Проект бюджета на 2003 год будет принят в первом чтении, считает заместитель председателя Комитета по экономической политике и предпринимательству Анатолий Аксаков. "Проект бюджета, который представляет федеральное правительство, - продолжил Анатолий Аксаков, - становится более качественным документом с точки зрения прозрачности и количественной определенности, то есть все параметры, которые задаются, - понятны, разумны и объяснимы.

Главный недостаток бюджета, считает Анатолий Аксаков, заключается в том, что он не является инструментом стимулирования экономического роста. Во-первых, как и в прошлые годы, не предусмотрено формирования и использования бюджетного развития. Также сохраняется распыление ресурсов в федеральной инвестиционной программе в виде небольших средств на множество объектов незавершенного строительства. На взгляд Анатолия Аксакова, необходима концентрация финансов на федерально-значимых объектах. "Финансирование государственного заказа и федеральных программ также распыляется среди множества предприятий, тем самым не достигая конечного результата и, фактически, не являясь источником поддержки предприятий".

Оценка уровня инфляции в 12%, по мнению депутата, также вызывает вопросы, поскольку эта цифра кочует из года в год в последних проектах бюджета. А реальность демонстрирует уровни инфляции в 16-18%. Есть сомнение, что инфляционный уровень правительством занижен в очередной раз. И это при том, добавил Анатолий Аксаков, намечается реформа электроэнергетики, которая предполагает неизбежный рост тарифов на услуги этой отрасли. Но, учитывая, что в проекте бюджета также как в текущем бюджете предусмотрен финансовый резерв для погашения внешнего долга и финансирование непредвиденных расходов, получение инфляционного дохода не является столь принципиальным для исполнения бюджета. Проект бюджета, считает господин Аксаков, встретит, безусловно, жесткую критику со стороны депутатов, которые поставят задачу усиления инвестиционной составляющей в проекте бюджета, а также изыскание дополнительных доходов для финансирования социальных и экономических программ. Но, как предполагает депутат, бюджет будет поддержан в первом чтении и, в основном, работа развернется во втором и третьем чтениях.

В частности, депутатская группа "Народная депутат" будет добиваться, чтобы в бюджете 2003 года была зафиксирована взаимосвязь тарифной политики правительства в отраслях естественных монополий и бюджетной политики. Суть позиции "Народного депутата" в том, что предельный уровень тарифов на услуги электроэнергетики, железнодорожного транспорта, связи должны представляться Государственной Думе вместе с проектом бюджета. В случае если Правительство перешагнет за установленный предельный уровень тарифов и примет решение об их повышении, то одновременно оно должно представить изменение по исполняемому бюджету (т.е. на предложенные повышенные тарифы должны быть подготовлены изменения в бюджет).

Соответствующие законопроекты "О государственном регулировании тарифов на тепловую и электрическую энергии" и "Государственное регулирование на услуги естественных монополий", пояснил Анатолий Аксаков, группой "Народный депутат" уже внесены. Первый из законопроектов принят в двух чтениях в весенней сессии, второй должен быть рассмотрен в осеннюю сессию этого года.