При вступлении России в ВТО Ставрополье за три года потеряет до 300 млн. рублей

Ставрополь, 2 августа 2005, 18:32 — REGNUM  По предварительным подсчетам, в течение первых трех-пяти лет присоединения России к ВТО пищевая промышленность Ставропольского края потеряет чуть более 100 млн. рублей, машиностроение - 50 млн. руб., химическая промышленность - 45 млн. рублей. Ущерб растениеводства составит 16 млн. рублей, животноводства - 70 млн. рублей. Упадет также занятость в промышленном производстве, работы могут лишиться от 500 до 1000 человек. Всего же в сфере промышленности края трудятся свыше 160 тысяч человек. Такие данные предоставил корреспонденту ИА REGNUM экспертный Совет при председателе Ставропольского регионального отделения общероссийской общественной организации поддержки малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ". Сам председатель отделения Сергей Харитонов принимает участие в южнороссийском совещании по теме: "Присоединение России к ВТО и интересы бизнеса", который проходит 2 августа в городе Ростов-на-Дону.

ВТО предоставляет государству доступ на мировые рынки, а также право участвовать в выработке правил международной торговли. За это нужно заплатить уступками по доступу на свой рынок. Цена сделки определяется в ходе переговоров индивидуально для каждой страны. В настоящий момент Ставропольский край ведет подготовку программы адаптации субъекта Федерации к новым условиям членства в ВТО.

Правительством края в текущем году были направлены предложения в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации и в правительственную комиссию по защитным мерам во внешней торговле, поддерживающие введение квот и повышение импортных тарифов на указанные виды продукции. Не выходя за рамки принципов ВТО, данные меры позволят защитить российских товаропроизводителей и выровнять конкурентные возможности отечественных и иностранных компаний в имплементационный период. Согласно результатам исследования Всероссийского центра изучения общественного мнения общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ", Ставропольский край по условиям и факторам развития малого предпринимательства на сегодня занимает одно из ведущих мест среди 80 субъектов России. Согласно итоговому рейтингу, сформированному через процедуру факторного анализа на основе интегральных индексов, по отдельным факторам Ставропольский край занял 3 место по условиям существования и развития предпринимательства.

В целом по сравнению с ситуацией четырех-пятилетней давности можно утверждать, что малый бизнес Ставрополья прочно встал на ноги, приобрел широкие перспективы. Но есть целый ряд задач, которые регионы самостоятельно решить не в силах.

Например, в компетенции федеральной власти - построение продуманной и взвешенной налоговой политики. Пока же серьезный ущерб продолжает наносить экономике края, и в том числе сектору малого предпринимательства увод значительной доли налогов с территории края. Только в 2005 году бюджет края вследствие налоговых нагрузок теряет 1 млрд. 379 млн. рублей дохода. И трансферт в 1 млрд. 900 млн. руб. на этом фоне ситуацию не спасает, так как образовавшийся "плюс" в менее, чем 600 млн. рублей не способен удовлетворить финансовые запросы края.

Другая проблема. Функции контроля предпринимательской деятельности в России откровенно превалируют над ее реальной поддержкой. По данным статистики, на одно предприятие малого бизнеса приходится в год до десятка, а то и более всевозможных проверок.

На Ставрополье власть пытается максимально снизить эту цифру, и среднее количество проверок по итогам 2004 года составило 3,5 на один субъект предпринимательства. Для сравнения: у наших соседей в Ростовской области - 8,4, в Адыгее - 7,7 и т. д. Зато на Западе такие ревизии проходят раз в один-два года. При этом, там занимаются малым предпринимательством до двух третей населения, у нас - в три-четыре раза меньше. Законодательная база развития бизнеса в стране требует серьезной доработки. Это же касается и лицензирования.

Региональный бизнес опасается не плюсов, которые, несомненно, будут после вступления России в ВТО, а минусов, которые еще не поздно учесть. Если страна вольется в мировую систему торговли, то избавится, в частности, от дискриминации при экспорте удобрений и зерна, что особенно важно для Ставрополья. Но нужно готовиться, поскольку снижение таможенных тарифов может спровоцировать резкий рост объемов ввозимой в страну продукции. А в крае это может привести к свертыванию ряда отраслей, включая агропромышленный комплекс.

Необходима новая экспортная политика: нужно меньше вывозить первичных ресурсов и энергоносителей, сделав ставку на внутреннюю переработку. Нужны также стабилизационные решения на внутреннем рынке, направленные в том числе на обеспечение продовольственной безопасности. Должен присутствовать и период адаптации для потребительской кооперации, позиции которой довольно сильны в крае, - специалисты этой отрасли просят как минимум три-пять лет.

Кроме того, есть традиционные проблемы: недостаток финансирования, трудности эксплуатации высокотехнологичного оборудования, низкий уровень управленческих кадров и, конечно, производительность. Плюс ко всему всевозможные административные барьеры. Все эти факторы существенно обостряются в условиях глобальной интеграции в мировую систему торговли. Вопрос возникает и в отношении конкуренции российского сельского производителя с западным фермером, получающим хорошие субсидии от своего государства. Требуется развернутая и целевая подготовка России к членству в ВТО без ущерба для экономической безопасности страны с учетом мнений и интересов российского бизнеса. Россия должна взаимно зафиксировать со странами-участницами ВТО ставки импортных тарифов и условия поставки услуг, согласованные уровни государственной поддержки аграрного сектора, а также признавать правила ВТО при урегулировании торговых споров. Нормы и правила ВТО подлежат перенесению в ее национальное законодательство и имеют над ним приоритет.

Правительство России уже начало переговоры по присоединению к ВТО и заявило на них свою исходную позицию. До последнего времени она формулировалась без должных консультаций с отечественным бизнесом и регионами.

Опросы и анкетирование предприятий показывают, что такое положение должно быть исправлено, а власть и бизнес обязаны пройти весь оставшийся путь подготовки и вступления в ВТО в режиме их обязывающего диалога. О своей готовности к работе по нормам и правилам ВТО заявляют ныне лишь 10% проанкетированных российских предприятий. Конечно, обилие и дешевизна импортных товаров могли бы пойти на пользу отечественному потребителю. Но это возможно лишь в условиях эффективной внутренней конкуренции и обеспечения прав потребителя, что в стране пока отсутствует.

К вступлению в ВТО Россия не подготовлена и в общегосударственном плане. Страна пока не имеет четкой и обоснованной промышленной (отраслевой) политики, то есть представления о том, какие отрасли отечественной промышленности и в какой мере нуждаются в протекционистской защите или стимулировании, без чего переговоры о присоединении к ВТО идут во многом наощупь. Отсутствует государственная система внешнеэкономической информации для бизнеса, что лишает его зарубежные операции необходимого информобеспечения и приводит экспортеров к нарушениям и ошибкам. Практически не работает и система государственной поддержки промышленного экспорта. В стороне от подготовительной работы остаются регионы России. Наконец, нет гарантий, что не произойдет "компенсации" сокращения таможенных доходов при либерализации импорта в ВТО за счет дополнительных внутренних налогов на бизнес.

Внешнеэкономическая деятельность предприятий Ставропольского края характеризуется рядом особенностей. Во-первых, в связи со вступлением в действие нового Таможенного Кодекса Российской Федерации нефть, добытая в Ставропольском крае и поставляемая на экспорт, не отражается в статистике, так как отправитель этого товара не зарегистрирован на территории края. В результате, с 1 января 2004 года край "статистически" теряет 60 млн. долларов ежегодного экспорта.

Во-вторых, имеет место сезонность в экспорте краем сельскохозяйственного сырья, прежде всего зерна.

В-третьих, существует высокая зависимость внешней торговли края от конъюнктуры мировых рынков.

С целью устранения существующих диспропорций внешнеэкономической деятельности, установления прямых контактов ставропольских предприятий с зарубежными партнерами, министерство экономического развития и торговли Ставропольского края в 2004 году провело ряд мероприятий по развитию международного сотрудничества.

В крае были приняты экономические миссии во главе с Чрезвычайными и Полномочными Послами Чешской Республики и Республики Болгария. Край посетила делегация Американской торговой палаты, была проведена презентация Ставрополья в Американской торговой палате в Москве.

В целях упрощения приема в крае иностранных специалистов в 2004 году была осуществлена постановка министерства на консульский учет в Представительстве МИД России в г. Минеральные Воды. По ходатайствам предприятий Ставропольского края на регулярной основе осуществлялось приглашение в край граждан Великобритании, Германии, Италии, Китая, Ирана, других стран.

Все вышеуказанные меры, да плюс присвоение краю рейтинговым агентством Standart & Poor's долгосрочного инвестиционного рейтинга "В" с прогнозом "стабильный", способствовали укреплению позитивной динамики в показателях другой составляющей международного сотрудничества - привлечении иностранных инвестиций. Среднегодовой темп роста иностранных инвестиций в крае по итогам 2004 года составил 30%.

Тем не менее, абсолютное значение привлекаемых иностранных инвестиций - порядка 15-20 млн. долл. США в год - нельзя признать удовлетворительным. Развитие рекреационно-туристского комплекса края является одним из стратегических приоритетов развития экономики Ставропольского края, поскольку он стимулирует развитие на территории региона таких отраслей экономики, как строительство, медицина, транспорт, сфера услуг.

По данным краевого комитета государственной статистики растет число прибытий в край иностранных туристов. Если в 2001 году их было 33 тысячи человек, то в 2002 году 37 тысяч человек, в 2003 году 51 тысяча человек.

В целом, за 2004 год регион Кавказских Минеральных Вод принял и разместил почти 520 тыс. человек, что на 7 процентов больше, чем в 2003 году. Сотрудничество Ставропольского края с субъектами Российской Федерации осуществляется в рамках 4 договоров о дружбе и сотрудничестве и более 40 соглашений и протоколов о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве.

Согласно данным государственной статистики, в 2003 году объемы поставок потребительских товаров в Москву, Астраханскую, Волгоградскую области, республики Дагестан и Северная Осетия-Алания возросли на 580 млн. рублей. Вырос в 7 раз вывоз в российские регионы водки, ликеро - водочных изделий, виноградных вин, вдвое - мяса и птицы. Растут объемы экспорта в Италию, Германию, Иран, Грецию и Казахстан.

Правильное и эффективное использование выставочного потенциала позволило многим организациям края расширить рынки сбыта и обеспечило от 10 до 40 процентов объема реализации продукции и услуг.

При этом, сохраняется целый комплекс проблем, требующих мобильных решений. 50% предпринимателей Ставропольского края называют наиболее острой проблемой - освоение современных технологий ведения бизнеса, 24,7 % нуждаются в защите от незаконных действий чиновников, прессинга контролирующих органов, 21% предпринимателей называют в числе приоритетных проблем - умение определять ниши для занятий предпринимательством, 19 % - услуги бухгалтерского и налогового сопровождения, 18,6 % - совершенствование налоговой политики и законодательства, 18% - юридическое консультирование, 15,5 % - финансовую поддержку малого предпринимательства, 14,4 % - предоставление достоверной информации для бизнеса, 13, 5 - объединение в профессиональные общественные организации, защищающие интересы предпринимателей, а также обучение предпринимателей и их консультирование по развитию бизнеса, маркетинговые услуги и т.д.

Ресурсы для решения этих проблем находятся в данный момент преимущественно в руках государства, решить данные проблемы можно только совместными усилиями предпринимателей, их общественных объединений, государственных и муниципальных служащих, законодателей.

Выступая на совещании Сергей Харитонов отметил, в частности, что в Ставропольском крае были проведены различные исследования, семинары, совещания, в результате которых выработаны конкретные предложения и вопросы от предпринимателей, представителей министерств и ведомств, общественных организаций.

Во-первых, в связи с присоединением России к ВТО необходимо детальное изучение действующих соглашений ВТО и приведение действующего законодательства РФ к мировым стандартам, а также необходимо провести адаптирование соглашений к Российским условиям, так Россия является единственной страной с большой протяженностью во временном и климатических поясах. Во-вторых, в связи с присоединением России к ВТО необходимо привести налоговое законодательство к мировым стандартам как по налоговому, так и по бухгалтерскому учету. В частности, упростить систему бухгалтерской и налоговой отчетности с наименьшей подачей документов на бумажных носителях с расширением подачи всей отчетности в электронном виде по каналам связи без посещения налоговых инспекций и других фондов; ввести для крестьянско-фермерских хозяйств единый налог, который будет оплачиваться один раз в год по итогам собранного урожая в конце отчетного года.

Что касается доступа к финансовым и кредитным ресурсам, Ставрополье предлагает снизить ставку рефинансирования ЦБ РФ не менее чем в 2 раза ( до 6,5%); снизить процент по предоставлению кредитов до 10% годовых; уменьшить количество документов, для предоставления кредитов до 5-6; предусмотреть предоставление кредитов начинающим предпринимателям до 250 тыс. руб. а в области научно-технической и инновационной деятельности до 1 млн. руб. при наличии бизнес проекта и экспертного заключения без наличия залогового имущества и поручительства.

Необходимо также предусмотреть частичное кредитование из стабилизационного фонда России (до 25%) для предпринимательских структур под льготный кредит до 10% годовых. В частности, поддержать инициативу Федерального Собрания РФ о выделении на 2006 год суммы в размере 40 млрд. рублей на поддержку и развитие малого и среднего бизнеса. Ставропольский край также выступает с предложениями по снижению административных барьеров: свободный доступ к получению земельных ресурсов; свободный доступ к получению недвижимости; снижение сроков прохождения разрешительно-согласительных документов; искоренение специально создаваемых муниципальных и государственных учреждений по оказанию услуг по оформлению и подготовке необходимых документов.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
26.04.17
Радио REGNUM: первый выпуск за 26 апреля
NB!
26.04.17
В США пройдут пуски баллистических ракет Minuteman III
NB!
26.04.17
Der Focus: При низкой явке избирателей у Марин Ле Пен есть шансы на победу
NB!
26.04.17
Китай спустил на воду свой второй авианосец
NB!
26.04.17
Минск идет курсом на экономические рифы. Свистать всех наверх?
NB!
26.04.17
Заход жуликов на порт «Южный». Украинский эксперимент продолжается
NB!
26.04.17
Украина хочет стать «вратами» Китая в Европу
NB!
26.04.17
Эстония в воронке ненависти
NB!
26.04.17
Грузия выбирает мирный путь. Но с великим трудом
NB!
26.04.17
В США вышел новый фильм о русских — со Шварценеггером в главной роли
NB!
26.04.17
Трамп заявил, что «не боится» торговой войны с Канадой
NB!
26.04.17
«Сотрудничеству в Арктике альтернатив нет»
NB!
26.04.17
Энергоблокада ЛНР: в семью вернутся те, кто не вымрет, как динозавры?
NB!
26.04.17
Казахстан: тенденцию к исламизации нужно подавлять сразу
NB!
26.04.17
В Бразилии протестующие индейцы применили против полиции лук и стрелы
NB!
26.04.17
ПМР: «Приднестровские» инициативы Додона — «пыль в глаза и популизм»
NB!
26.04.17
США против КНДР: почему не применяется проверенная «мягкая сила»?
NB!
26.04.17
«Гринпис» на Севере: угрозы санкций и немножко защиты природы
NB!
26.04.17
Фабрика законов: как строится новая Государственная дума — 2
NB!
26.04.17
Герника: трагедия, ставшая торговой маркой
NB!
26.04.17
«При цене ниже 100 долларов за баррель интереса к Арктике не будет»
NB!
26.04.17
«Русские хакеры рассказали, что Макрон изменил жене с мужчиной»