В мае тульский губернатор Вячеслав Дудка поручил профильным службам разобраться с ростом квартплаты в Туле и других муниципальных образованиях области, проверить, насколько экономически обоснованы повышенные тарифы. Для этих целей была привлечена и независимая экспертиза. Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, результаты проверки огласил на брифинге для представителей СМИ председатель Региональной энергетической комиссии (РЭК) области Юрий Орехов.

Председатель РЭК отметил, что утверждение тарифов на жилищно-коммунальные услуги находится в компетенции органов местного самоуправления. Это означает, что формально областные власти не могут повлиять на расчет тарифов, решение принимает либо глава города (района), либо Собрание представителей (городская Дума). Однако по предложению администрации области Совет глав муниципальных образований в свое время постановил согласовывать их с Региональной энергетической комиссией.

В 2004 году расчеты представили 12 муниципалитетов из 26, в 2005 - уже 16. Управа Тулы сделала это только после личного вмешательства губернатора. Изучив полученные от городских чиновников расчеты, специалисты Региональной энергетической комиссии, по словам Юрия Орехова, пришли к выводу о том, что при утверждении тарифов городские власти соблюли лишь формальную сторону вопроса. Привлеченная управой независимая экспертиза по какой-то причине проигнорировала некоторые "вольности" в расчетах специалистов Городской службы единого заказчика (ГСЕЗ).

Кроме оплаты жилищно-коммунальных услуг как таковых, туляки вынуждены оплачивать на содержание непрофильных служб самой Службы единого заказчика. Например, в строку "Содержание и ремонт жилья" ГСЕЗ включила расходы сметного бюро, отделов по заключению договоров с арендаторами, субсидий, приватизации, секторов по благоустройству и лифтовому хозяйству. В расчет тарифа на 2005 год завышена численность рабочих-коммунальщиков, а фигурирующих в расчетах уборщиц первых этажей в реальности в городе вообще нет.

А еще, согласно расчетам Службы единого заказчика, по сравнению с 2004 годом расход материалов на ремонтные работы увеличился в 5 - 6,4(!) раз. Эти цифры также вызвали сомнения у специалистов Региональной энергетической комиссии. По данным ГСЕЗ, услуги сторонних организаций по дератизации, кронированию и обрезке деревьев в этом году увеличились в 8 раз. Но при этом специализированное МУП "Спецавтохозяйство" затраты по этой статье не увеличивало, а значит, соответствующие средства не получало и увеличенные в 8 раз услуги не оказывало.

Как заявил на встрече с журналистами Юрий Орехов, прочие прямые расходы городские власти должны снизить на 91 копеек с квадратного метра, исключив из них в частности затраты Службы единого заказчика, не связанные с эксплуатацией жилья, и двойной налог на землю. Без какого бы то ни было экономического обоснования управа затраты на лифтовое обслуживание по сравнению с 2004 годом увеличила в 2,7 - 2,9 раза. А по расчетам РЭК рост этого тарифа не может превышать 1,2 раза.

Завысили, по мнению работников РЭК, городские чиновники от ЖКХ на 1 рублей 69 копеек и тариф на вывоз твердых бытовых отходов, превысив нормы амортизационных отчислений и начислений на зарплату.

Подводя черту под этими расчетами, председатель Региональной энергетической комиссии Тульской области резюмировал: годовые затраты на содержание и текущий ремонт жилья, обслуживание лифтов, вывоз бытовых отходов, включенные управой Тулы в расчет тарифов, в сумме 1 млрд 110,7 млн руб. должны снизиться на 434 млн руб. и составить 676,7 млн руб. по 2005 году. В целом по области за 2003-2004 гг. эта цифра составила 2,2 млрд рублей. Именно такую сумму сэкономят жители области и консолидированный бюджет региона в случае, если муниципалитеты снизят экономически не обоснованные тарифы.

Юрий Орехов отметил, что есть жалобы и нарушения и по некоторым другим городам и районам области. Например, в Алексинском районе сельские жители платят за жилищно-коммунальные услуги в 2,5 раза больше, чем горожане. Муниципалитет это объясняет тем, что на село "доставлять" эти услуги сложнее. Но принципиальная позиция РЭК состоит в том, чтобы тарифная политика на территории любого муниципального образования области была единой. То есть селяне должны платить столько же, сколько горожане.

Завершая брифинг, председатель РЭК отметил, что задача его специалистов - проверить экономическую обоснованность тарифов, а решение об их изменении (снижении) должны принимать органы местного самоуправления.