Депутат Государственной Думы Российской Федерации, координатор межфракционной депутатской группы "Столица" Александр Лебедев направил председателю партии "Единая Россия" Борису Грызлову открытое письмо, в котором обозначил основные общественно-политические и экономические проблемы Москвы, а также обратил внимание на действия столичных властей, направленных на решение этих трудностей. Текст открытого письма был распространен на пресс-конференции Александра Лебедева, состоявшейся 3 августа в Москве, сообщает корреспондент ИА REGNUM. По мнению Лебедева, наиболее остро в Москве стоят проблемы регулирования игорного бизнеса, точечной застройки, монопольного положения ряда крупных фирм в столичном стройкомплексе.

В частности, Александр Лебедев обращает внимание на деятельность компании ИНТЕКО и ее взаимоотношения с московскими властями. В письме говорится: "Наиболее наглядным примером этой разновидности предпринимательской активности представляет собой ситуация, сложившаяся во взаимоотношениях правительства Москвы с его деловыми партнерами и подрядчиками. Дело в том, что за последние 15 лет одним из крупнейших игроков на столичном строительном рынке является компания "ИНТЕКО", которую возглавляет жена мэра Москвы Елена Батурина. Хотя Юрий Лужков заявляет, что эта фирма "не выиграла ни одного муниципального тендера по строительству", он регулярно и собственноручно подписывает распорядительные документы московского правительства, предоставляющие ЗАО "ИНТЕКО" возможность развивать свой бизнес и получать ощутимую прибыль на реализации значимых инвестиционных проектов. Например:

1. Постановлением Правительства Москвы от 13 ноября 2001 г. № 1028-ПП "О мерах по обеспечению строительства учебно-лабораторного корпуса Российского химико-технологического университета им. Д.И. Менделеева" на ЗАО "ИНТЕКО" совместно с двумя другими компаниями возложены функции инвесторов по осуществлению программы строительства коммерческого жилья общей площадью ориентировочно 70 тыс. кв. метров с нежилыми помещениями в зоне перспективного развития территории университета на участке площадью 5,1 га по улице Героев - Панфиловцев, владение 20. Подписал - Мэр Ю.М. Лужков.

2. Распоряжением Правительства Москвы от 24 мая 2002 г. № 719-РП определено осуществление в 2003-2007 гг. комплексной застройки территории МИФИ по Пролетарскому проспекту жилыми домами за счет средств привлеченных инвесторов - ЗАО "ИНТЕКО" и ООО "Доходный дом "Базис и компания". Подписал - Мэр Москвы Ю.М. Лужков.

3. Постановлением Правительства Москвы от 11 июня 2002 г. № 423-ПП, предусматривающего строительство в 2003-2005 гг. жилого комплекса с подземным гаражом-стоянкой за счет средств привлеченных инвесторов - ЗАО "СУ-155" и ЗАО "ИНТЕКО" по адресу: ул. Академика Пилюгина, владение 4-6 в квартале 16 Ломоносовского района Москвы (ЮЗАО), в собственность привлеченных инвесторов передается: жилой площади - 82,5%; нежилой площади во встроенно-пристроенных помещениях в строящихся жилых домах - 60%; площади встроенно-пристроенных гаражей - стоянок - 90%. Подписал - Мэр Москвы Ю.М. Лужков.

4. Постановлением Правительства Москвы от 24 декабря 2002 г. № 1046-ПП об осуществлении в 2003-2005 гг. комплексной застройку микрорайона "Кузьминки" площадью 28,4 га (улица Окская - Волжский бульвар) ЮВАО ЗАО "ИНТЕКО" привлечено в качестве заказчика - инвестора по финансированию проектирования и строительства в 2003-2005 гг. жилых домов в микрорайоне "Кузьминки" (улица Окская - Волжский бульвар) ЮВАО. По окончании строительства ЗАО "ИНТЕКО" в собственность передается: по общей жилой площади - 65%; по общей нежилой площади - 60%; по площади машиномест и общего пользования гаражей - стоянок - 70%. Подписал - Мэр Москвы Ю.М. Лужков.

5. Постановлением Правительства Москвы от 23 сентября 2003 г. № 795-ПП "О строительстве комплекса жилых домов на освобождаемой производственной территории района Сокольники (ВАО)" по адресу: Попов пр., вл. 4, 4а, 2 и Русаковская наб., вл. 7, ЗАО "ИНТЕКО" привлечено как инвестор по строительству комплекса жилых домов, с последующим выделением в собственность ему "и привлеченных им в установленном порядке соинвесторов": общей жилой площади - 70%; общей нежилой площади - - 70%, площади подземного гаража-стоянки - 85% машиномест и площади общего пользования, а также 100% общей площади помещений сервисных служб. Также ЗАО "ИНТЕКО", "учитывая социальную значимость комплексной реорганизации производственной территории района Сокольники, а также в целях компенсации заказчику и инвестору затрат, связанных с перебазированием предприятий и организаций, сносом зданий и сооружений, реабилитацией освобождаемой территории", освобождено: от оплаты долевого участия на развитие городских инженерных сетей и сооружений при выдаче технических условий на присоединение; от отчислений на развитие социальной и инженерной инфраструктуры города Москвы". Подписал - Мэр Москвы Ю.М. Лужков.

6. Распоряжением Правительства Москвы от 1 октября 2003 г. № 1749-РП "О предоставлении бюджетных инвестиций ОАО "Московская инвестиционно-строительная компания" (г. Санкт-Петербург)" предоставлены бюджетные инвестиции в 2003 г. ОАО "Московская инвестиционно-строительная компания" (г. Санкт-Петербург) в размере 255000 рублей. Согласно Ежеквартальному отчету ЗАО "ИНТЕКО" за II квартал 2004 года, доля "ИНТЕКО" в уставном капитале ОАО "Московская инвестиционно-строительная компания" - 25.5 %, доля принадлежащих обыкновенных акций - 25.5 %. Подписал - Мэр Москвы Ю.М. Лужков.

7. Распоряжением Правительства Москвы от 21 ноября 2003 г. № 2132-РП "О проектировании жилого дома по адресу: ул. Большая Пироговская, д. 51 (ЦАО)" инвестором по осуществлению в 2003-2004 гг. проектирования жилого дома на месте подлежащего сносу ветхого жилого строения по указанному адресу определено ЗАО "ИНТЕКО". Подписал - И.о. Мэра Москвы В.П. Шанцев.

8. Распоряжением Правительства Москвы от 31 декабря 2003 г. № 2457-РП о строительстве в 2004-2005 гг. жилых домов со встроено-пристроенными нежилыми помещениями и гаражами-стоянками на месте планируемого к сносу административного здания Минобороны РФ, расположенного по адресу: ул. 15-я Парковая, д. 31 (Восточный административный округ) функции заказчика по строительству объектов возложены на ЗАО "ИНТЕКО". Подписал - и.о. Мэра Москвы В.П. Шанцев.

9. Распоряжением Правительства Москвы от 20 января 2004 г. № 26-РП на ЗАО "ИНТЕКО" возложены функции инвестора-застройщика на выполнение работ по реорганизации второй очереди промзоны № 56 "Грайвороново" (кв. 115а), выводу предприятий и застройке освобождаемой территории. Подписал - Мэр Москвы Ю.М. Лужков.

10. Распоряжением Правительства Москвы от 30 июня 2004 г. № 1292-РП жилой дом по адресу: улица Садовая-Сухаревская, дом 10, строение 1 (ЦАО города Москвы) признан аварийным с дальнейшей реконструкцией под нежилые цели. В соответствии с распоряжением Правительства Москвы от 4 августа 2003 года № 1381-РП "О реконструкции Рождественского бульвара и кварталов 263, 264, 265, 266, 267, 268, 270 района Мещанский Центрального административного округа со строительством стартовых жилых домов" инвестором-заказчиком по финансированию проектирования и осуществления в 2003-2007 гг. комплексной реконструкции квартала 270 Мещанского района (куда входит жилой дом 10, стр. 1 по ул. Садовая-Сухаревская) является закрытое акционерное общество "ИНТЕКО". Подписал - Мэр Москвы Ю.М. Лужков.

11. Распоряжением Правительства Москвы от 14 июля 2004 г. № 1415-РП "О комплексной реконструкции зданий по адресу: ул. Ильинка, дом 3/8, стр. 3, 4 и Богоявленский пер., дом 6, стр. 1" в целях обеспечения комплексной реконструкции территории исторического центра Москвы, а также принимая во внимание неудовлетворительное техническое состояние зданий, являющихся единым архитектурным комплексом ("Теплые торговые ряды") ЗАО "ИНТЕКО" разрешено выполнить в 2004-2007 гг. комплексную реконструкцию строений 3, 4 дома 3/8 по ул. Ильинке и строения 1 дома 6 по Богоявленскому пер., а также новое строительство многофункционального административно-гостиничного комплекса с подземной автостоянкой общей площадью до 20000 кв. м. Подписал - Мэр Москвы Ю.М. Лужков.

Здания по адресам: ул. Ильинка, дом 3/8, стр. 3 общей площадью 3349,5 кв. м, ул. Ильинка, дом 3/8, стр. 4 общей площадью 3115,1 кв. м, Богоявленский пер., д. 6, стр. 1 общей площадью 1963,9 кв. м принадлежат ЗАО "ИНТЕКО" на праве собственности (свидетельства о государственной регистрации права от 16 февраля 2004 года № 77-01/01-026/2004-287, № 77-01/01-026/2004-288, № 77-01/01-026/2004-286). ЗАО "ИНТЕКО" выкупило право аренды земельного участка площадью 0,41 га, расположенного по ул. Ильинке во вл. 3/8, стр. 3 и стр. 4, во вл. 6, стр. 1 по Богоявленскому пер. (договор долгосрочной аренды земельного участка от 1 августа 1996 г. № М-01-006340).

12. Распоряжением заместителя Мэра Москвы И.Н. Орджоникидзе от 13 августа 2004 г. № 193-РЗМ "Об уполномоченной компании Правительства Москвы ЗАО "ИНТЕКО" ЗАО "ИНТЕКО" присвоен статус уполномоченной компании Правительства Москвы по осуществлению работ по комплексной проработке и урегулированию имущественно-правовых отношений, формированию земельных участков и разработке предпроектной документации на строительство гостиниц и туристско-рекреационных комплексов в городе Москве. Этим же распоряжением ЗАО "ИНТЕКО" для проведения работ предоставлены следующие адреса: Мира пр., 98 (Рижская пл.), ЦАО Москвы (управа района Мещанский); общественный комплекс района Нагатинский Затон, ЮАО Москвы (управа района Нагатинский Затон); Ленинградское ш., вл. 21, САО Москвы (управа района Войковский).

13. Постановлением Правительства Москвы от 28 декабря 2004 г. № 927-ПП "О строительстве учебного корпуса МГУ им. М.В. Ломоносова и жилого квартала на земельном участке по Ломоносовскому проспекту (ЗАО)" "...в целях дальнейшего развития учебной базы МГУ им. М.В. Ломоносова" инвестором по проектированию и строительству жилого комплекса с развитой социально-бытовой инфраструктурой в соответствии с разработанным проектом планировки общей площадью квартир до 200000 кв. метров с подземными гаражами-стоянками определено ЗАО "ИНТЕКО". 70% жилой площади и 70% нежилой площади, 85% машиномест на встроенно-пристроенных гаражей-стоянок и площади общего пользования и 100% сервисных служб передается в собственность инвестора ЗАО "ИНТЕКО". Подписал - Мэр Москвы Ю.М. Лужков.

Кроме получения от города прав на реализацию высоко прибыльных инвестиционных проектов существуют и дополнительные возможности для развития бизнеса. Комитетом по архитектуре и градостроительству Правительства Москвы Указанием от 16 января 2001 года №4 "Об утверждении архитектурно-технических решений рельефной отделки наружных стен жилых домов массовых серий" напрямую зафиксировано, что "перед наклейкой архитектурных деталей на основание место наклейки должно быть огрунтовано специальным составом.... грунтовку основания следует выполнять составом "ИНТЕКО-И" предприятия ЗАО "ИНТЕКОстрой" (г. Москва)".

Как видно из ряда вышеперечисленных документов, инвестиционные условия, на которых работает в Москве ЗАО "ИНТЕКО", бывают достаточно благоприятными для развития бизнеса: доли инвестора в построенных площадях абсолютно превосходят доли города, да и городские отягощения не слишком обременительны, а иногда их нет вообще. Мэр Москвы Ю.М. Лужков вряд ли может не знать об этом.

В конце апреля 2005 г. ЗАО "ИНТЕКО" объявило о своих планах по диверсификации бизнеса. В прошлом году в числе прочих инвесторов ЗАО "ИНТЕКО" занялось выполнением гостиничной программы Правительства Москвы. Сейчас у "ИНТЕКО" имеется четыре участка под будущие гостиницы, в т.ч. на ул. Ильинке под отель "пять звезд". В ближайшие 5-6 лет ЗАО "ИНТЕКО" планирует самостоятельно спроектировать, проинвестировать и построить 1 млн. кв. м офисных площадей (большая часть - бизнес-центры класса "А" в Москве, минимум половину которых "ИНТЕКО" собирается оставить у себя в собственности) и создать крупную национальную гостиничную сеть. Под обеспечение этих планов, по словам вице-президента "ИНТЕКО" О. Солощанского, на покупку участков земли было потрачено $120 млн. ("Комсомольская правда", 30.04.2005, "Супруга Лужкова станет хозяйкой сети гостиниц"; "Ведомости" № 77(1359), 29.04.2005, "Батурина построит гостиницы и офисы"). На реализацию этих проектов будут пущены деньги от продажи "Евроцементу" цементных активов ($800 млн.) и привлеченные средства - в общей сложности более $2 млрд.

13 лет назад, на заре семейного союза Юрия Лужкова, кооператив "ИНТЕКО" был небольшим предприятием, выпускавшим пластмассовые тазики. Год назад российская редакция журнала "Forbes" презентовала "золотую сотню" самых богатых граждан России. В список отечественных миллиардеров вошла всего одна женщина - владелец 99% акций группы компаний "ИНТЕКО" Батурина. Специалисты "Форбс" отметили, что "ИНТЕКО" участвует практически во всех крупных столичных проектах в качестве соинвестора, подрядчика или субподрядчика.

В апреле 2005 года тот же "Форбс" опубликовал очередную версию т.н. "золотой сотни", в которой супруга мэра Москвы вновь является единственной представительницей "слабого пола". По данным "Форбс" ее состояние за год выросло на $300 миллионов и составляет теперь $1,4 миллиарда. Это неудивительно - по сведениям газеты "Ведомости" (№ 77(1359), 29.04.2005, "Батурина построит гостиницы и офисы") ЗАО "ИНТЕКО" за год (с 2003 г. по 2004 г.) увеличило оборот с $525 млн. до около $1 млрд.

Согласно ст. 34 Семейного кодекса Российской Федерации, к общему имуществу супругов относятся "движимые и недвижимые вещи, ценные бумаги, паи, вклады, доли в капитале, внесенные в кредитные учреждения или в иные коммерческие организации, и любое другое нажитое супругами в период брака имущество независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено либо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства". Таким образом, если согласиться с оценками журнала "Форбс" (а никаких опровержений со стороны Е.Батуриной до сего дня не последовало), личное благосостояние мэра Москвы благодаря "успешной предпринимательской деятельности" его супруги в выполнении городских заказов выросло на как минимум на $ 700 млн.

Уважаемый Борис Вячеславович! Уважаемые коллеги!

Все вышеперечисленное - лишь наиболее очевидный пример взаимовыгодного сотрудничества государственного чиновника с его близким родственником. Отношения коммерческих предприятий с органами государственной власти, которыми руководят дети и родители, братья и сестры, жены и мужья владельцев и менеджмента этих предприятий, никак не регламентируется действующим российским законодательством. Поэтому такая практика получила широкое распространение не только в Москве, но и в субъектах Российской Федерации. По сути, мы имеем дело с особым экономическим укладом и новой формой предпринимательской деятельности, которую можно было бы охарактеризовать как государственно-частное семейное партнерство (ГЧСП). Предприятия ГЧСП контролируют целые отрасли экономики, особенно на местном уровне, и их существование вызывает недоумение у большинства граждан.

Тем не менее, исходя из планов построения правового государства, мы должны придерживаться принципа презумпции невиновности. Никем до сих пор не доказано, что работа многочисленных ГЧСП вредит интересам экономического роста. Напротив - на примере Москвы, если верить заявлениям столичных властей, можно говорить о впечатляющих успехах такого партнерства для жителей крупнейшего мегаполиса. Мы предлагаем провести в нашей партии серьезную и основательную дискуссию (возможно - с использованием механизма парламентского расследования), в ходе которой взвесить все плюсы и минусы этой системы хозяйствования.

В случае, если ее функционирование будет признано полезным, необходимо разработать в внести в действующее законодательство соответствующие положения, легализующие ГЧСП и регламентирующие их работу. Следует, среди прочего, предусмотреть равные права всех граждан России при занятии ими должностей на госслужбе создавать ГЧСП. Надо заметить, что мы не будем одиноки в мире, если дадим зеленый свет семейным партнерствам. ГЧСП характеризуют экономики многих динамично развивающихся государств Африки (Нигерия, Уганда), Латинской Америки (Гаити, Доминиканская республика), Азии (Бруней, Бирма, Непал), а в монархиях Ближнего Востока такие формы хозяйствования являются доминирующими. Кроме того, они нашли широкое применение в бывших республиках СССР, а также в непризнанных государствах - Абхазии, Южной Осетии, Приднестровской молдавской и Нагорно-Карабахской республиках.

Если же мы примем распространенную в странах Европы и Северной Америки точку зрения о том, что подобная практика является порочной, следует предпринять все необходимые меры для ее скорейшего искоренения. В любом случае, нам не следует бояться подобной дискуссии. Тем более, что один из членов бюро Высшего совета "Единой России", который со страниц изданной одним из московских ГЧСП книги призывает нас к более справедливому общественному устройству, своим личным жизненным примером уже высказался за первую позицию. С уважением,

Депутат Государственной Думы А.Е.Лебедев".