Аэропорт "Богашево" пока не готов принять "Боинги" "KrasAir": Томск за неделю

Томск, 29 Июля 2005, 18:03 — REGNUM  

"Томские новости" за 28 июля пишут, что в этом году нет урожая на белый гриб, который обеспечивает ощутимую прибыль заготовителям: большая часть собранных боровиков отправляется в Западную Европу, это "валютный товар". По оценкам специалистов областной администрации, сырьевой потенциал (или средний годовой урожай) дикоросов нашего региона составляет 86 тыс. тонн грибов, 25 тыс. тонн брусники, клюквы, черники, голубики, 27 тыс. тонн кедрового ореха, что оценивается в 370 млн долларов. Но до всех уголков лесов добраться невозможно, поэтому собирается примерно десятая часть урожая. Александровский район заготовителями совсем не охвачен - дикоросы оттуда можно вывезти только воздушным транспортом, а это невыгодно. Местные предприниматели всерьез дикоросами не занимаются, и многие томские компании поставили заготовительные пункты в Кемеровской области, в Красноярском крае и на Алтае. В этом году, например, белый гриб уродился только в Алтайском крае. "Пока приняли только 20 тонн гриба - алтайского белого, - сказал газете заместитель директора компании "АМК" Андрей Криушов. - В прошлом году на этот период у нас уже было заготовлено 120 тонн белого, черного гриба (подберезовиков, подосиновиков, маслят, моховиков) и лисички. В Томской области белый гриб только начинает появляться, есть лисичка, но ее очень мало". Организованно собирают урожай в лесах Томской области больше тридцати заготовительных компаний, семь из них контролируют более 50% рынка. Лидирующие позиции занимают ОАО "Томская продовольственная компания" и АМК. Их рыночная доля составляет более половины от общего объема собранных томскими фирмами грибов, ягод, орехов. У этих двух компаний даже есть собственные лесные угодья, отданные им специально для заготовки дикоросов. "У АМК 14 закупочных пунктов в Томской области, два в Алтайском крае, шесть - в Красноярском, - рассказывает "Томским новостям" Андрей Криушов. - Это помещения, где есть холодильники, варочное и сушильное оборудование. За оборудование и финансовую деятельность отвечает назначенный нами человек. А уже под его руководством могут работать 10 заготовителей, у которых есть свои небольшие пункты, где они варят, сушат грибы, ягоды". У большинства компаний заготовительные пункты скромнее: как правило, они размещаются в домах местных жителей. Очевидно, что доходы заготовительных компаний напрямую зависят от урожая. Грибы - самая рентабельная позиция, но и самая неустойчивая: даже если две недели шел дождь, не факт, что в лесу появятся белые и лисички. Спрогнозировать урожай почти невозможно. Хорошая шишка родится раз в четыре года - с народной приметой считаются и специалисты, пишут авторы. Скупает орех в основном Китай: там дробят скорлупу, а ядра в упаковке снова продают нам. Ягоды в лесу в любой год много, но как раз ее сбыть не так легко и не так выгодно. Как правило, много ягоды собирают те компании, у которых есть собственное производство соков, джемов, повидла. Это и "ТПК", АМК, и "Красота СМ". Кроме урожайности, на рыночную ситуацию оказывают влияние конкуренты. Во-первых, белый гриб растет не только у нас - есть он на Балканах, а это ближе к Италии и Франции - основным потребителям элитного гриба. Во-вторых, китайцы начали выращивать свой белый гриб. Эксперты говорят, пишет газета, что вид у китайских белых грибов товарный, но нет вкуса и запаха. Зарубежные покупатели предпочитают российские грибы. "Наши западные партнеры говорят, что им проще привезти белые грибы с высокогорья Чили, чем покупать грязные в Сибири, - рассказывает Андрей Криушов. - Я как-то побывал в горах на границе Франции с Испанией, там тоже растет белый гриб, и червивых нет совершенно". Ближе к концу заготовительного сезона скупщики и перебивают закупочные цены, которые сложились на местном рынке. Заготовительные компании терпеливо выжидают, когда приезжие соберут у населения нужное количество товара. Новосибирцы, например, набирают дикоросов ровно столько, сколько можно реализовать на новосибирском рынке и в ресторанах. Чтобы стабилизировать свое положение на рынке, крупные заготовительные компании занимаются побочным производством: заморозкой овощей, разлив воды, производство соков, джемов, заготовка рыбы и пушнины. Эти направления приносят предприятиям гарантированную прибыль. Если продажные цены на дикоросы могут резко опуститься или, наоборот, подняться, то закупочные цены из года в год стабильно растут, пишут авторы, меняются в течение сезона, зависят от урожая, от спроса, но держатся все-таки более устойчиво. Если опустить закупочные цены, фирмы рискуют остаться без заготовителей, которые уже научились зарабатывать на дикоросах неплохие деньги, в конце сезона самые некоторые покупают себе машины и квартиры, пишут авторы, однако, эксперты считают, что рынок дикоросов с каждым годом становится все менее выгодным.

В этом же номере сообщается, что кандидаты в депутаты Томской городской думы, выборы в которую пройдут 9 октября 2005 года, находятся "на низком старте". Претендентов ожидается много, а уровень их понимания городских проблем различается очень сильно. Перед заседанием гордумы, которое прошло 26 июля, существовала определенная интрига, пишут авторы, - что будет, если из-за малого количества оставшихся в строю законодателей не соберется кворум и депутаты не назначат очередные выборы в Думу? По закону о местном самоуправлении это можно сделать не раньше чем за 80 дней до даты выборов и не позднее 70. Причем как раз дата - 9 октября - уже оговорена, и до нее осталось 75 дней. Юридической коллизии не случилось: на заседание пришли 13 депутатов. Депутат гордумы Александр Деев отсутствовал по уважительной причине: он попал в автомобильную аварию, о чем сообщало ИА REGNUM. Зато само заседание получилось весьма оживленным. Практически без обсуждения городские законодатели приняли целый ряд вопросов. Об изменении избирательных округов: некоторые дома по ошибке учли по два раза - в своем округе и в соседнем (проголосовали "за".) Выборы в городскую Думу состоятся, и именно 9 октября (все "за"). "У нас сегодня очень приятное событие, - приводит газета слова начальника департамента финансов администрации Томска Людмилы Смольниковой. - Земельный комитет собрал арендных платежей на 22 миллиона больше запланированного". Эти деньги тут же и поделили, пишут авторы: 5 млн рублей выделили на землеустроительные работы на присоединенных территориях; 59 тыс. рублей - на организацию аукционов по летним кафе; 921 тыс. - на две машины для департамента недвижимости и повышение квалификации его сотрудников (чтобы еще больше собирали); 6,474 млн - департаментам мэрии на информатизацию бухучета; 1 млн на содержание администрации Томска; 300 тыс. рублей - на обслуживание школьных компьютеров; 1,2 млн - на благоустройство города и 7,8 млн - на долевое участие совместно с областью в приобретении здания на ул. К. Маркса, 12, для поликлиники № 3. "Если сейчас дадим деньги - в сентябре заедем проверить", - приводит словам спикера гордумы Николая Николайчука газета. Проблему "бездомных собак" депутаты обсуждали оживленно, рассказывают авторы. Городской депутат Тамара Бычкова объяснила, что 2 млн рублей, выделенные "Спецавтохозяйству" "на собак" в марте, до сих пор лежат мертвым грузом, и предложила отдать часть средств обществу "Добрые руки" для приюта: 500 тыс. на ремонт помещения и 150 - на содержание животных. Депутату Константину Шелевому предложение не понравилось: "Я был в этом собачатнике. Из тех 500 тыс., которые мы выделили на покупку сарая, 400 тыс. могли потратить на крышу. У нас собаки живут лучше людей: давайте собак выпнем и поселим бомжей". Депутат Евгений Кротов тоже удивился (несколько запоздало - прошло два года, отмечают авторы) цене здания: "Каким образом за строение в 50 тысяч заплатили 500?" На что Шелевой ответил, что на эти деньги 10 тысяч бомжей будут пьянствовать неделю. Бомжи взволновали депутатов, пишет газета и приводит слова депутата Сергея Зудова, который сказал, что "мы сейчас думаем, как помочь бездомным животным, а я иду утром на работу - спят бомжи. Мимо едут на "мерседесах", а рядом бедные люди лезут в контейнер". "Стоимость фермы 50-70 тысяч, - не терял нить обсуждения Кротов, отмечают журналисты, - куда деваться департаменту недвижимости? Ему сказали купить - он купил... А теперь давайте еще 500. Раз мы ничего не можем сделать, собак надо отстреливать и на мыло сдавать, и никаких убытков бюджету больше не будет. Куда деньги делись?" "Предлагаю поручить это мне, я разберусь, почему департамент недвижимости покупает по завышенной цене, - ответил Николайчук, и вопрос сняли с обсуждения. "Вопрос о тарифах ЖКХ" депутат Кротов пытался рассмотреть еще на прошлом заседании. "Региональная энергетическая комиссия существенно завышает тарифы, - приводит слова Кротова автор, - себестоимость выработки электроэнергии - 8-10 копеек. "Томскэнерго" покупает на ФОРЭМе по 37 копеек, продает ТКС по 78 копеек. По теплу: 30% тепловой энергии "Томскэнерго" покупает у Сибирского химического комбината, накрутка на нее составляет 360%. Средняя зарплата топ-менеджеров в "Томскэнерго" - 200-300 тыс. рублей. Члены совета директоров живут в коттеджах на "поле чудес" и освобождены от оплаты за тепло. Ездят на дорогих машинах, часть заседаний проводят за границей, в том числе в Майами. Ряд городов уже принял решение закупать электроэнергию на ФОРЭМе. Предлагаю выходить на ФОРЭМ, увеличить покупку электроэнергии у СХК, провести расследование. Я готов стать председателем комиссии. Есть возможность снизить тарифы на 40%"... Депутат-энергетик Арнольд Лопарев поинтересовался: "Сколько городов Сибири самостоятельно обеспечивают себя электроэнергией?" Однако Кротов парировал, что вопрос не в этом, а в том, как коттеджи строят на "поле чудес"? Лопарев решил выступить как эксперт: "Федеральный оптовый рынок энергии и мощностей - запомните, Евгений Геннадьевич, - существует и скоро заработает для всех, но покупать энергию будут не предприятия ЖКХ. Крупные потребители (как наши СХК, Томский нефтехимический комбинат) кинут свою ветку. А пока дешевая энергия от гидроэлектростанций (по 8 копеек) дойдет до населения, будут такие транспортные расходы, что мы лучше купим лучину. Сейчас тарифы на транспортировку усреднены: за население частично платят предприятия. А если они уйдут на ФОРЭМ... Есть русская пословица: за морем и телушка - полушка, да рубль перевоз. Перевоз - это магистральные сети. Даже в Красноярске (рядом с ГЭС) действуют усредненные тарифы: добавлена электроэнергия от тепловых электростанций. В тарифах на энергию, вырабатываемую в Томске, 70% - стоимость топлива". Депутат Лев Пичурин заявил, что "в Сибири содержание жилья при нынешней зарплате нормальный гражданин обеспечить не может. На этом фоне снижение тарифов - великолепный пиар. Что говорит коллега Кротов? Все депутаты жулики, кроме двух. Зато газеты напишут: Кротов хочет снизить тарифы. Все неустойчивые личности будут "за". Что ж, каждый слой населения должен иметь своего представителя в думе". После этого заявления Лев Пичурин обратился к находящемуся в зале первому заместителю мэра Томска Сергею Лазареву: "Вы держите Кротова. Вы дали ему взятку должностью, чтобы он перестал вас оскорблять, либо вы его боитесь, ибо он что-то про вас знает? Евгений Геннадьевич, то, что вы делаете, самая настоящая антинародная, антитомская провокация".

"Томская неделя" за 26 июля пишет, что с начала сентября этого года авиакомпания KrasAir (ОАО "Красноярские авиалинии") будет выполнять рейсы из Томска в Москву. Предполагается, что "Красноярские авиалинии", кроме дальних беспосадочных рейсов будут формировать "стыковочные" рейсы, когда из Томска в Новосибирск или другие города можно будет летать в различные страны. Начальник томского аэропорта Александр Нестных сказал газете, что договор с томским предприятием красноярцы еще не заключили. Предварительно "Красноярские авиалинии" намеревались перевозить томских пассажиров в Москву самолетами Ту-204, где 200 посадочных мест. График полетов пока не известен. Возможно, перевозки из Томска в Москву "Красноярские авиалинии" будут осуществлять на "Боингах", сообщает газета со ссылкой на пресс-служба администрации Томской области. Однако Александр Нестныхсказал, что это пока не возможно. Чтобы самолеты такого типа приземлялись в аэропорту "Богашево", необходимо отремонтировать перрон и рулевые дорожки, закупить сантехнику. Цена вопроса 170 млн рублей. Аэропорт для приема таких самолетов планировалось подготовить к российско-германскому саммиту точная дата проведения которого еще не известна.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
17.01.17
Операция «Буря в пустыне»: роковое решение и уничтожение Ирака
NB!
17.01.17
Как обустроить Палестину? Никак!
NB!
16.01.17
«Денег нет, но вы держитесь»: эксперты о прощальном визите Байдена в Киев
NB!
16.01.17
Триллион иен: цепкий плен обещаний Японии
NB!
16.01.17
Избранный президент Болгарии: Крым де-факто принадлежит России
NB!
16.01.17
Ах, леди, не сморкайтесь в рукава…
NB!
16.01.17
Росгеологию лишили монополии на неразведанные участки углеводородов
NB!
16.01.17
Шамхани: Иран не собирается свергать режим в Эр-Рияде
NB!
16.01.17
Нагорный Карабах: Война и мир
NB!
16.01.17
«Финансового резерва Латвии хватит только на выплату двух пенсий»
NB!
16.01.17
Жители Литвы по-прежнему против однополых браков
NB!
16.01.17
Радио REGNUM: второй выпуск за 16 января
NB!
16.01.17
Что делать будете, бандерлоги? — на Украине очередной виток валютной паники
NB!
16.01.17
Главный кредитор Казахстана — Нидерланды
NB!
16.01.17
Пока Додон в Москве, в Молдавии инициируют его отставку за «признание» ПМР
NB!
16.01.17
«От «монетизации» льгот по НДС проиграет бизнес»
NB!
16.01.17
Папа Франциск на Красной площади в Москве? Возможно и даже скоро
NB!
16.01.17
Украина меняет «Минск» на «Женеву»
NB!
16.01.17
К очистке Арктики хотят привлечь средний и малый бизнес
NB!
16.01.17
«Арктика не требует равномерного социально-экономического развития» — МЭР
NB!
16.01.17
Глава комитета Госдумы настаивает на «зачистке» УК от смертной казни
NB!
16.01.17
«Полезные ископаемые станут локомотивом развития Северного морского пути»