Правительство России на своем заседании 28 июля одобрило в целом концепцию федеральной целевой программы (ФЦП) "Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы", включающей подпрограмму "Социальная поддержка и реабилитация инвалидов вследствие боевых действий и военной травмы". Доработанная с учетом высказанных замечаний, эта Программа должна быть в кратчайшие сроки и представлена на рассмотрение Правительства.

Новая Программа призвана стать продолжением ФЦП "Социальная поддержка инвалидов на 2000-2005 годы". Целями новой Программы являются создание условий и предпосылок для роста числа реабилитированных инвалидов, создание условий для обеспечения интеграции инвалидов в общество; увеличения количества инвалидов, ежегодно возвращающихся к труду, общественной и бытовой деятельности, включая инвалидов вследствие боевых действий и военной травмы; повышение уровня и улучшения качества их жизни. При этом основной объема финансовых средств, планируемых для реализации ФЦП из федерального бюджета, предполагается направить на мероприятия, обеспечивающие создание инвалидам реальных условий для осуществления реабилитации и восстановление полноценных социальных, профессионально-трудовых и семейно-бытовых отношений. Авторы Программы рассчитывают за пять лет вернуть к самостоятельной профессиональной, общественной и бытовой деятельности около 800 тысяч инвалидов (из них около 30 тысяч инвалидов вследствие боевых действий и военной травмы).

По данным Правительства, по состоянию на 1 июня 2005 г. в Российской Федерации насчитывается 12,1 млн. инвалидов. На протяжении ряда последних лет наблюдается тенденция к росту этой категории, обусловленная рядом факторов как медицинского, так и социального характера.

По просьбе ИА REGNUM проект новой федеральной целевой программы прокомментировал руководитель программ Центра социальных исследований и инноваций Александр Лысенко.

REGNUM: Александр Евгеньевич, как вы оцениваете новый план мероприятий Правительства в области социальной поддержки инвалидов?

Безусловно, одобрение концепции Федеральной целевой программы "Социальная поддержка инвалидов" является серьезным шагом вперед. Но надо признать, что инвалиды и Министерство здравоохранения и социального развития все равно оказались побежденными Министерством финансов, потому что объемы ассигнований, выделенных на финансирование программы на 2006-2010 год, составляют всего немногим больше 2,5 миллиардов рублей. Если учесть, что предыдущая программа, которая шла в течение шести лет, финансировалась из расчета в 1,5 миллиарда рублей, то простые расчеты с применением индекса-дефлятора показывают, что объемы финансирования не только не увеличились или сохранились - они уменьшились. Естественно, возникает вопрос: число инвалидов растет, обостряется проблемы трудоустройства и занятости инвалидов, бедность среди них становится хронической и застойной, почему же государство, несмотря на то, что президент дает четкие указания решить социальные проблемы инвалидности в течение ближайших нескольких лет, выделяет на эти средства меньше средств?

В бюджетном послании президент говорит: необходимо акцентировать работу по формированию бюджета, ориентированного на конечный результат. Иными словами, он говорит о том, что необходимо активнее внедрять программно-целевой метод решения различных проблем. В то же время Министерство финансов, как показывает опыт рассмотрения этой программы, не просто не увеличивает объемы финансирования на программно-целевой метод, а сокращает их. И, наоборот, увеличивает объемы финансирования различных выплат, пособий и так далее, то есть идет по старому советскому пути.

REGNUM: Почему же вертикаль власти в данном случае не работает? Почему Министерство финансов не выполняет указания президента?

Возможны два варианта. Первый - Министерство финансов сепаратно и самостоятельно решает все вопросы. В это не очень верится. Второй вариант - существует глубоко законспирированная договоренность относительно того, как решать эти вопросы на бумаге, и как решать их на жизни. Но я тоже не очень верю в это. Поэтому, на самом деле, хотелось бы, что вот эта самая вертикаль власти, о которой президент все время говорит, наконец-то заработала бы на инвалидов.

Переход к бюджетированию, направленному на результат, и к программно-целевому методу может быть только полным. Нельзя переходить частями или кусочками. Тем более, что эта проблема является настолько социально важной, и учитывая, что социальная сфера всегда потребляет массу денег. Поэтому, если мы хотим повысить эффективность бюджетных расходов в этой сфере, мы должны использовать программно-целевой метод.

REGNUM: Но, может быть, сокращение финансирования инвалидов по этой программе связано с увеличением финансирования по другим направлениям, например через монетизацию льгот?

Это финансирование идет на совершенно разные цели. Денежные выплаты, монетизация - это пассивный путь. Он позволяет повысить жизненный уровень инвалидов, вытащить их из-за черты бедности. Но программно-целевой метод предусматривает институциональные преобразования, которые дают инвалидам возможность реализовать себя, получить квалификацию, вернуться к труду, самим обеспечивать себя и тем самым снизить нагрузку на экономически активную часть населения. В одном случае финансирутеся выживание инвалидов, в другом - их ресоциализация. Я думаю, эта два пути решения одной проблемы; они как две стороны монеты, их просто нельзя разделять. Мировой опыт показывает, что надо делать и то, и другое одновременно. Дать человеку деньги это старая советская модель. Это все равно, что накормить голодного рыбой. Совсем другое дело дать ему удочку, чтобы он впредь сам мог эту рыбу себе ловить. Но финансирование удочки как раз и было сокращено...