Корреспондент ИА REGNUM обратился к редактору газеты "Новый днестровский курьер", политологу Сергею Ильченко с просьбой прокомментировать последние инициативы молдавской стороны о восстановлении системы временной регистрации в РМ экономических агентов Приднестровья, предоставлении гарантий населению ПМР и об обеспечении приема в учебные заведения Молдавии всех абитуриентов из Приднестровья.

"Говорить о восстановлении системы временной регистрации экономических агентов Приднестровья, об "экономических гарантиях" его населению и о бюджетных местах для "всех приднестровских абитуриентов" как о серьезных проектах, действительно направленных на урегулирование молдо-приднестровских отношений просто несерьезно, - заявил Ильченко. - Все три инициативы - обычные пропагандистские трюки, рассчитанные на неосведомленного читателя. Они лишены всякого реального содержания и абсолютно нереализуемы на практике. Причем, речь идет не столько о безграмотном прожектерстве, сколько о преднамеренной дезинформации.

Признаюсь, мне даже немного неловко объяснять столь очевидные вещи. Но, по-видимому, объяснять их все же надо. Хотя бы потому, что, читая заголовки российских новостей, я, наверное, уже раз 20 наткнулся на утверждение о том, что Молдова, восстановив пресловутую "систему временной регистрации экономических агентов Приднестровья", якобы "сняла экономическую блокаду" нашей республики. Подобные утверждения говорят о полном незнании их авторами проблем приднестровского урегулирования. Так что вот вам заодно еще и простой тест, позволяющий определить, насколько то или иное российское СМИ разбирается в приднестровской проблематике.

Восстановление "системы временной регистрации" уже потому не является "отменой блокады", что именно эта система как раз и составляет главный инструмент экономической блокады Приднестровья. Напомню в связи с этим краткую историю вопроса.

Когда в 2001 году Владимир Воронин, придя к власти, пошел на слом всех договоренностей, достигнутых ранее в приднестровском урегулировании, одной из первых жертв его разрушительной деятельности стал Московский меморандум 1997 года. В числе прочего, этот документ - международный, заметьте, документ, подписанный Молдовой, Приднестровьем и гарантами - предоставлял Приднестровью право на самостоятельную экономическую деятельность.

Положения, закрепленные в Меморандуме, были конкретизированы в ряде других документов. Не вдаваясь сейчас в их подробный анализ, подведу лишь общий итог: таможенные сборы с приднестровских экономических лиц взимались в Приднестровье, приднестровскими таможенными органами и целиком поступали в распоряжение приднестровского государства. Оформление грузов осуществлялось с помощью печатей и полномочий, делегированных Приднестровью молдавской стороной, на основе упомянутого Меморандума и ряда других сопутствующих ему документов.

Эта система отношений и была явочным порядком отменена официальным Кишиневом. Отбросив Московский меморандум, Воронин сделал первый и очень серьезный шаг к нынешнему обострению ситуации. Причем, несмотря на то, что Молдовой были нарушены положения международного документа, реакция гарантов урегулирования - России, Украины и ОБСЕ - оказалась на тот момент крайне вялой и неэффективной. Как следствие, Воронин, поощренный безнаказанностью, продолжил курс на дальнейшее обострение отношений с Приднестровьем. Полагаю, что если бы гаранты заняли тогда иную позицию, более адекватную самому понятию "гарант", то сегодняшняя ситуация в регионе не балансировала бы на грани войны, а Молдова не решилась бы на организацию провокаций против российских миротворцев. Впрочем, не будем сейчас о грустном.

Что же предложил Кишинев взамен? Экономическим агентам Приднестровья была навязана регистрация в Кишиневе - в качестве экономических лиц Республики Молдова. Далее, зарегистрированные таким образом предприятия должны были оформлять грузы через молдавскую таможню, оплачивая в Молдове таможенные сборы. Это и была та самая "система временной регистрации", восстановление которой преподносится сегодня Кишиневом как "отмена блокады".

Помимо прямого экономического ущерба в миллионы долларов, наносимого приднестровскому государству из-за ухода таможенных выплат в Молдову, в новую систему отношений было встроено еще несколько ловушек. Во-первых, все предприятия, имевшие советскую историю, то есть все приднестровские заводы, которые, собственно, и составляют 99,99% реального промышленного потенциала Приднестровья, регистрировались Молдовой "по состоянию на 1990 год". Иными словами - без учета всех дальнейших смен форм собственности, акционирования и т.п. Таким образом, Кишинев закладывал юридическую основу для дальнейшего передела приднестровской собственности в случае захвата Приднестровья. А во-вторых, над приднестровскими предприятиями был повешен дамоклов меч в связи с возможностью отмены Кишиневом "специального" таможенного режима и перехода на экономические отношения на общих основаниях, то есть с уплатой в Молдову всех налогов и сборов. Не нужно было обладать особой проницательностью, чтобы понять, куда клонит Кишинев. Кстати сказать, ничего особо нового в этой схеме не было. Примерно по тому же сценарию в 1993-94 годах была принуждена к капитуляции Гагаузская Республика.

Как и следовало ожидать, при первой же подходящей оказии этот сценарий был запущен. Случилось это 1 августа 2004 года, под предлогом "ответных мер" Кишинева в связи с "закрытием молдавских школ в Приднестровье". К слову сказать - это еще одна ложь Кишинева. Молдавские школы в Приднестровье - за то, что они молдавские, - никто никогда за всю историю ПМР не закрывал. Но не буду отвлекаться, школьный конфликт - это тоже отдельная тема.

Так вот, приднестровские предприятия, уже зарегистрированные в Молдове, были поставлены перед фактом: хотите таможенного оформления - работайте на общих основаниях, с полным налогообложением в пользу Молдовы. Таким образом, перед Приднестровьем встал выбор: либо облагать предприятия двойным налогом - один в Приднестровье, другой в Молдову, что попросту убило бы их экономически, либо остаться без государственного бюджета, большую часть которого, в силу экономических особенностей Приднестровья, как раз и формируют выплаты предприятий-экспортеров, либо искать выход из ситуации, минуя Молдову.

Если бы ситуация 2004 года повторяла ситуацию 2001, то подобный шаг Кишинева обрек бы Приднестровье на катастрофу. Однако диктаторский режим Воронина к 2004 году успел изрядно всем надоесть, его тоталитарная и агрессивная суть уже проявилась в полной мере. Ни Россия, ни Украина не поддержали зарвавшегося диктатора в его стремлении уморить население Приднестровье голодом и холодом.

Сорвалась и попытка Кишинева спровоцировать рабочих приднестровских предприятий на массовые выступления - а такая попытка тоже была предпринята. Воронин своим указом объявил все приднестровские предприятия "собственностью трудовых коллективов" - и предложил "представителям трудовых коллективов" перерегистрировать их в Молдове уже в новом качестве. Однако приднестровцы не поддались на провокацию, и популистский трюк не возымел эффекта. Молдова же, попытавшись завладеть всем, лишилась и того, что ей все-таки удавалось вытягивать их Приднестровья - таможенных сборов в свою пользу. Так что нынешнее возвращение к "системе временной регистрации" - это отнюдь не снятие Кишиневом таможенной блокады, а всего лишь попытка вернуть утраченный доход.

Полагаю, что сказанного достаточно, чтобы прояснить ситуацию вокруг первой инициативы Воронина. Перейдем ко второму трюку - к "системе экономических гарантий". Много здесь говорить не о чем: коль скоро "система временной регистрации" изначально была создана как инструмент отъема и передела приднестровской собственности, то о каких экономических гарантиях в условиях ее восстановления можно вести речь? Все эти "гарантии" вообще выполнены в типичном кишиневском стиле - топорно и примитивно, тяп-ляп, на скорую руку. Чего стоит одна только PR-прокладка с "исключением" из числа облагодетельствованных "гарантиями" лиц сотрудников госбезопасности, притом, заметьте, не всех, а лишь "работников центрального аппарата МГБ". Наивные юноши, готовившие документ, вообразили себе, что их ушей, торчащих из текста, никто не заметит. Такая самоуверенность, признаться, меня позабавила. Ведь совершенно же очевидно, что оговорка сделана с единственной целью: теперь всякого критика воронинских инициатив можно смело объявлять "работником центрального аппарата МГБ. Интересно, какое звание присвоят мне в Кишиневе после этого интервью?

Очень любопытен и содержащийся в постановлении пассаж о том, что "уровень социальной защиты в Приднестровье не может быть ниже установленного законодательством для всей страны" - то есть Молдовы. Читаешь такое - и просто оторопь берет, не сразу и поймешь, чего здесь больше - глупости или наглости? Во-первых, если жителям Приднестровья гарантируются равные с жителями всей прочей "объединенной Молдовы" права, то такая оговорка вообще не нужна. Контроль, Владимир Николаевич, контроль - нельзя же так грубо проговариваться в официальном документе. А во-вторых, самой Молдове до "уровня социальной защиты", имеющегося сегодня в Приднестровье, еще расти и расти. Наши граждане часто критикуют этот уровень, нередко - справедливо. Но критикуя его, полезно все же помнить о том, что население Молдовы не имеет и этого.

Но и это мелкое трюкачество еще не главное. Есть ведь и конституция Молдовы - а подобное постановление правительства прямо ей противоречит, как, впрочем, и недавно принятый "закон о статусе Приднестровья". Конституционный суд Молдовы может отменить эти документы в любой момент, а вместе с ними - и все порожденные ими правовые отношения. Причем, с точки зрения конституции Молдовы, суд будет абсолютно и однозначно прав! И можно не сомневаться, что, когда пропагандистская надобность в этих документах отпадет, они будут немедленно отменены судебным решением. Так что "экономические гарантии" приднестровцам - тоже блеф.

Обсуждать всерьез третью инициативу - об обеспечении приема в учебные заведения Молдовы "всех абитуриентов из Приднестровья" как-то совсем уже несерьезно. Это напомнило мне обещание одного из кандидатов на президентских выборах в России: в случае своего избрания "обеспечить каждой одинокой женщине по мужчине". И в том и в другом случае уровень ответственности обещающего был примерно одинаков. Да и никому неизвестная "Ассоциация студентов из Приднестровья ASTRA", зарегистрированная в Кишиневе, сляпана совсем уж грубо.

Одним словом, диктаторский режим Воронина пребывает в своей естественной стихии - он безудержно и вдохновенно лжет. Тут нынешняя молдавская власть, кадровый костяк которой составляют бывшие функционеры КПСС, вне конкуренции. Ведь никто не умеет лгать народу так бессовестно и так вдохновенно, как партийные чиновники. Это, пожалуй, единственное, что они действительно умеют делать.

Есть, впрочем, и еще одна составляющая этого процесса - чисто коммерческая. Воронин явно рассчитывает срубить приличную западную помощь под "объединение Молдовы", а точнее - под вытеснение России из региона. На уже упомянутом заседании правительства 30 июля, в субботу (что, кстати, само по себе любопытно - молдавское правительство редко заседает по выходным дням), было принято решение о создании специальной комиссии "по расчету стоимости процесса объединения с Приднестровьем". Итоговая сумма будет, по-видимому, солидной. Воронин, выступая на заседании правительства, заявил, что "процесс объединения потребует огромных затрат" - и тут же выразил уверенность, что поддержку Молдове в процессе объединения страны "окажут европейские и международные структуры".