлагаю купить наш свинарник за сущие копейки, в рассрочку, хоть на двадцать лет, а они мне отвечают: "А какой смысл? Гораздо выгоднее контрабандную свинину из Китая ввозить и из неё колбасу стряпать..."

Вот так. Уже травой забвения - не в переносном, в прямом смысле - порос свинокомплекс на шестьдесят тысяч голов в селе Первомайском, тоже рядом с городом, всего-то полета километров. Стоит, зияет выбитыми окнами, как череп пустыми глазницами. Другой, ещё более мощный комплекс - Малиновский вроде бы пока чуть дышит, при расчётной мощности на сто тысяч голов там, по некоторым данным, сегодня не более пяти тысяч хрюшек. Остальных просто вырезали - пару лет назад последний хозяин - АО "Ачинскхлебопродукт", забравший себе предприятие за долги, с удивлением обнаружил, что у сельхозпредприятия имеются и другие кредиторы. Новые собственники не придумали ничего лучшего, чем начать борьбу с царившим на комплексе свинством, опять же в самом прямом смысле. Чтобы расплатиться с кредиторами, пустили под нож маточное стадо, не жалели, говорят, даже беременных самок. Цель была одна - как можно скорей превратить несчастных животных в мясо и продать. Шаг, надо сказать, по отношению к Хавроньям и Маланьям гуманный - лучше уж погибнуть от ножа мясника, чем от голода. Последняя участь была скорее уготована бывшим работникам предприятия, поскольку большая часть их после "резни" попала под сокращение.

О судьбах свинокомплексов много и активно радели краевые депутаты, неустанно пеклись чиновники. Но предприятия всё же рухнули, потому что забота государственных мужей была ограничена словесными прениями. В итоге был вынесен безжалостный и окончательный приговор: свиноводство - занятие невыгодное и без поддержки государства существовать не может. А государство, естественно, никакого желания вспомоществовать свиньям не имеет...

Если кто-то хочет торговать колбасой и беконом - на здоровье, а как существовать и выживать - это проблемы собственника. И таковой в наших землях появился. И красноярцы с удивлением узнали, что разводить мясную живность - очень даже прибыльное занятие, поскольку многие из нас, оказывается, любят побаловать себя беконом и колбасой и даже готовы платить за эту свою маленькую слабость немаленькие деньги.

И вот на тебе! Имея в крае два безнадёжно загубленных хозяйства, власть теперь ищет черкизовцам земли под строительство третьего. Ну что же, тут, как говорится, "хозяин барин". Видимо, москвичей чем-то не устраивают старые, развалившиеся свиноводческие хозяйства, и они считают, что им выгоднее построить своё, новое, чем выкупать у неэффективного собственника полуразвалившееся старьё. Хотя со стороны ситуация выглядит довольно странно и нелепо.

В связи с этим вспоминается другая история. Был когда-то у нас в городе зимний Дворец спорта - там тренировалась и играла местная команда мастеров по хоккею с шайбой, работала секция фигурного катания... Потом выяснилось, что всё это невыгодно и нерентабельно. А тут, на счастье, наш великий борец Иван Ярыгин, используя свой всемирный авторитет, договорился, где надо, чтобы у нас в городе провели чемпионат мира по вольной борьбе. Тогдашние краевые власти обрадовались - гости понаедут, край прогремит на весь мир, инвестиции пойдут... Только вот незадача - не оказалось на родине великого чемпиона спортивного сооружения, которое бы соответствовало статусу престижного турнира. Строить его было некогда да и дороговато. Тогда, недолго думая, власти решили приспособить под это дело ледовый Дворец на острове Отдыха. Засучив рукава, рабочие выломали с корнем систему охлаждения, сделали косметический ремонт, настелили борцовских ковров. Сошло.

Правда, о мальчиках и девочках, навсегда расстающихся с мечтой пойти по стопам Ирины Родниной или Александра Якушева, никто тогда, естественно, не думал. Какие дети, какие секции, когда речь идёт о престиже региона и будущих инвестициях? Впрочем, чемпионат прошёл, ни мировой известности, ни, тем более, капиталов Красноярску не принеся. Зато бывший Дворец спорта, носящий теперь имя Ярыгина, большую часть времени стоит совершенно пустой, несколько раз в год превращаясь в ярмарочный балаган. А в прошлом году губернатор Александр Хлопонин, не слишком симпатизирующий такому "малопопулярному" виду спорта, как хоккей с мячом, заявил, что намерен в Красноярске развивать более престижный и популярный во всём мире хоккей с шайбой, для чего в нашем городе будет выстроен... новый Дворец спорта. Пока, правда, никаких телодвижений в этом направлении не заметно, но слова губернатора внушают определённый оптимизм. Если так дело пойдёт и дальше, нас ждут блестящие перспективы. Ну, например, кто-нибудь сообразит, что сборка телевизоров в Красноярском крае - очень прибыльное занятие, и мы будем наблюдать, как краевые власти помогают искать представителям фирмы "Самсунг" или "Сони" площадку под строительство нового телевизорного завода. Или, скажем, выяснится, что в самом лесном после Амазонии регионе планеты очень выгодно производить вискозную нить или специальную фотобумагу. И развернётся у нас в крае грандиозное строительство новых заводских корпусов. Разве плохо? Только не говорите, что это свинство...

"Немецкие предприниматели едут на Север".

("Сегодняшняя газета", 06.08.05)

Норильск заинтересовал бизнесменов Германии. Они побывают в нем, как сообщает пресс-служба администрации Красноярского края, с 5 по 8 сентября.

В делегацию, которую возглавит заместитель министра по внешней торговле Германии Карл-Эрнест Браунер, войдут 38 руководителей фирм, представляющих финансы, машиностроение, строительство, деревообработку, жилищно-коммунальное хозяйство, энергетику и торговлю.

Кроме того, город за Полярным кругом посетят четыре представителя министерства экономики Германии, советник посольства ФРГ Андреас Нойманн, а также немецкие журналисты. Гости познакомятся с этим уникальным северным городом, а также побывают на ряде предприятий с целью "установления деловых контактов и оценки возможностей и перспектив развития кооперационных связей между предприятиями Норильска и Германии".