"Работы по обследованию состояния железнодорожной инфраструктуры на участке Псоу (мост через реку Псоу) - Ингури (включая мост через реку Ингури) (открытие сквозного железнодорожного сообщения Сочи-Тбилиси) начнутся 9 августа и должны завершиться не позже 1 октября", - заявили ИА REGNUM в министерстве транспорта России.

По словам руководителя Федерального агентства железнодорожного транспорта минтранса России Михаила Акулова, до 1 октября должна быть получена полная информация о состоянии инфраструктуры железной дороги на территории Абхазии, локомотивного и вагонного хозяйства, энергоснабжения. "По результатам работы будет подготовлен предпроектный документ, который даст возможность в дальнейшем определить объем финансирования работ. Сложно пока говорить и об объемах перевозок. Прежде всего, на восстановленном участке планируется возобновление грузового сообщения", - отметили в минстрансе. По мнению Акулова, в первый год работы магистраль сможет привлечь до 3 млн. тонн грузов.

Согласно Михаилу Акулову, проект возобновления сквозного железнодорожного сообщения Сочи-Тбилиси может быть реализован поэтапно. В ходе первого этапа отдельные участки дороги в пределах Абхазии будут восстановлены по временной схеме, что логично, "так как это позволит оценить потребности грузоотправителей и грузополучателей, всех тех, кто строит свой бизнес на железнодорожном транспорте". "Обследование - это первый шаг", - сказал руководитель Федерального агентства железнодорожного транспорта, выразив надежду, что "последующие шаги не заставят себя ждать и будут воплощаться в конкретные решения по восстановлению этой железнодорожной линии". При этом Михаил Акулов воздержался от комментариев по объемам финансирования работ, отметив, что пока главная задача - обследование участка и предоставление ориентировочной сметы расходов. "Дальнейшие вопросы будут решаться в ходе переговоров", - сказал он. В то же время он не исключил, что помимо выделения бюджетных средств на реализацию данного проекта будет вестись активная работа по привлечению частного капитала грузовладельцев и всех заинтересованных транспортных компаний.

На прошедшем заседании Рабочей группы по возобновлению сквозного железнодорожного сообщения через Абхазию стороны были едины во мнении, что проект по восстановлению движения Сочи - Тбилиси реализовывать необходимо. Как ранее заявлял министр транспорта России Игорь Левитин, "в восстановлении железнодорожного сообщения на Кавказе заинтересованы все страны региона. С экономической точки зрения перевозка грузов железнодорожным транспортом через Абхазию является более выгодной по сравнению с морскими и автомобильными перевозками. Есть и другой аспект проблемы: в настоящее время уже формируются транспортные системы, предусматривающие освоение транзита Азия - Европа, минуя транспортную инфраструктуру России и республик Закавказья". "Если не начать заниматься этой проблемой, - отметил министр, - можно потерять огромные транспортные потоки".

Напомним, что в марте 2003 года в Сочи президенты России и Грузии подписали итоговое заявление по грузино-абхазскому урегулированию, в котором, в частности, предусматривалось создание Рабочей группы по возобновлению сквозного железнодорожного сообщения через Абхазию. В сентябре 2004 года руководителем российской части Рабочей группы по возобновлению сквозного железнодорожного сообщения Сочи-Тбилиси распоряжением председателя правительства России Михаила Фрадкова назначен Михаил Акулов - руководитель Федерального агентства железнодорожного транспорта. Абхазскую сторону представляет вице-премьер правительства Абхазии Леонид Лакербая, грузинскую - министр по урегулированию конфликтов Георгий Хаиндрава. Переговоры, проведенные министром транспорта России Игорем Левитиным в октябре-ноябре 2004 г. с президентами, премьер-министрами и сопредседателями межправительственных комиссий Армении, Грузии и Азербайджана создали необходимую основу для начала данной работы.

Первое заседание Рабочей группы в силу ряда причин удалось провести лишь в июне в Москве. Затем представители сторон Рабочей группы провели совещания в г. Гали (Абхазия) - 2 июля и в Тбилиси - 11 июля. Итогом работы стало подписание 19 июля в Сухуми сопредседателями Рабочей группы Протокола, которым утвержден состав трех мобильных бригад, график проведения обследовательских работ на участке Псоу (мост через реку Псоу) - Ингири (включая мост через реку Ингури), а также согласован порядок обеспечения безопасности специалистов при производстве обследовательских работ. При этом, речь идет об обследовательских, а не о восстановительных работах, отметили в минтрансе. За ходом работ будут наблюдать координаторы от каждой стороны. Безопасность специалистов будет обеспечивать абхазская сторона, а в зоне наибольшей напряженности - Коллективные силы по поддержанию мира стран СНГ (КСПМ СНГ). Каждая из сторон финансирует участие своих специалистов в обследовательских работах. Всего в обследовании примет участие 41 специалист.